12 января 2004
3639

Последние всеобщие выборы губернаторов

Эксперт: Шайхуллин Геннадий Сахиуллович
председатель, Избирательная комиссия Волгоградской области, Волгоград, Волгоградская область, Приволжский ФО

12.01.2005, Региональная экспертиза No 4

25.12.2004 - 10.01.2005

В декабре 2004 в ряде регионов России прошли последние всенародные выборы губернаторов. Как известно, с нового года вступил в силу закон, коренным образом изменивший порядок формирования губернаторского корпуса: впредь руководители субъектов РФ будут назначаться Президентом России по согласованию с региональными законодательными собраниями.

В этой связи результаты прошедших выборов представляют совершенно особый интерес. Фонд развития информационной политики принял решение провести экспертный опрос в регионах, где только что завершились избирательные кампании.

Как Вы можете охарактеризовать основной результат выборов? Произошли ли на выборах в Вашем регионе какие-либо существенные сдвиги в избирательских предпочтениях?

Можно ли сказать, что эти выборы оказались более скандальными, чем предыдущие? Выросла ли политическая напряженность в регионе? Снизится ли ее уровень после выборов?

Удастся ли победителю решить региональные проблемы, сможет ли он выполнить свои предвыборные обещания, обеспечить стабильность в регионе?

Как будут строиться отношения победившего кандидата с федеральным центром?

Мнение эксперта:

1. В результате голосования 5 декабря 2004 года глава администрации Волгоградской области избран не был, поскольку ни один из кандидатов не набрал более половины голосов избирателей. Во втором туре выборов 26 декабря 2004 года приняли участие два кандидата, набравшие максимальное число голосов избирателей в первом туре - Николай Волков и Николай Максюта.

Голоса избирателей в пятерке лидеров первого тура распределились следующим образом: Николай Максюта - 342 950 (41,42%); Николай Волков - 109 152 (13,18%); Олег Савченко - 107 037 (12,93%); Евгений Голубятников - 59 744 (7,22%); Владимир Горюнов - 58 600 (7,08%). Против всех проголосовало 12,98% или 107 440 избирателей . В первом туре средний показатель явки в целом по области составил 41,5%.

Задолго до финала избирательной кампании основными соперниками действующего губернатора Николая Максюты политологи называли Олега Савченко, Евгения Ищенко и Владимира Горюнова. Выход во второй тур депутата Волгоградского городского совета, предпринимателя Николая Волкова для многих наблюдателей и экспертов стал неожиданностью.

В результате выборов главы волгоградского региона 26 декабря 2004 года свой пост сохранил действующий губернатор Николай Максюта, набравший во втором туре более 51,1% голосов избирателей при явке 38,4%.

Николай Максюта в ходе предвыборной агитации в основном использовал имеющийся у него ресурс, опираясь на поддержку значительной части региональной экономической и административной элиты и части жителей региона, их стремление сохранить стабильность в социальной, экономической и политической жизни. Действующая власть позиционировалась как сильная власть, способная обеспечить уверенное движение по пути от стабильности к успешному развитию, социальным гарантиям, высоким зарплатам, достатку и уверенности в будущем.

Фактически вытеснены из публичного политического пространства региона оказались неудачно выступившие на декабрьских выборах 2003 года СПС и "Яблоко". Постепенно утрачивающая свою привлекательность в глазах избирателей КПРФ впервые в нашем регионе не выдвинула своего кандидата: партия заявила о поддержке кандидатуры Николая Максюты. Региональное отделение партии "Единая Россия" не сумело в ходе электорального цикла добиться значимых успехов - действующий губернатор сохранил влияние в областной Думе, а "партии власти" не удалось избежать и раскола в рядах думской фракции и районных партийных организациях. В результате на выборах "Единая Россия" была представлена сразу двумя кандидатами (Владимиром Горюновым и Олегом Савченко), чем дезориентировала своих избирателей. Выдвижение в качестве кандидата лидера фракции ЛДПР в Волгоградской областной Думе Евгения Голубятникова было обусловлено скорее тактическими интересами местных участников предвыборного процесса, чем партийной инициативой.

Оценивая результаты выборов, необходимо отметить, что региональная политическая элита (та ее часть, что оппонировала существующему региональному политическому режиму) не смогла предложить избирателям ни реальной альтернативы проводимому сегодня курсу, ни идентичного их ожиданиям типа политического лидерства. Убедительным подтверждением этого стало поражение на выборах региональных политиков, претендовавших на олицетворение современной и эффективной альтернативы нынешней системе политико-административного управления регионом. Кроме того, завершение очередного электорального цикла в регионе ознаменовано снижением реального влияния на важнейшие политические решения таких формальных политических институтов, как партия, выборы, законодательство в целом. Их роль оказалась снижена за счет усиления неформальных практик административной мобилизации избирателей и политического лоббирования.

2. Волгоградские выборы можно назвать скорее будничными, нежели скандальными. С одной стороны, это обусловлено особенностью областного законодательства о выборах губернатора, а именно сравнительно небольшой предельной суммой всех расходов кандидата из средств его избирательного фонда - всего три миллиона рублей. Следствием заниженной планки избирательного фонда стали неяркие, малобюджетные предвыборные кампании кандидатов, вынужденных искать для самопрезентации простые и дешевые способы. В результате, цивилизованная агитация "за и против" кандидатов переместилась из дорогого телерадиоэфира в забитые доверху "серобумажной литературой" почтовые ящики избирателей, что закономерно вызывало их активное недовольство, отчасти трансформировавшееся в протестное голосование на выборах. С другой стороны, на протяжении последних полутора лет непрерывный избирательный процесс в регионе (выборы депутатов областного и федерального парламента, мэра и депутатов областного центра, глав муниципальных образований, выборы президента страны) выработал у избирателя высокий "иммунитет" к агитационному эпатажу. Таким образом, можно констатировать, что "поствыборная" политическая напряженность в регионе находится в "фоновых показателях".

3. Удастся ли победителю решить региональные проблемы, сможет ли он выполнить свои предвыборные обещания, обеспечить стабильность в регионе?

Думаю, да.

4. Как будут строиться отношения победившего кандидата с федеральным центром?

На мой взгляд, они уже выстроены, поскольку победивший на выборах губернатор Николай Максюта избран уже на третий срок.

www.frip.ru

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован