Эксклюзив
24 января 2014
3799

Потенциал субъектов инновационной деятельности муниципального образования (на примере г. Ростова-на-Дону)

Последние десятилетия российской экономики соответствуют трансформации плановой централизованной экономики, которая позволила подойти к открытой рыночной системе хозяйствования. В ходе такой трансформации экономика потеряла большую часть своей инновационной способности, потому что старые директивные модели управления инновациями исчезли или становились малоэффективными в новых условиях. Тем не менее, постепенно формируется и открывает возможности для экономического роста новая инновационная система, адаптированная к рыночным реалиям и острым вызовам времени.
Перед российскими регионами и крупными индустриальными мегаполисами стоит три блока важнейших задач:
- восстановление способности экономики воспринимать и осуществлять инновации и на этой основе проведение модернизации технологическо-производственной базы территории;
- эффективное и комплексное использование научно-технического потенциала территории для качественного изменения уровня жизни населения;
- диверсификация экономики в сторону наукоемких отраслей производства товаров и услуг с высокой долей добавленной стоимости и уровнем конкурентоспособности [1].
Для реализации названных задач на уровне городского округа требуется последовательная муниципальная инновационная политика, способная объединить вместе в рамках городской инновационной системы всех заинтересованных участников, определить их роли и обязанности и мотивировать для последовательных и системных действий.
Муниципальная инновационная политика не выступает в качестве надстройки или простого дополнения к существующей политике социально-экономического развития территории, а охватывает широкий спектр отдельных направлений, таких как научно-техническая политика, политика в сфере образования, промышленно-технологическая политика, экологическая политика и т.д. Однако такая интеграция требует значительной координации с региональным и федеральным уровнями управления, между муниципальными ведомствами, наукой и производством, малым и крупным бизнесом. Такая политика в области коммерциализации технологий может быть осуществлена только в тесном сотрудничестве с производственными секторами экономики города, а также наиболее активными элементами городского сообщества.
В настоящее время муниципальная инновационная система находится в состоянии значительной неопределенности, поскольку она пытается приспособиться к условиям открытой рыночной экономики и от модели, управляемой предложением, перейти к системе, управляемой спросом, общественными и индивидуальными потребностями.
Город Ростов-на-Дону располагает значительными ресурсами - материальными и нематериальными активами для развития инновационной экономики, формирования благоприятной инновационной среды и инфраструктуры коммерциализации инновационных продуктов и услуг. В то же время основные компоненты городской инновационной системы - комплекс научных учреждений, система общего и профессионального образования, инновационно-технологический потенциал промышленности и сферы услуг, институты развития и сервисная рыночная инфраструктура - имеют неодинаковый уровень развития, характеризующийся дисбалансом и непропорциональным развитием отдельных составляющих инновационной системы города.
Доля инновационных продуктов и услуг в общем объеме производства предприятий промышленности составила в 2011 г. 7,6%, при сохранении устойчивых темпов её роста. Однако, отраслевая структура инновационно активных предприятий остается крайне ограниченной: 87,6% инновационной продукции приходится на промышленный сектор экономики города и 11,9% организации связи [2]. Отраслевая структура финансирования научного комплекса города в целом отражает статус города как крупного инновационно-промышленного центра. Согласно стратегическому плану социально-экономического развития города Ростова-на-Дону на период до 2025 года 80% всех затрат на исследования и разработки приходится на технические науки, 10% - на естественные науки, 4,7% - на сельскохозяйственные науки, остальные 5,3% приходится на медицинские, общественные и гуманитарные науки.
По нашему мнению, основные проблемы развития инновационного комплекса муниципалитета состоят в следующем:
o сохраняется низкий уровень спроса на исследования и разработки со стороны предприятий и организаций реального сектора экономики в связи со слабой инновационной активностью предприятий и недостаточно развитой инфраструктуры поддержки инновационной деятельности;
o недостаточный уровень активности научных организаций во внешнеэкономической деятельности, сложности и отсутствия опыта их выхода на мировые рынки научных разработок;
o неразвитость институциональной среды для эффективной инновационной деятельности, избыточность огосударствления и бюрократизации процесса коммерциализации результатов научно-технической деятельности.
