Повстанцы или преступники: терминология террора
Поминальные молитвы, колокольный звон, у памятников - цветы и мерцающие свечи. В России и США отдали дань памяти жертвам страшных терактов. Трагедии пришлись на конец августа и первые недели сентября. Черные недели.
Первый взрыв прогремел 31 августа 1999 года. Бомба сработала в торговом комплексе "Охотный ряд", что под Манежной площадью в Москве. Говорят, что это преступление не было связано с последовавшей в России волной трагедий. Но жертвам от этого не легче - один человек погиб, сорок - ранены.
Вспомним хронологию последовавшего за этим кошмара. 4 сентября в дагестанском Буйнакске рухнули два подъезда пятиэтажного жилого дома на улице Леваневского. Взорвался припаркованный рядом грузовик, начиненный тремя тоннами адской смеси из алюминиевого порошка и аммиачной селитры. В доме проживали семьи военнослужащих. 64 человека погибли, 146 ранены. 8 сентября рвануло в Москве, в 9-этажном доме по улице Гурьянова. Погибли 100 человек, 690 ранены или получили психологическую травму. 13 сентября полностью разрушено здание на Каширском шоссе - в подвале сработала бомба, эквивалентная 300 килограммам тротила. 124 погибших, семеро раненых. И 16 сентября - Волгодонск Ростовской области. Снова грузовик с взрывчаткой, снова девятиэтажный дом. Погибли 19 жильцов, 89 оказались в больнице.
Мир не содрогнулся. Мир, во всяком случае, западный - все еще воспринимал Россию как нечто чужеродное. И обвинял российские власти в том, что они, якобы, использовали эти теракты как повод для военных операций на Северном Кавказе. А Москва тем временем боролась с терроризмом и предлагала другим странам встать с ней плечом к плечу в этой борьбе. Но Москву не слушали.
Запад столкнулся с вылазкой террористов 11 сентября 2001-го. Протаранившие башни Всемирного торгового центра и здание Пентагона "Боинги" унесли почти три тысячи человеческих жизней. Оказалось, что даже в таком благополучном "доме-крепости", как США, люди не могут чувствовать себя в полной безопасности. Началась война с экстремистами. "Антитеррористическая коалиция" искала их сначала в Афганистане, потом в Ираке. Но даже тогда на Западе продолжали делить убийц на "террористов" (это которые против них) и "борцов за свободу" (которые против России). Подобные "двойные стандарты" в мировой политике и в наше время не исключение, а норма, - с сожалением отмечает политолог Михаил Ремизов:
"Оценка тех или иных повстанческих движений напрямую зависит от позиции государств, которые оценивают. Если говорить о ситуации 11 сентября, то там реакция была продиктована тем, что впервые в таких масштабах атаке подверглась самая мощная, крупная, ощущающая свою неуязвимость на протяжении долгих веков страна. Страна, которая ощущает себя центром мира и прививает другим подобные ощущения. Российские лидеры фактически первыми стали в ряды антитеррористической коалиции, которая под эгидой США стала формироваться в этот период. Но при этом сами Соединенные Штаты не спешили занимать однозначную позицию по всем эпизодам террористической войны, которая идет в разных уголках земного шара. Они оставляют за собой право назвать кого-то террористами, а кого-то - повстанцами", - говорит политолог.
Причин такого поведения Вашингтона много. Одна из них заключается в том, что на Западе все еще сильны русофобские настроения, - считает зампредседателя Комитета по международным делам российской Госдумы Андрей Климов:
"Кроме того, Соединенные Штаты Америки придают очень большое значение идеологическому и информационному обеспечению своих действий. В России еще так не научились работать. Во-вторых, у США огромная сеть политического лоббирования. Эта сеть распространяется на все континенты. Все эти компоненты, вместе взятые, позволяют Соединенным Штатам в огромное увеличительное стекло показывать те проблемы, которые они хотят выделить, и наоборот - скрывать проблемы, реально существующие", - подчеркнул Андрей Климов.
11 сентября жертв терактов 2001 года поминали и в российской столице. Церемония прошла у храма святой Екатерины на Ордынке. Присутствовал там и посол США в России. По словам Джона Байерли, американская сторона чувствует поддержку России в борьбе с терроризмом и видит конкретные доказательства такой позиции Москвы. В частности, то, что Россия открыла свое воздушное пространство для транзита военных грузов в Афганистан.
А Владимир Путин в этот скорбный день напомнил, что Россия как никакая другая страна знает, что такое терроризм. В борьбе с общей угрозой надо отложить все противоречия и споры и объединить усилия, - призвал российский премьер. Есть надежда, что этот призыв будет услышан.
12 сентября 2009 г.