"Компаньон" предлагает вспомнить ключевые политические события в Прикамье в уходящем году с тем, чтобы отчетливее понимать, что готовит год грядущий
2004 год по праву можно назвать самым богатым на громкие события и скандалы в новейшей истории Пермской области. Виной всему, конечно же, главная региональная политическая сенсация года - неожиданный (для большинства населения региона) взлет Юрия Трутнева на должность федерального министра природных ресурсов. Событие это послужило своеобразным детонатором, вызвавшим цепную реакцию.
Еще в марте 2004 года "Компаньон" сделал прогноз о том, что "построенная в регионе модель власти начинает трещать по всем швам, а долгий период стабильности, очевидно, сменит полоса политических испытаний, если не сказать - потрясений". Этот прогноз подтвердился в предельно короткие сроки. За девять месяцев в Прикамье произошло просто критическое число кардинальных, даже системных изменений. Отставки, назначения, скандалы, яркие победы одних и оглушительные поражения других - всего этого случилось так много, что с лихвой хватило бы для иной пятилетки.
Безусловно, главным вопросом после перехода Юрия Трутнева в федеральное правительство стала проблема преемственности власти. Трутнев ответил на него, назвав в качестве своего преемника Олега Чиркунова, который в итоге был назначен исполняющим обязанности губернатора Пермской области на срок до декабря 2005 года. Трутнев и Чиркунов заверили элиты и население региона в том, что кардинальных изменений не будет. Однако по мере того, как Олег Чиркунов входил во вкус реальной политической власти, пермяки стали получать сигналы о том, что жить им придется уже совсем в другом регионе.
Первым таким сигналом стал исход большинства ключевых работников администрации Юрия Трутнева. Отставки целого ряда вице-губернаторов и чиновников среднего звена обладминистрации выглядели впечатляюще. Всю серьезность кадровой перетряски продемонстрировал уход с должности "силового" вице-губернатора Валерия Щукина, который был своеобразным символом преемственности власти в регионе. После этой отставки уход других вице-губернаторов или, к примеру, бессменного начальника пресс-службы Юрия Трутнева выглядел вполне закономерно. Формирование нового состава администрации завершилось нынешней осенью, на ключевых постах в исполнительной власти региона появилось много незнакомых или малознакомых широкой общественности лиц, которые были обязаны своим взлетом на вершины региональной исполнительной власти исключительно новому областному начальнику.
Качественные изменения кадрового состава обладминистрации продемонстрировали стремление Олега Чиркунова к проведению собственной политики, не зависящей от установок и правил предшественника. Привычные правила политической игры внезапно исчезли, а новые не были четко сформулированы. Все это, безусловно, привело к некой дестабилизации политической ситуации в регионе - памятные предвыборные скандалы, демарши отдельных политиков, рейдерские атаки уходящего года лучше всего это подтверждают.
Если раньше обладминистрация была единым центром принятия решений в регионе, то теперь в ней появилась внутренняя отраслевая конкуренция. Эти изменения также привели к повышению степени политической и экономической конкуренции и одновременно - к снижению привычной, то есть главенствующей, роли исполнительной власти.
Открытая рейдерская атака на Пермский фанерный комбинат стала едва ли не самым громким признаком наступления новых времен. Прежде такое было нетипичным для региона. Десант московских "солдат удачи" в Прикамье, их попытка штурма ПФК, неповоротливость правоохранительных органов и запоздалая реакция региональных властей лучше всего продемонстрировали окончание периода стабильности.
Внезапно ко многим бизнесменам пришло осознание того, что недостаточно быть в ровных отношениях с местной властью для того, чтобы чувствовать себя в безопасности. Попытки захвата предприятий и корпоративные конфликты различного масштаба стали новыми темами для пермских СМИ. Характерно и то, что нынешний год завершается маневрами вокруг "Уралгазсервиса".
За отчетный период времени свое влияние в регионе укрепил ряд федеральных или иногородних финансово-промышленных групп. Наибольших успехов в этом добились структуры Виктора Вексельберга, которые пролоббировали назначение на должность руководителя региональной генерирующей компании своего представителя вместо предполагавшегося Андрея Киташева. Эта сенсация случилась относительно недавно. И уж совсем свежий пример - с уходом Владимира Рыбакина с должности генерального директора объединенного "Уралсвязьинформа". Теперь можно говорить о тенденции "выдавливания" представителей пермской элиты с ведущих позиций в ряде ключевых отраслей региональной экономики. Впору ставить вопрос: кто следующий?
Возвращение реальной конкуренции в предвыборные процессы продемонстрировали летние выборы в Нытве. И хотя в итоге административный ресурс победил горстку сторонников нытвенского оппозиционера Виталия Трефилова - по прошествии некоторого времени стало очевидно, что это была последняя серьезная победа обладминистрации на районных выборах.
Осенне-зимняя кампания выборов в территориях Прикамья демонстрирует победы кандидатов, которые не только не пользовались поддержкой со стороны администрации региона, но и на самом деле "шли против ветра". Александровск, Губаха, Очер, Большесосновский и Бардымский районы - этот список можно продолжать. Но ярче всего провал внутренней политики администрации Пермской области демонстрирует победа Владимира Плотникова на выборах депутатов областного парламента, которую его новые коллеги без тени сомнения отметили в ресторане "Спэйс-джем".
Впрочем, есть мнение, что о провале говорить не приходится. Просто потому, что проваливать было нечего и как таковой системы внутренней политики в администрации Олега Чиркунова не было и нет. Один из информированных собеседников "Компаньона" уверен, что глава региона абсолютно равнодушен к возможности регулировать выборы в территориях. "Он вполне искренне исходит из того, что люди, то есть избиратели, должны нести ответственность за то, кого они выбирают. Поэтому если вице-губернатор Алексей Каменев и декларировал некую позицию обладминистрации по поводу тех или иных кандидатов, то это, скорее всего, была его личная позиция". Вот такое сенсационное открытие...
Пермские участники рынка предвыборных технологий в нынешнем году показали довольно противоречивые результаты. Борис Галкин, похоже, просто сыграл на паузе и отошел от политических игр, сосредоточившись на коммерческой рекламе. Незаметен был и Центр избирательных технологий - его руководитель Юрий Исаев весь этот год занимался грантовыми проектами в Средней Азии, а специалисты центра вели самостоятельную игру, засветившись во время скандала в Нытве, проведя неудачную, но жесткую кампанию в Александровске и отметившись убедительными победами в Краснокамске и Большесосновском районе. Лидер пермского предвыборного рынка - РПА "Кучер" - вполне сознательно отстранился от местных выборов, зато одержал победу на губернаторских выборах в Астрахани и продолжает активную работу в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Впрочем, говорить о том, что "Кучер" больше в Прикамье работать не будет, не приходится - впереди выборы мэра Перми, депутатов Пермской городской думы и областного парламента. Роль агентства "по особым поручениям" при политическом департаменте обладминистрации попытались сыграть специалисты из "Площади круга". Впрочем, опыт этот оказался неудачным. "Площадь круга" по гамбургскому счету проиграла выборы в Нытве, где их кандидата вытащил только ресурс областной власти, потерпела поражение в Краснокамске и завершила год громким провалом в Губахе.
Пермская мэрия в отчетный период неожиданно оказалась едва ли не островком политической стабильности. Да, здесь прошла череда громких отставок и новых назначений, но костяк команды Аркадия Каменева сохранился неизменным, и в этом смысле властная конструкция в городе оказалась более крепкой, чем в областной администрации.
Попытки столкнуть Каменева и Чиркунова успехом не увенчались, несколько открытых перепалок между мэрией и обладминистрацией завершились компромиссными решениями. И хотя никаких системных изменений в отношениях этих двух центров пермской власти не видно, одно событие говорит о том, что бесследно дестабилизация политической ситуации для города не прошла. Речь о том, что Аркадий Каменев принял решение идти на очередной срок, и похоже, самостоятельно, без благословления со стороны главы региона. То, что такое решение принято, уже давно не является секретом. Событие это знаковое, если учесть, что мэрия долгое время считалась едва не городским подразделением обладминистрации. Этот стереотип также разрушился за обсуждаемый период времени.
Выборы мэра Перми - главное политическое событие следующего года. Подготовка к ним идет полным ходом, и не заметить этого невозможно. В том случае, если сохранится модель прямых выборов, фаворитом кампании можно считать действующего главу Перми Аркадия Каменева.
Мэрия в период подготовки к референдуму по созданию Пермского края продемонстрировала, что может работать как мощный предвыборный штаб, и это тот ресурс, которого не будет ни у одного другого кандидата.
Все чаще в числе возможных кандидатов называют Павла Анохина, хотя он пока что опровергает такие сообщения. Безусловно, серьезной фигурой на этих выборах может стать Семен Леви, хотя не совсем ясно, пойдет он на выборы или нет в случае выдвижения Аркадия Каменева. Вице-губернатор Валерий Сухих и спикер Пермской городской думы Игорь Сапко - весьма вероятные соперники Аркадия Каменева, правда, слабых мест хватает у обоих. Но оба они - очевидные претенденты на главные роли в игре вокруг кресла пермского мэра. Подчиненное по отношению к Аркадию Каменеву положение его заместителя Валерия Чупракова переводит его в число запасных игроков. Неуемная энергия депутата Константина Окунева не компенсирует отсутствие серьезной поддержки, хотя и для него уготована вполне конкретная роль в этой игре. Серьезную роль может сыграть и его коллега Илья Неустроев, если займет сторону одного из кандидатов...
Впрочем, какого-то ясного сценария выборов мэра Перми пока нет, потому что нет ответа на вопрос о схеме избрания главы города. Таким образом, принятие нового Устава Перми, который и даст в итоге этот ожидаемый ответ, - главная политическая интрига первой половины 2005 года.
Преображение пермской политической жизни в общем-то объясняется просто - личностным фактором. В лице Олега Чиркунова мы получили совершенно новый тип политического лидера, непривычный и нетипичный для Пермской области. Прежние губернаторы - и Геннадий Игумнов, и Юрий Трутнев - осознанно или нет, но отдавали должное сакральной составляющей власти, паря над конфликтными ситуациями по принципу "не царское это дело". Чиркунов ломал стереотипы, когда выходил ко всевозможным пикетчикам, митингующим у обладминистрации, и вступал с ними в дискуссии, когда с линейкой в руках лично измерял погрешности дорожного полотна, принимая в эксплуатацию новую трассу... В общем, нарушал хоть и неписаные, но привычные правила поведения первого лица региона, на что регион ответил вполне адекватно.
28.12.2004
www.nk.perm.ru