Консервация инновационных процессов в анализируемом периоде свидетельствует о том, что руководство подавляющего большинства ростовских предприятий ориентируется на производство традиционных видов продукции с использованием достаточно устаревших (по сравнению с мировыми тенденциями) производственными технологиями. В условиях недостаточно прочного финансового состояния и устойчивых ожиданий всплеска кризисных явлений в обозримом будущем ростовские предприятия (в основной массе) не предпринимают системных мер по обновлению производственно-технологического потенциала, формированию новых рыночных ниш и внедрению высокоэффективных бизнес-моделей. Однако, такая позиция обрекает предприятия города на существенное отставание от хозяйствующих субъектов инновационно ориентированных территорий России, и оставляя, в лучшем случае, возможность догоняющего характера развития экономики городского округа.
Общие положительные тенденции в основных видах промышленных производств, связи и предоставления услуг создали в 2011 году благоприятные условия для восприятия бизнесом инноваций [2], подкрепленные последовательными действиями Администрации города по активизации инновационной деятельности на основе программно-целевого подхода. В рамках принятой долгосрочной городской целевой программы "Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций и развития инновационной деятельности на территории г. Ростова-на-Дону на 2012-2015 годы" [3] предусмотрен комплекс мероприятий, направленный на поддержку технологического предпринимательства. Расширить и реализовать сложившиеся позитивные предпосылки к качественному изменению ситуации в инновационной сфере г. Ростова-на-Дону представляется возможным только при концентрации усилий и ресурсов различных уровней управления и хозяйствования на ключевых направлениях структурной модернизации экономики города.
Рассматривая переход на инновационную модель экономики как долгосрочную и реалистичную цель, необходимо увязать темпы достижения стратегической цели с исходными условиями и имеющимися ресурсами. Формирование стратегического видения будущего муниципалитета определяется как исторически сложившейся доминантой развития города, уровнем и глубиной существующих критических проблем, масштабом накопленного потенциала экономического роста, так и степенью готовности политической, властной и предпринимательской элиты генерировать, осуществлять и стимулировать структурные изменения в хозяйственном комплексе города, качественно меняющие облик и организацию муниципальной экономики.
В связи с этим качественные изменения в экономическом и общественном укладе муниципалитета должны осуществляться путем постепенного и системного накопления ключевых факторов развития, что предопределяет необходимость в разработке долгосрочной стратегии города как "дорожной карты" реализации базовых проектов структурной модернизации всех сфер жизнедеятельности городского сообщества.
В сложившихся условиях целесообразным представляется использование опыта развития коммерциализации технологий субъектов инновационной деятельности в странах ЕС. Тенденции состоят в отказе государства от прав на объекты интеллектуальной собственности, созданные за счет федеральных средств, и выведении на рынок реальных собственников научно-технических результатов [1] Вместе с тем невозможно скопировать уже имеющийся опыт, но очень важно опираться на него, формируя собственную стратегию инновационного развития. Поэтому, например, в странах ЕС использование методов бенчмаркинга для наилучшей организации инновационной политики считается одним из критических факторов ее успешности [4].
Основные направления развития субъектов инновационной деятельности заключаются в более наукоемкой и диверсифицированной экономике. Ключевыми факторами, определяющими возможность и необходимость осуществления инновационной деятельности на предприятиях области, являются уровень накопленных финансовых ресурсов для осуществления модернизационных проектов и усиливающееся конкурентное давление со стороны российских и иностранных компаний.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Коммерциализация результатов научно-технической деятельности: европейский опыт, возможные уроки для России // Под общей редакцией: В.Иванова, С.Клесовой, П.Линдхольма, О.Лукши. М.: ЦИПРАН РАН, 2006.
2. Инвестиционный паспорт Ростова-на-Дону / Стратегический план социально-экономического развития города Ростова-на-Дону на период до 2025 года. Москва, 2009.
3. Долгосрочная городская целевая программа "Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций и развития инновационной деятельности на территории г. Ростова-на-Дону на 2012-2015 годы". [Электронный ресурс]: http://www.rostov-gorod.ru/?ID=18917.
4. TrendChart Innovation Policy in Europe, 2004.


Мошкин И.В., к.э.н.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован