27 ноября 2006
1689

Праздник на улице авиастроителей

Контроль над отраслью государство возвращает себе
Газета "Молодёжь Эстонии",
Автор - Василий Зубков, экономический обозреватель РИА "Новости"

* * *


Комиссия во главе с министром промышленности и энергетики РФ Виктором Христенко объявила на днях об учреждении Объединённой авиастроительной корпорации - ОАК. Соответствующее постановление подписал премьер Михаил Фрадков. Таким образом, выполняется весеннее указание президента Владимира Путина о создании авиастроительного холдинга.

Проект возрождения авиастроения в России одобрен на всех уровнях, что неудивительно. Концентрация производственных, финансовых и интеллектуальных ресурсов для выпуска современных гражданских и военных самолётов напрямую влияет на обеспечение безопасности и обороноспособности государства.

ОАК объединит в себе около 20 ведущих отечественных компаний, специализирующихся на строительстве военной и гражданской авиации - в том числе "МиГ", "Сухой", "Туполев", "Ильюшин". Доля государства в уставном капитале холдинга составит не менее 75%. К началу апреля 2007 года должны быть определены состав негосударственных акционеров и размеры долей в ОАК.

В истории мирового авиастроения уже были случаи такой масштабной консолидации. Например, корпорация Boeing прошла через это в 50-е годы прошлого века. В США и Европе практически осталось по одной ведущей фирме. А в Канаде и Бразилии авиационные концерны "Бомбардье" и "Эмбраер" - национальные лидеры в экономике и "любимые чада" правительств.

Но у российской реформы особая специфика. Отечественное авиастроение, особенно гражданского назначения, за последние пятнадцать лет понесло самые катастрофические потери среди всех отраслей российского машиностроения. За первую половину текущего года сдано в эксплуатацию всего два пассажирских лайнера (Ил-96-300 и Ту-154) и несколько легкомоторных самолётов. Для сравнения: Boeing ставит на крыло 300 самолётов ежегодно.

Старение и сокращение самолётного парка России приближается к 10% в год. Если быстрыми темпами не реформировать авиапромышленность, страна останется без пассажирских самолётов.

Авторы проекта ОАК рассчитывают, что от объединения выиграет, прежде всего, гражданская авиация. Планируется, что её доля в общем объёме конечной продукции достигнет 45-50%, т.е. увеличится в 7 раз по сравнению с сегодняшним днём. В правительстве даже мечтают о достижении пятипроцентной доли мирового рынка гражданских самолётов.

Об особой важности проекта говорит и тот факт, что на пост председателя Совета директоров ОАК назначен вице-премьер, министр обороны РФ Сергей Иванов. Преобразования в авиастроении формально можно причислить к четырём уже существующим приоритетным национальным проектам.

Как при всяком большом деле, у наблюдателей и экспертов пока возникает много вопросов в связи с созданием ОАК. Известно, что в новую корпорацию вошли преимущественно предприятия, в управлении которых в той или иной мере участвует государство. Но в отрасли работают и частные компании без государственного участия. Они тоже хотели бы войти в новую корпорацию. Например, самарский завод "Авиакор", собирающий Ту-154 и Ту-204.

Есть предприятия с немалой долей иностранного капитала. Кстати, создатели ОАК подчёркивают: процесс создания корпорации не завершён, и двери в неё открыты для всех желающих. Но в какой форме это можно сделать, пока не ясно.

Депутат Госдумы РФ Александр Лебедев считает, что миноритарии (в том числе иностранные) могут рассчитывать на увеличение доли в ОАК после конвертации своих акций в компаниях, включенных в суперхолдинг. Вывод депутата основывается на недавних изменениях в соответствующих законах. Чтобы привлечь иностранные деньги в авиастроительную отрасль, президент Путин в минувшем октябре подписал поправки в закон о госрегулировании развития авиации. Теперь разрешается участие иностранного капитала в компаниях авиапрома не только в пределах 25%, как раньше, но и "по решению президента".

Это будет способствовать приходу в российский авиапром стратегических инвесторов, которым президент в индивидуальном порядке может разрешить владеть большим пакетом. К тому же "волюнтаристское" решение главы государства позволит создавать совместные предприятия, где доли будут распределяться 50 на 50.

Есть вопросы и о государственном финансировании. За последние пять лет авиапрому выделено из бюджета около 600 млн долларов. Если верить Виктору Христенко, в ближайшие десять лет в отрасль будет инвестировано 20 миллиардов. Это позволит увеличить объём бизнеса в три раза, до 7-8 млрд. Объединённая авиастроительная корпорация будет стоить 4,5 млрд долларов.

Подводя итог, можно сказать: в России выкристаллизовывается отчётливая политика государственной поддержки авиационной промышленности, о чём так долго мечтали многие.



http://www.alebedev.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован