06 мая 2008
3679

Повышение Правительством РФ тарифов на газ и электроэнергию

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Еще один гость у нас. Это президент Института энергетической политики Владимир Станиславович Милов. Здравствуйте, Владимир Станиславович.

В.МИЛОВ: Здравствуйте, Матвей.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Вопрос короткий. Вы, конечно, знаете историю с Правительством Зубкова, который сейчас даст старт всему, чему только можно дать в отношении свободного поведения цен. Что ждать россиянам?

В.МИЛОВ: Да ничего хорошего. Сегодня были озвучены цифры. Я так понимаю, что уже через три года у нас будет газ по 120 долларов в России. Думаю, что это не самый лучший сценарий для нашего населения, для промышленности.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Вы знаете, не так много времени - я хотел бы, чтобы вы вообще поразмышляли не только про газ, но и вообще. Ну вот масло 100 рублей. То есть к чему идем. Я вот здесь читаю, и тут замечательная вещь написана, что, конечно, виноват всякий мир, потому что он много ест, и там идет рост цен. Если это общемировая тенденция, то могли ли мы что-то сделать, сделали ли и что надо сделать, чтобы как-то мы были хоть немного защищены?

В.МИЛОВ: Матвей, давайте разделим все-таки газ и электроэнергию с одной стороны и масло с другой. Это действительно разные вещи. Потому что есть все-таки доля правды в том, что на мировом рынке продовольствия происходят разные нехорошие вещи, и наш рост цен в какой-то мере связан с этим. Что касается газа и электроэнергии, то здесь, думаю, Правительству Зубкова нечего будет ответить. Вопрос-то простой - ведь тот рост цен, который был объявлен сегодня - какие-то сумасшедшие проценты - 25%, 30% на газ в год - вот это как раз в данном случае находится непосредственно в руках Правительства, и те цифры роста цен, которые были названы сегодня, являются следствием того, что наше правительство в последние годы делало своими руками. Ну, грубо говоря, когда мы предлагали идеи по реформе Газпрома несколько лет назад, мы считали, сколько примерно может стоить газ, если в России будет полноценный конкурентный рынок, то есть будут независимые конкурирующие друг с другом газодобывающие компании. У нас по всем расчетам выходило, что газ не должен стоить в среднем для российских потребителей дороже 60-70 долларов за тысячу кубометров. Мы самая богатая в мире газом страна, у нас его много, и несмотря на рост издержек добычи, вот в таких пределах цены удерживать было бы вполне возможно. Но вот приняли решение газовую реформу отставить, Газпром оставить таким, как есть. Вот сейчас, собственно, мы и вынуждены будем есть 120-долларовый газ, как европейцы.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Ну хорошо. Вот сейчас Путин станет премьером - надеюсь, просто молю бога, чтобы стал, потому что он прикажет - его Правительство сделает. Может, хоть как-то, несмотря на 11 вице-премьеров, будет с кого спросить. Каков у него инструментарий для того, чтобы сделать жизнь хотя бы сносную в каком-то смысле?

В.МИЛОВ: Вообще говоря, общий инструмент, который должен задействоваться государством в целом для борьбы с этой ситуацией с ростом цен на самые разные продукты, это конкуренция, конкурентная политика. Просто прямое насаждение конкуренции на конкретных товарных рынках, как это было несколько лет назад в сотовой связи, где столкнулись лбами три оператора и в итоге получили резкое снижение цен на сотовую связь. И, кстати, достаточно серьезный рост качества услуг. Надо понимать, что в рыночной экономике единственное лекарство от такого монопольного возвышения цен - это конкуренция. Кстати, я так понимаю, будущий премьер Путин сам же достаточно четко Правительству в свое время крикнул, что Газпром реформировать не будем. Так что, в общем, мы сейчас расхлебываем плоды выбранной им модели политики в газовой отрасли.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Ну, все же, я бы повторил свой вопрос, если позволите. Помните - "Первоочередные задачи советской власти" - учили мы с вами, зубрили. Замечательная работа. Вот если б вы написали, хотя вы написали... "Первоочередные задачи путинского Правительства", что Владимир Владимирович должен сделать для того, чтобы народ не вышел на улицы, скажем прямо?

В.МИЛОВ: Ну давайте сузим вопрос. Для того, чтобы цены на газ и электричество не росли такими темпами, реформировать Газпром - разделить его на независимые компании и устроить между ними конкуренцию. Это единственное лекарство. А в противном случае мы будем продолжать наблюдать эти растущие газовые ценники и ценники на электричество.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Но это вы говорите о ЖКХ. Когда мы говорим о подсолнечном масле, вы сказали, что там несколько иная ситуация. Что делать с ценой за бутылку подсолнечного масла 100 рублей?

В.МИЛОВ: Ну, что касается продовольствия, то давайте коротко взглянем на наши внутренние проблемы, которые не связаны с мировым рынком. Это такая простая проблема, как то, что наши сельхозпроизводители, сельскохозяйственные предприятия задавлены этими самыми перепродавцами, которые на самом деле во-первых, держат достаточно низкие закупочные цены на продовольствие, что сдерживает рост производства в сельскохозяйственном секторе - 2-3% роста сельскохозяйственного производства в год - это, конечно, никуда не годится, так у нас постоянно будет дефицит. А во-вторых, они же сами накручивают оптовые ценники. И мы видим, что в связи с размораживаем цен, окончанием действия соглашения о заморозке цен, которое произошло 1 мая, уже эти оптовые ассоциации сельскохозяйственных поставщиков начали говорить о том, что мы будем повышать цены кто на 5, кто на 6, кто на 8%. Вот это те монополизировавшие рынок оптовые структуры, с которыми нам и нужно бороться путем насаждения конкуренции. Конкуренция - это единственный способ, который в состоянии придавить аппетиты тех, кто сегодня на самых разных рынках наших занимает монопольные позиции - и в газе, и в торговле продовольствием.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Спасибо вам большое, Владимир Станиславович. Легче не стало. Я думал, вы, пользуясь нашим знакомством, что-то ласковое... доброе слово ведущему - оно же повышает ему настроение. А вы про какую-то... мы тут, господин Милов, госмонополии клепаем каждый день по штуке, вы говорите о какой-то конкуренции...

В.МИЛОВ: И получаете результат в виде роста цен. Ничего другого быть не может.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Самый парадокс - что клепают монополии одни, а результат получают совсем другие.

В.МИЛОВ: Да. К сожалению, людям пора это начать уже понимать.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Спасибо большое. Благодарю вас, что нашли время с нами пообщаться. Владимир Милов - президент Института энергетической политики



http://milov.pablito.ru/2008/05/echo06-05-2008/print/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован