Профессор Александр Гусев в интервью журналу «Стратегическое планирование» 25.12.2015 года: усилившаяся конкурентная борьба между государствами сейчас серьезно обостряется в связи с тем, что глобализация в рамках пятого технологического уклада дошла до своих естественных пределов и перестала быть стимулом развития мировой экономики.
Поэтому можно говорить о кризисе такого явления, как глобализация. Этот кризис назрел и возникла необходимость кардинальной перестройки мировой экономической, финансовой и политической системы.
Нынешняя дестабилизация мировой ситуации уже породила глобальные риски, это прежде всего:
риск затяжного мирового финансово-экономического кризиса, связанного со снижением нормы прибыли и исчерпанием потенциала развития в рамках текущего технологического уклада;
риск краха мировой финансово-валютной системы, основанной на использовании доллара в качестве резервной мировой валюты;
риск глобальной войны вследствие разрушения существующей системы международной безопасности, роста числа региональных военных конфликтов, перекраивания границ, расширения и переформатирования военных союзов;
демографические и социальные риски в связи с массовыми миграциями населения, рост социальной напряженности, угроза революций и гражданских войн.
В условиях перечисленных рисков стратегическая политика США и их ближайших союзников направлена на то, чтобы сохранить свои позиции и ослабить геополитических конкурентов, прежде всего, в лице России и Китая.
В этой стратегической политике США, России отведена роль сырьевого придатка, рынка сбыта западных товаров, страны, не обладающей политической правосубъектностью.
Страны Запада поставили себе приоритетной целью социально-экономическую и политическую дестабилизацию России, по сути, объявив ей информационную, политическую, экономическую и финансовую войны и пытаясь втянуть ее в горячую войну.
При этом в нашей стране действительно существуют серьезные нерешенные внутренние проблемы, осложняющие как противодействие внешнему давлению, так и внутреннему противостоянию «пятой колонны». Указанные проблемы, безусловно, связаны с сырьевым характером экономики, слабостью отечественной промышленности, отсталостью и изношенностью инфраструктуры, недостаточным спросом на отечественные инновации в обществе и, как следствие, недостаточным финансированием науки, системы образования и здравоохранения, отсутствием единства внутри политической элиты и ее ответственности, общим снижением жизненного уровня населения.
И в этой ситуации Россия пытается не только выжить как суверенное государство, но хочет реализовалась альтернативную модель мира, основанную не на диктате одного центра силы, а на коллективных началах с согласованием интересов всех стран, т.е. к созданию многополярного мира.
Однако для выработки стратегии парирования угроз необходимо понимать динамику их нарастания или актуализации угроз во времени.
В краткосрочном периоде необходимо выдержать мощное давление со стороны стран Запада во всех сферах деятельности.
В геополитической, военной и оборонной сферах с целью предотвращения развития событий по эскалационному сценарию необходимо:
противостоять давлению США и Евросоюза, тесно сотрудничать в рамках БРИКС, ШОС, ЕАЭС, ОДКБ, ЕАЭС, твердо отстаивая и продвигая свои национальные интересы;
продолжать поддержку ДНР и ЛНР, играющих роль «буферных зон» с целью недопущения конфронтации с Украиной.
В финансовой и экономической сферах с целью стабилизации ситуации и уменьшения негативных последствий от западных санкций необходимо:
установить жесткий контроль государства за валютными операциями с целью ограничения вывоза капитала и недопущения дестабилизации национальной валюты;
ввести меры по контролю за ценами, а при необходимости и установить «потолок цен» на отдельные виды продукции;
добиться увеличения уровня инвестиций в экономику путем:
снижения кредитных ставок для бизнеса, с одновременным принятием мер по предотвращению перетекания дешевых кредитов в валютные спекуляции;
создания преференциальных условий для частных инвесторов;
увеличения государственных инвестиций в приоритетные отрасли;
повышения уровня монетизации экономики за счёт адресной безинфляционной эмиссии и государственных валютных займов;
повысить доходы бюджета за счет введения дополнительных акцизов на алкоголь и табак, а также за счет перехода к прогрессивной шкале налогообложения;
использовать возможности союзных и дружественных государств для обхода санкций и смягчения их последствий;
установить персональную ответственность руководителей экономического блока правительства за реализацию антикризисной политики;
законодательно установить ответственность Центрального Банка РФ за состояние экономики России и обеспечение экономического роста.
Во внутриполитической и социальной сферах с целью недопущения дестабилизации ситуации следует:
принять меры по повышению доверия общества к власти, включая систематическое публичное разъяснение действий власти, реальную борьбу с коррупцией, расширение показа в СМИ позитивных моментов в экономике и обществе СМИ;
организовать общественно-информационное противодействие «пятой колонне» внутри страны, способствовать организации общественных движений типа «антимайдана»;
усилить контроль за деятельностью местных властей, увеличить возможности обратной связи для получения информации на местах, своевременного устранения негативных явлений;
отказаться от мероприятий, которые не являются критическими для власти, но способны спровоцировать массовые протесты, например, закрытие больниц и школ, детских садов, библиотек, спортивных сооружений, а также увольнения врачей, учителей, воспитателей, тренеров под предлогом экономической оптимизации социальной сферы;
отказаться от увеличения пенсионного возраста, платного образования и медицинского обслуживания населения;
сбалансировать рост услуг жилищно-коммунального хозяйства на уровне не более 5-7 процентов от размера минимальной заработной палаты;
поддержать ежегодную индексацию пенсий и стипендий, на уровне показателей годовой инфляции, а также выплаты материнского капитала за двух и более детей;
обеспечить бесплатный проезд во всех видах городского транспорта пенсионеров, ветеранов войны и труда, инвалидов, школьников.
В научно-технологической сфере с целью недопущения отставания в развитии необходимо:
провести полную «инвентаризацию» научных школ, создать стимулы для их сохранения и развития;
разработать приоритеты технологического развития страны;
сформировать научно-технологические кластеры «нового поколения»;
создать условия для ускоренного внедрения новейших технологий путем налоговых льгот и других преференций, повышения заинтересованности крупных корпораций и предприятий во внедрении новой техники и новых технологий посредством внедрения инноваций.
В демографической сфере с целью недопущения ухудшения ситуации необходимо:
реализовать демографический маневр, добившись реального снижения смертности населения;
значительно повысить акцизы на табак и алкоголь, направив полученные деньги на поддержку рождаемости, в том числе путем предоставления льгот многодетным семьям на приобретение жилья;
трудоустраивать русскоязычных беженцев из Украины и других стран Дальнего Зарубежья, в тоже время жестко регулировать потоки мигрантов из стран Центральной Азии в соответствии с потребностями экономики и сохранением стабильности российского общества.
Программа действий по нейтрализации новых угроз и рисков России должна лечь в основу системы стратегического планирования в Российской Федерации, создаваемой в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2015 года №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»…
Профессор Александр Гусев в интервью журналу «Стратегическое планирование» 25.12.2015 года.