Все три российских боксера, которые вышли в финал, стали олимпийскими чемпионами. Алексей Тищенко (57 кг) победил северного корейца Ким Сонг Гука, Гайдарбек Гайдарбеков (75 кг) - Геннадия Головкина из Казахстана. А супертяжеловесу Александру Поветкину была поднята рука без боя, поскольку на предстартовом взвешивании его соперник - египтянин Мохамед Али был снят врачами из-за травмы.
ФИНАЛ С НАДРЫВОМ
Алексей Тищенко с оливковым венком на голове, наброшенным на плечи российским флагом сидел в зале для пресс-конференций как молодой бог и очень внимательно рассматривал только что полученную золотую медаль, время от времени прикладывая ее к губам и пробуя на зуб. Наверное, ничего слаще за свою 20-летнюю жизнь пока не дегустировал.
Вспоминаю, как четыре года назад здесь же, в Афинах, на первенстве Европы среди юношей, Леша, один из лидеров сборной, стал только серебряным призером. `Только`, потому что восемь его товарищей по команде выиграли тогда золото. Надо было фанатично любить бокс, чтобы этот удар по мальчишечьему самолюбию правильно пережить...
Где сегодня те победители? Многие из них, я знаю, уже давно порвали с боксом, и, наверное, екнуло у них сердце, когда в минувшую субботу увидели Тищенко поющим Государственный гимн России на высшей ступеньке олимпийского пьедестала почета.
В субботнем финале Леша разделался с жилистым, показательно уверенным в себе, как все северные корейцы, Ким Сонг Гуком. Против точных серийных ударов соперника тот не нашел контраргументов. А ведь еще утром перед финалом участие Тищенко в бою стояло под большим вопросом, поскольку надрыв предплечевого сустава, полученного в поединке с южным корейцем, не позволял ему даже поднять правую ударную руку (ну как в тот момент было не вспомнить знаменитый олимпийский футбольный финал 1956 года, где советский футболист с такой же фамилией сломал ключицу, а потом выдал пас, после которого был забит `золотой` гол?). Но на сей раз гениальное мастерство проявил врач сборной России Валерий Николаев, сумевший восстановить Алексея к решающему поединку.
- Леша, каков был тактический план на финал?
- Мы внимательно просмотрели видеозаписи всех боев, которые провел кореец на этой Олимпиаде, и главный тренер сборной Николай Дмитриевич Хромов обратил мое внимание на то, что соперник пасует перед серийными атаками. Другими словами, мне с первых же минут нужно было взять инициативу в свои руки. Не сразу, может быть, но в конце концов все-таки удалось выполнить тренерскую установку
- Уже после первого раунда вы вели со счетом 13:2, вы об этом знали?
- Нет. Но я чувствовал по поведению секундантов, что бой складывается хорошо. Если бы я проигрывал или разница в очках была бы минимальной, они бы разговаривали со мной на два тона выше.
- Известно, что в олимпийскую сборную вы попали во многом благодаря стечению обстоятельств. Раимкулю Малахбекову (у которого вы, к слову, выиграли в финале чемпионата России) первому предоставили право завоевать олимпийскую лицензию в вашей категории. Обидно было?
- Конечно. Ни я, ни мой тренер не верили в то, что Раим может проиграть на чемпионате Европы. Ему, с его-то титулами, надо было дойти только до полуфинала, то есть выиграть два боя. Лишь мой отец, не знаю почему, верил, что шансы на поездку в Афины у меня еще не потеряны. И вот, представляете, однажды рано утром он разбудил меня и сообщил новость, которую я поначалу принял за продолжение счастливого сна: Малахбеков проиграл во втором поединке с разницей в одно очко...
- А здесь, во втором бою с азербайджанцем Имрановым, наверное, распрощались с надеждами на медаль, когда в третьем раунде он вел с преимуществом в 10 очков?
- Я чувствовал, что выигрываю. Пусть судьи и считали иначе. В общем, справедливость восторжествовала, когда бой прекратили из-за рассечения у Имранова.
- Во время исполнения российского гимна в честь вашей победы вы пели. Специально готовились к этому событию?
- Нет, я и раньше знал слова.
ГАЙДАР ШАГАЕТ ВПЕРЕДИ
Сейчас, когда все уже позади и мы знаем, что второй наш участник субботних финальных боев - Гайдарбек Гайдарбеков (75 кг) тоже стал олимпийским чемпионом, можно признаться, что у руководителей нашей сборной были большие сомнения относительно счастливого исхода его поединка с чемпионом мира-2003 Геннадием Головкиным из Казахстана. И не потому, что не верили они в возможности Гайдарбека, а потому, что в современном боксе действуют, к сожалению, и околобоксерские законы. На момент, когда Гайдарбеков вышел против Головкина, у России уже была одна золотая медаль, а у Казахстана - нет. Такой примитивный, на первый взгляд, довод в мире нынешнего любительского бокса мог стать решающим. В Казахстане тоже очень популярен этот вид спорта, в него там вкладывают немалые деньги. Среди чемпионов Олимпийских игр 1996 и 2000 годов были казахские боксеры. Оставить их без `золота` сейчас - значит заставить сделать шаг назад (в этом плане безоговорочная командная победа кубинцев явно не вписалась в нынешнюю политику АИБА). Словом, дагестанскому боксеру надо было показать фантастический бокс, чтобы убедить судей в своем превосходстве. И Гайдарбек убедил. Причем не только служителей Фемиды, но и самого Головкина. После боя Геннадий признал, что россиянин был сильнее.
`РУКА МНЕ БОЛЬШЕ УЖЕ НЕ НУЖНА`
- Гайдарбек, олимпийское золото и серебро у вас уже есть. Еще в этом году вы стали чемпионом Европы. Что дальше?
- Ничего. У меня сейчас очень болит рука, но она мне больше не нужна. Я решил на этом закончить: просто не чувствую в себе резервов для продолжения карьеры. Надо уступать дорогу молодым. Займусь тренерской работой. Может быть, открою кафе у себя в Каспийске. Но главное - это семья. Вы, наверное, знаете, что после неудачного для меня чемпионата Европы-2002 я обзавелся семьей. Расстроился и женился (смеется). В этом году родился сынишка. Узнал об этом во время тренировочного сбора в Санкт-Петербурге, перед турниром с участием команд СНГ. Тридцатого августа Ахмаду исполнится три месяца. Так что эту победу в первую очередь посвящаю ему.
- После Игр в Сиднее вы сказали, что теперь попробуете себя в профессионалах?
- Не свелись, как говорится, концы с концами. Было много заманчивых предложений, но в профессиональном боксе слишком много обмана.
- А в любительском?
- К сожалению, теперь тоже. Раньше любительский бокс славился порядочностью и честностью, но сейчас здесь тоже очень много политики.
ТЕНЬ МОХАМЕДА АЛИ
На финальный бой против египтянина Мохамеда Али наш супертяжеловес Александр Поветкин вышел не только в полной амуниции, но и с необыкновенно серьезным лицом. Словно и не было в это утро традиционного построения команды в Олимпийской деревне, где президент ОКР Леонид Тягачев сообщил, что Саша стал олимпийским чемпионом без боя. На взвешивании выяснилось, что у египетского боксера травмы обеих рук и он отказался от претензий на золотую медаль.
- Саша, не обидно, что это событие (в истории отечественного бокса появился первый олимпийский чемпион в супертяжелом весе. - Б. В.) произошло столь буднично?
- Конечно, обидно. Очень хотел побоксировать с Али. Он работает на ринге в моей любимой манере, и думаю, что у меня проблем бы не было. Тем более что четыре года назад я уже с ним встречался и очень легко выиграл.
- И нокаут был бы возможен?
- Вполне.
- Что вам сказал ваш секундант и личный тренер Валерий Белов перед тем, как было объявлено, что египтянин в ринге не появится?
- Попрыгай, говорит, немного - изобрази бой с тенью.
30 августа 2004, No152-М (16 423)
Борис Валиев
`Советский спорт`
http://nvolgatrade.ru/