Эксклюзив
Подберезкин Алексей Иванович
31 мая 2023
616

Последствия в области военной безопасности

С точки зрения повышения эффективности средств и способов военной безопасности, стратегический прогноз развития конкретного варианта СО – основа для будущей стратегии и обычная (банальная) практика для военного планирования в СССР и России, которой всегда уделялось приоритетное внимание: «оценка опасностей и угроз» – самая часто встречающаяся тема круглых столов и семинаров в военных академиях, институтах и органах планирования.

Аналогично используются ВС России и Белоруссии в последние годы и на территории западного союзника России, когда требуется либо ограничить военную активность членов НАТО в Польше, либо её свести к минимуму. Прибытие в июне 2019 года российский военнослужащих со столь грозным оружием как ОТРК «Искандер», а также новейшими боевыми самолетами и вертолетами накануне II Европейских игр не случайно: мы хорошо помним войну, начатую Грузией в августе 2008 года во время Олимпийских игр. Это поспособствует обеспечению безопасности на время проведения спортивного мероприятия. Во-вторых, в сентябре на российской территории пройдет совместное оперативное учение вооруженных сил Республики Беларусь и Российской Федерации «Щит Союза – 2019».

Очевидно, что убытие боевых подразделений на штатной технике приведет к ослаблению боевого потенциала белорусского оборонного ведомства. В связи с этим, российские части, прибывшие для участия в параде по случаю 75-й годовщины освобождения Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков, могут остаться на белорусской земле до возвращения с учения сил и средств ВС РБ, что поспособствует сохранению безопасности не только на территории Белоруссии, но и во всем регионе.

Кроме того, в случае необходимости российский контингент в самые короткие сроки может быть усилен. Напомним, что основное назначение ОТРК «Искандер» – уничтожение систем ПВО и ПРО противника, а также важнейших объектов, прикрываемых ими, на дальностях до 500 км.

Следовательно, разместив данные комплексы на территории РБ, при поддержке боевой авиации, в том числе российской, оставшаяся группировка сил и средств в Белоруссии будет вполне способна остудить некоторые горячие головы западных военачальников, у которых зреют реваншистские планы.

Необходимо упомянуть и про наличие на вооружении ВС РБ ракетного комплекса «Полонез», дальность поражения которого уже составляет 300 км.

К слову, у западных границ России и Белоруссии блок НАТО продолжает наращивать боевые возможности своей группировки. На протяжении нескольких месяцев проходят учения, которые будут длиться до конца сентября, где отрабатываются элементы наступательных действий.

Кроме того, у Москвы и Минска вызывает беспокойство наращивание военного присутствия США в Польше.

Согласно решению президента Трампа, войска США на польской территории будут размещены в шести точках (отдельные из них – уже и на постоянной основе). На одной из авиабаз появится и эскадрилья американских разведывательных беспилотников MQ-9.

Поэтому размещение, пусть и на временной основе, новейших образцов боевой техники и летательных аппаратов ВС РФ может стать именно тем ответным шагом, который сделает размещение в Польше и странах Балтии новых американских войсковых подразделений не эффективным, а следовательно – не целесообразным[1].

Оценка политики США английскими авторитетными экспертами: «Никто больше не относится к Америке легкомысленно. И враги, и друзья знают, что она готова использовать весь свой экономический арсенал, защищая собственные интересы. Америка прибегает к новой тактике хладнокровного балансирования на краю войны и к новым видам оружия, пользуясь своим положением нервного центра мировой экономики и не давая потокам товаров, идей, информации и денег свободно проходить через границы. В ком-то этот образ мощной сверхдержавы XXI века вызывает энтузиазм. Но такое поведение может спровоцировать кризис, ведь оно ставит под сомнение самый ценный актив Америки – ее легитимность[2].

Возможно, вы думаете, что влияние Америке обеспечивают ее 11 авианосцев, 6 500 ядерных боеголовок или ее якорная функция в МВФ. Но кроме этого она еще и центральный узел в деловой сети, лежащей в основе глобализации. Эта сеть фирм, идей и стандартов отражает и приумножает возможности Америки. Хотя в эту систему и входят товары, идущие через снабженческие цепочки, в основном ее составляющие нематериальны. Под контролем Америки или у нее на территории находится более 50% межгосударственных ресурсов, необходимых для реализации бизнес-проектов, венчурных капиталов, телекоммуникационных систем, лучших университетов мира и фондовых активов. Примерно 88 % всех валютных сделок в мире осуществляются в долларах. Повсеместно на планете постоянно используются карты «Visa», в долларах выставляются счета, люди спят рядом с устройствами с чипами «Qualcomm», смотрят «Netflix» и работают в компаниях, куда инвестирует средства «BlackRock».

Иностранцы идут на все это, потому что в конечном итоге им это выгодно. Может, и не они устанавливают правила игры, зато они получают доступ к американским рынкам и могут рассчитывать на справедливое отношение к себе, наравне с американскими фирмами. Глобализация и технологии сделали эту сеть еще более мощной, хотя доля США в мировом ВВП и уменьшилась с 38%, которые были в 1969 году, до сегодняшних 24%. Китай пока не может с ними конкурировать, хотя его экономика по размеру и приближается к американской»[3].

Главный вывод, который следует из выбора правящей элиты в пользу «Варианта № 4» («Готовность к активным оборонительным и наступательным действиям») следующий[4]:

1. Современное силовое противоборство происходит во всех областях взаимодействия субъекта ВПО с другими субъектами, акторами и факторами. Военно-силовое противоборство выступает частью, набором средств и способов более широкого спектра противоборства между различными субъектами и акторами ВПО[5].

2. Наиболее эффективными внешнеполитическими инструментами силового противоборства (наименее дорогими, менее рискованными и результативными) стали не военные инструменты силовой политики. Военные действия на Украине, где нет военнослужащих из стран НАТО, подтверждают этот вывод. Поставки ВВСТ на Украину, финансово-экономичная помощь (которая ставит Украину в долгосрочную зависимость от Запада), политика санкций и сдерживание развития России – вот набор основных силовых средств, используемых западной военно-политической коалицией.

 

________________________________________

[1] В частности, такая концепция предлагалась мною в серии работ, основной из которых стала: Подберёзкин А.И. Состояние и долгосрочные военно-политические перспективы развития России в XXI веке. М.: Издательский дом «Международные отношения», 2018. 1596 с.

[2] Подберёзкин А.И. Роль США в формировании современной и будущей военно-политической обстановки. М.: ИД «Международные отношения», 2019, сс. 189–196.

[3] Америка развёртывает новые экономические вооружения // Экономист. 10.06.2019.

[4] Подробнее: Стратегическое сдерживание: новый тренд и выбор российской политики: монография / А.И. Подберёзкин, М.В. Александров, К.П. Боришполец и др. М.: МГИМО-Университет, 2019. 656 с.

[5] Подберёзкин А.И., Жуков А.В. Оборона России и стратегическое сдерживание средств и способов стратегического нападения вероятного противника // Вестник МГИМО-Университет, 2018, № 6, cc. 141–168.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован