Как сообщили ИА REGNUM в пресс-службе правительства республики Хакасия, председатель правительства Хакасии Алексей Лебедь дал интервью журналисту хакасской газеты "Шанс".
Предлагаем Вашему вниманию текст интервью:
Обычно за людьми, стоящими у руля власти, народ наблюдает очень пристально. Нам все время кажется, что власть недостаточно о нас думает, мало заботится. Такова участь избранных народом. И с этим бессмысленно спорить. У председателя правительства Хакасии Алексея Лебедя брали интервью минувшим летом, когда он решил баллотироваться в губернаторы Красноярского края. С тех пор произошло много событий. Тяжелый год позади. И не в пример 2002-му новый 2003-й начался в республике достаточно запрограммированно -- с принятым бюджетом.
Но тем не менее уже сейчас нашлось немало тем, которые хотелось бы обсудить с Алексеем Лебедем -- председателем правительства и человеком. А началась встреча с приятного удивления - в кабинете председателя правительства в то утро звучала красивая оперная музыка, которую хотелось слушать долго, не думая о каких-то серьезных проблемах. (Умеет все-таки поразить наш Лебедь!) Но пришлось-таки вернуть себя в суровую действительность и вспомнить о цели визита. Итак.
- Алексей Иванович, одна из самых обсуждаемых тем сейчас - предстоящие выборы в городах Хакасии. Насколько правомерно, по-вашему, поступает администрация Абакана, перенося выборы на март 2004 года? И как вы оцениваете экономическую ситуацию на момент выборов в других населенных пунктах республики?
- Я склоняюсь к тому, что депутаты Абакана должны назначить выборы в декабре 2003 года. Есть в этом вопросе и нравственный аспект, но формально с точки зрения закона депутаты имеют на это право, дальше - дело за избирателями. (Как известно - на сессии абаканского горсовета 17 февраля принято решение перенести выборы на март 2004 года. - прим.ред.) По другим территориям выборы назначены, определились кандидаты, среди которых есть и представители финансово-промышленных групп, есть и одиозные фигуры, например, в Саяногорске типа Панюшкина. Хотелось бы, чтобы люди избрали тех, с кем можно конструктивно работать, а не бороться, как это любят у нас делать. Например, если в Саяногорске к власти придут здравомыслящие люди, город будет развиваться. С моей точки зрения, нечестно, когда в городе есть алюминиевый завод и СШ ГЭС, все время чего-то не хватает. Там есть возможность экономить средства, и прежде всего, в угольной сфере. При прежней администрации город очень задорого покупал тепло. И понятно, что там было не все просто, можно только догадываться, что кто-то, пользуясь этим, положил большие деньги в карман.
- Какие-то органы проверяли законность этих сделок?
-- А что там проверять? Все на поверхности. С формальной точки делалось все законно, но обманно: если уголь покупают за 79 рублей и тут же в котельные продают за 400, очевидно, что город искусственно загоняют в долги за тепло. К тому же дважды саяногорская котельная передавалась городом совершенно незаконно, с моей точки зрения, алюминиевому заводу. Получается, что город сейчас платит 110 млн.рублей за тепло, а он, наоборот, мог бы получать эти деньги от завода.
Эти 220 млн. могли быть в бюджете. Плюс к тому: если бы активней, а не так скверно, велись сборы коммунальных платежей с населения, можно было собрать еще 60-80 млн. Итого бюджет получил бы около 300 млн. рублей. А принятый сейчас в Саяногорке закон о бюджете по доходам составляет 288, по расходам -- 312 млн. рублей. Такую бесхозяйственность прежней администрации точнее можно назвать преступностью. По Черногорску ситуация тоже непростая, но считаю, там должна быть сохранена преемственность власти: прежняя мэрия работала неплохо. И очень жаль, если люди начнуть шарахаться и искать свое счастье, немедленное и сиюминутное.
Для такого счастья надо много и кропотливо работать. Неоднозначная ситуация в Сорске, но яркого лидера среди кандидатов там нет, а хотелось бы. Потому что в Сорске который год кризис, безвластие. Мэр там наезжий, с завышенной самооценкой. Есть еще База, станция Аскиз, Солнечный.
- Но там не зарегистрировалось ни одного кандидата.
- Люди этих населенных пунктов не захотели входить в состав муниципальных образований районов. Весьма неудачно там складывается ситуация. Солнечный еще выживет, а в станции Аскизи, Базе нет ни собственных доходов, ни власти. Но люди сделали свой выбор, мы не можем принимать за них решение. Так и будут жить.
- На прошлой неделе вы провели реорганизацию в правительстве, объединив несколько комитетов - по промышленности, малому предпринимательству, ТЭК - в один. Ищете пути экономии бюджетных средств?
- Это слияние не ведет, к сожалению, к значительному сокращению расходов фонда оплаты труда. Мы ищем пути оптимизации процесса управления теми или иными ведомствами, министерствами, комитетами. Наблюдая за работой этих комитетов и комитетиков, мы пришли к выводу, что надо их объединить, поставить одного руководителя и назвать госкомитетом по промышленности и малому предпринимательству. В него войдут еще отделы инноваций и финансового оздоровления. Хотя правительство сейчас напрямую не отвечает за промышленность, мы все же должны помогать ей развиваться - не разрушать, а созидать. Передел собственности продолжается, и мы должны иметь свой мониторинг, чтобы отслеживать происходящие процессы в республике, чтобы сохранить рабочие места и налогооблагаемую базу.
- Неужели правительство как-то может повлиять на этот передел?
- Думаю, да. Свежий пример: недавно смогли потушить скандальчик на Абаканском сталелитейном заводе, когда приехали покупатели, предложили за него 100 млн. рублей и хотели увезти оборудование на Украину. Нам не выгодно так продавать заводы - иначе можно остаться чистой Хакасией. Поэтому собрание кредиторов поддержало позицию правительства. Завод не был продан,теперь будет проводиться конкурс. Предпочтение будет отдано тому, кто вложит сюда деньги, чтобы завод работал на нашей территории.
- Будут ли какие-то перестановки, например, среди первых замов?
- Нет, эти слухи не имеют под собой основания. А процесс реорганизации продолжится. Планируем в течение месяца провести сокращения в Минсельхозе на 10 процентов. По нашей рекомендации после принятия уставов и структуры в районных муниципальных образованиях будет сокращено более 300 человек. Вся эта экономия пойдет на решение проблем этих же регионов - в других сферах жизни.
- Одно из последних решений правительства - создание комиссии, которая будет контролировать своевременную выдачу заработной платы на небюджетных предприятиях республики. Как это реально будет выглядеть?
-- Считаю, что я как председатель правительства не вправе успокаиваться только на том, что своевременно выплачивается зарплата бюджетникам, когда есть масса людей, не получающих зарплату. У бюджетников все отрегулировано, задержек по выплатам нет. А на других предприятиях республики есть "лакомый кусочек" - на 1 января 2003 года просроченная задолженность по зарплате в 180 млн. рублей. Это предприятия сельского хозяйства, ЖКХ, часть предприятий, находящихся в состоянии банкротства. Сейчас есть законодательная база, которая позволяет штрафовать руководителей за невыплату зарплаты, у прокуратуры есть для этого рычаги. Поэтому совместно мы хотим жестко заняться этими вопросами. Если люди получат зарплату, они будут нам только благодарны. В идеале кроме всего прочего от этой суммы мы получим 29 процентов подоходного налога в бюджет.
Незапланированные доходы можно направить на выполнение различных социальных программ, решение жилищно-коммунальных проблем. На нашей территории есть значительные резервы, над которыми надо работать правительству.
- Бюджетники, и в первую очередь, учителя при поддержке профсоюзов настроены очень критически к предстоящей реформе системы оплаты труда. В нынешнем виде эта концепция предусматривает отказ от единой тарифной сетки и, что самое тревожное, --перенос финансовой ответственности по выплате зарплаты бюджетникам в регионы. В связи с этим 26 февраля намечена всероссийская акция протеста. Как вы расцениваете эту реформу?
- Проект этой концепции, которым занимается министр труда Починок, в своем первоначальном виде не очень привлекателен, по нему планируется перейти к отраслевому принципу финансирования. На уровне российской федерации будет принято решение о ставках, которые будут касаться только лишь работников федеральных органов, а все остальное передано на откуп регионов. Но одни регионы живут богато, другие бедно. И все эти ставки будут носить рекомендательный характер, получится, что разрушается единое образовательное пространство, престиж, стимул к повышению квалификации, исчезает мотивация. Конечно, есть негативные моменты в этой концепции, идет масса поправок, работа еще впереди, у нас пока заложено в бюджете повышение зарплаты бюджетникам на 33 процента с 1 октября - так, как предусмотрено по старой схеме, по единой тарифной сетке. Пока не будет новых исходных данных, наше министерство труда не будет заниматься никакими новыми расчетами. Мы, правительство, в этой ситуации поддерживаем мнение профсоюзов -- концепция преждевременная, это очередная попытка правительства России переложить на плечи регионов еще одну трудность. Есть и еще один негативный момент - правительство России отказывается от выплаты опекунских пособий, перекладывая и эту ответственность на субъекты. Российское правительство работает сейчас как акционерное общество - все ликвидное оставляет себе, неликвидное - нам, все политически невыгодное сбрасывают на плечи регионов. Ситуация непростая, но не думаю, что раньше времени стоит сеять панику.
-- Больную тему ЖКХ, конечно, нельзя обсудить в двух словах. Но всюду твердят о его реформе: в Хакасии-то она будет проводиться и как?
-- На бумаге реформа идет, на деле - нет. Но не стоит забывать: что у нас по сравнению с другими регионами самые низкие тарифы. Считается, что население у нас платит 80 процентов услуг ЖКХ, а фактически -- 67 процентов. В этом году изменений в сторону повышения не будет, хотя по России уже платят 90 процентов. После того, как наши депутаты перераспределят средства, будет ясно - сколько можно потратить на обновление сгнивших труб и котлов. И в первую очередь это Сорск, Вершина Теи, Подсинее, Пригорск.
- Правительство заявило о том, что будет развивать систему ипотечного кредитования. Эта программа работает?
-- Программа принята. Банк "Хакасия" начал выдавать ипотечные кредиты, но это пока еще единичные случаи, нам бы хотелось, чтобы такими кредитами могли воспользоваться тысячи людей. Ищем решение этой проблемы.
-- На последней сессии Верховного совета депутаты вновь били тревогу, что население в районах Хакасии спивается, было принято постановление, обязывающее правительство республики через полгода предоставить отчет - что делается, чтобы пресечь массовое спаивание народа бодяжным спиртом.
-- Нет, мы этого делать не будем. Постановление Верховного Совета носит рекомендательный характер, депутаты этим превысили свои полномочия, поэтому пусть они сами этим занимаются? Это депутатское дело - убеждать людей - пить или не пить. Много в России было тех, кто боролся с алкоголизмом: до революции, в годы перестройки. Эта проблема была всегда - в Риме тоже пьянствовали. Кто хочет, пусть пьют, останутся здоровые люди, которые будут работать. Трезвых людей все равно больше. Очевидно, конечно: законодательные меры, которые предусмотрены сейчас государством, не позволяют эффективно наказывать тех, кто производит некачественный спирт, паленую водку.
-- Но вы же создали предприятие "Центр качества" для контроля и регулирования алкогольной продукции...
-- Это рекомендовано нам правительством России.
-- Но сколько таких контролирующих центров уже существует, а толку нет. Не получится, что качество алкогольной продукции там будет определяться с помощью взятки?
-Может быть и такое. Все эти негативные проблемы -- коррупция, взяточничество --существовали тысячу лет назад и будут существовать пока есть государство.
- Вам свойственно такое состояние души как кураж? Вы ведь по утрам идете на работу в хорошем настроении, напевая какую-то мелодию.
- Я и с работы идут в хорошем настроении. Я не потерял интерес к своей работе, но считаю, ничего сверхъестественного мы не совершаем. Думаю, сейчас есть необходимость развивать туризм в Хакасии. И мы от слов переходим к делам, к получению кредитов и ремонту наших гостиниц. Планируется реконструировать гостиницу "Хакасия" в трех-четырех звездочный отель. Впереди строительство комплекса на курорте "Гладенькая". Планировали сделать быстро, а потом решили разработать качественный проект горнолыжной гостиницы по примеру "Холлидей". Считаю, что за эти шесть лет мы практически не сделали никаких крупных ошибок. Нас знают в Российской федерации и за ее пределами, с нами считаются все министерства и ведомства. От года к году становится легче работать, есть понимание - как и что делать, как решить те или иные проблемы, иногда одним звонком. У меня достаточно опытные заместители.
- Вы привыкли самостоятельно принимать решения или советуетесь со своими помощниками? Как вы работаете в команде?
- По-разному, в зависимости от ситуации. Помню, были тяжелые времена, большие метания, когда необходимо было выплатить детские пособия. Я дня три все считал без специалистов, дома один. Тогда да было состояние куража -- хотелось рассчитаться - и по моим расчетам получалось, что это возможно. Я решил даже издать приказ. Потом меня специалисты поправили и в результате, приняв легитимную форму - постановление правительства, мы сумели в течение пяти месяцев погасить задолженность по пособиям, хотя мало кто в это верил.
- Говорят, что суперматч по кикбоксингу, посвященный памяти Александра Лебедя, профинансирован в том числе и из бюджета республики. Это так?
- Нет, я вычеркнул эту статью. Мы планировали так сделать, но при подписании документа убрали бюджетное финансирование.
-- Давайте сменим тему разговора. Это интервью выходит накануне дня защитника Отечества. И вы, и ваш брат Александр Иванович были в прямом смысле его защитниками не одно десятилетие. Как вы считаете, найдется ли у руководства России политическая воля закончить войну в Чечне? И насколько оправданно критикуют Александра Лебедя за Хасавьюртовское соглашение, приостановившее первую чеченскую войну?
-- Думаю, война эта закочится нескоро, и еще много прольется русской кровушки, еще долго будет идти истребление нашего генофонда. И сейчас в конституции, по которой должен проходить референдум в Чечне, заложены такие "мины": там говорится о прямой независимости, о суверенитете Чечни. Так чем же это будет отличаться в итоге от того, к чему сейчас и стремятся определенные силы в Чечне, пытаясь вывести ее из состава России? А что касается Хасавьюртовского соглашения, неправильного там было только то, что через полгода после его заключения - в мае Ельцин подписал договор сМасхадовым, в котором как раз и была нарушена конституция: Масхадов подписался как президент чеченской республики Ичкерия. И Борис Николаевич своей рукой вычеркнул из текста этого договора Хасвьюртовское соглашение, но Ичкерию "проглотил", в результате договор оказался подписан с несуществующим субъектом. Видимо, у президента были какие-то основания идти на такие нарушения. Я думаю, со временем станет понятно, что же сделал Александр Иванович для России. Всем ясно, что не сам он придумал - подписывать соглашение в Хасавьюрте, было дано прямое указание президента, а в меру своей корректности брат не мог постоянно ссылаться на него. А потом все "отползли" и сделали из него крайнего. Наше государство коварное, подлое, несправедливое, но что сделаешь. Во всяком случае Александр Иванович не жаловался, он терпел. У него было много терпения. А история, может быть, не сейчас, через десять-двадцать лет, все расставит на свои места - кто был более прав, кто менее.
- Вы с братом всегда понимали друг друга?
- У нас было не очень много возможности для общения, мы работали на разных территориях. Но по-братски, конечно, да - много говорить не надо было, чтобы понять друг друга. Было и профессиональное понимание, как соседей, решающих одни и те же проблемы.
-- К слову, с новым губернатором Краснояркого края у вас строятся какие-то отношения?
-- Какие-то, наверное, да, в рамках предыдущих договоренностей наших хозяйствующих субъектов... Мы с ним практически не общаемся.
-- Недавно президент Приднестровья наградил генерал-майора Александра Лебедя медалью мужества посмертно за миротворческую миссию в этом регионе. Помогает ли государство как-то семье Александра Ивановича?
- Никак не помогает. Его супруга еще не достигла пенсионного возраста. Ей 54 года. Так что пенсии ей пока никакой не назначено. Помогают только частные лица, друзья-товарищи. Так наша жизнь устроена. Пока человек жив -- обращают внимание, погибнешь - про всех забудут.
- Сейчас немодно говорить о патриотизме. Тем не менее, хочу спросить, вы считаете себя патриотом?
-- Не знаю, думаю, об этом лучше судить людям. В меру своего человеческого понимания и как руководитель я стараюсь некоторые направления поддерживать, как могу, развивать идею с аэроклубом. К сожалению, она не получила поддержку у депутатского корпуса. Но все равно мы находим спонсоров - и ребятишки, девочки, которые его посещают, в прошлом году совершили более 600 прыжков с парашютом. 600 рублей за прыжок - это, конечно, дорого, но клуб находится на самоокупаемости.В этом году мы ищем возможность, чтобы снизить цену до 300 рублей. Спорт надо развивать. Недавно со страниц газеты "Абакан" прозвучало неплохое предложения - создать совет по спорту и физической культуре при председателе правительства по опыту и подобию президентского совета. Хорошая идея. Почему бы это не сделать? Просто весь вопрос в финансировании.
- В вашей жизни встречались люди, с кого бы вы "делали себя", или вы из тех, кто сам себя "строит"?
-- У меня нет таких кумиров. Я достаточно саркастически отношусь к себе самому и к остальным. Нельзя в жизни все очень серьезно воспринимать. Человек - это вселенная, микрокосмос, и надо дать ему возможность реализовать себя, не вредить ему. Не надо ждать вождей, которые куда-то поведут, надо работать и развиваться.
- Вы бы не хотели, чтобы ваш сын был военным?
- Думаю, что я в принципе отслужил уже за него. Но выбор остается за ним. В настоящих условиях в России сделать военную карьеру невозможно. Я окончательно понял, что из себя представляю как военный -- после того, как 23 года прослужил в армии, чуть меньше трех лет в Афганистане, девять раз переезжал из региона в регион, служил в 15 военных округах, пять лет был командиром полка, закончил академию Фрунзе, то есть кое-что повидал. В итоге, когда мне назначили пенсию в 2,5 тысяч рублей и 18 тысяч выходное пособие, то это мне показалось, честно говоря, не очень много. Это называется - венец карьеры. Конечно, сейчас надо немало сделать государству, чтобы восстановить престиж армии перед народом. Но я не в обиде на нашу армию, это был мой выбор, и нисколько об этом не жалею. Конечно, в нашей красной армии было много и великого и смешного - 23 года все-таки немалый срок. Это была интересная, насыщенная служба. Хотя уйдя на гражданку, понял, что эта жизнь более разнообразная и красочная, и надеюсь, что эти семь лет моя работа приносит пользу людям.
- Алексей Иванович, каким по-вашему должен быть настоящий мужчина? Может быть, стихи на этот случай припомните?
-- (Ненадолго задумывается)... Да, вспомнил...
Владей собой, Среди толпы смятенной,
Тебя клянущей за смятенье всех,
Верь сам в себя - наперекор вселенной
И маловерным. Отпусти им грех.
Пусть час не пробил -- жди не уставая,
Пусть лгут лжецы -- не снисходи до них.
Умей прощать и не кажись, прощая,
Великодушней и мудрей других.
Умей принудить нервы, сердце, тело
Тебе служить, когда в твоей груди
Уже все пусто, все сгорело,
И только воля говорит: "Иди!"
Это Киплинг "Заклинание".
www.regnum.ru/news/89990.html
19.02.2003