11 марта 2009
8969

Президент Дмитрий Медведев подписал указ об утверждении федеральной программы реформирования и развития системы госслужбы

Main original
10 марта президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым издан указ об утверждении федеральной программы "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)".

В соответствии с Национальным планом противодействия коррупции в программу включены дополнительные меры по профилактике коррупции на государственной службе.

Наш корреспондент обратился за разъяснениями основных положений программы к помощнику президента Российской Федерации Олегу Александровичу Маркову.

Российская газета: Олег Александрович, какова цель принятия новой федеральной программы?

Олег Марков: Программа обеспечивает продолжение реформы и призвана создать единую систему государственной службы как важнейшего механизма эффективного государственного управления.

Мероприятия программы будут направлены на сокращение затрат в сфере государственной службы, внедрение лучшего отечественного и зарубежного опыта ее организации.

Программа учитывает различия в темпах развития законодательства о видах государственной службы. С принятием новых федеральных законов о военной службе и правоохранительной службе будет создана комплексная нормативно-правовая база государственной службы в целом. Предполагается разработать и внедрить современные кадровые, информационные и образовательные технологии.

РГ: Вы сказали, что программа продолжает реформу государственной службы. Значит, часть задач уже решена?

Марков: Прежде всего существенно изменилась правовая основа гражданской службы. Введены в действие федеральные законы о системе государственной службы и о гражданской службе. Положения этих законов получили развитие в более чем 30 указах и постановлениях.

Конкурсный отбор и новые квалификационные требования к гражданским служащим, участие независимых экспертов в аттестационных, конкурсных комиссиях и в комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов - все это результат проведенной реформы.

Кроме того, определен порядок получения гражданскими служащими единовременной субсидии на приобретение жилого помещения. Впервые созданы реальные возможности установления оплаты труда гражданских служащих в зависимости от показателей результативности их деятельности.

Поэтапно вводятся ведомственные программы и индивидуальные планы профессионального развития служащих.

РГ: Вы считаете, что государственная служба становится более профессиональной?

Марков: Реформа создает реальные условия для профессионального роста государственных служащих.

Утверждены государственные требования к профессиональной переподготовке и повышению квалификации гражданских служащих, определена их периодичность (один раз в три года). Обучение осуществляется на основе государственного заказа.

Развивается сеть специализированных учебных заведений, обеспечивающих дополнительное профессиональное образование служащих. Ежегодно проводятся семинары по приоритетным социально-экономическим вопросам для глав субъектов Российской Федерации.

Завершается работа над указом о подготовке кадров по договорам на обучение. Он позволит привлечь на федеральную гражданскую службу молодых квалифицированных работников.

РГ: Это касается прежде всего федеральной службы, по ведь немало служащих трудится и в регионах?

Марков: Действительно, гражданская служба состоит из двух уровней - федерального и регионального. В ходе реформы разграничены полномочия между федеральными органами и органами государственной власти субъектов Федерации в сфере правового регулирования гражданской службы. В регионах уже действуют свыше 4,5 тыс. правовых актов по вопросам гражданской службы. В некоторых субъектах Федерации более оперативно, чем на федеральном уровне, принимаются акты о предоставлении служащим дополнительных социальных гарантий.

Впервые законодательно закреплены принципы взаимосвязи государственной гражданской службы и муниципальной службы. В то же время новый федеральный закон о муниципальной службе значительно расширил полномочия органов местного самоуправления по вопросам организации муниципальной службы.

Во многих субъектах Федерации уже приняты свои региональные и муниципальные программы развития гражданской и муниципальной службы.

РГ: Олег Александрович, в чем приоритеты новой программы?

Марков: Основные направления нового этапа реформы государственной службы определены до 2013 года.

В этот период будут предприняты меры, направленные на профилактику коррупции, обеспечение государственных гарантий на государственной службе и повышение ее престижа.

В ближайшей перспективе стоят задачи правового обеспечения правоохранительной службы как вида государственной службы и развитие законодательства о военной службе.

Кроме того, планируется внедрение системы мотивации карьерного роста государственных служащих. Начато создание федерального кадрового резерва и совершенствование правовых основ его формирования и использования.

В процессе реализации программы будет произведена унификация методов кадровой работы и обеспечено внедрение информационных систем в процесс управления кадровыми ресурсами.

Завершение разработки эффективных технологий кадровой работы предоставляет новые возможности для оценки результативности деятельности служащих.

РГ: Повысит ли это качество работы служащих?

Марков: Проблема оценки качества и результативности на государственной службе актуальна не только в России, но и в большинстве развитых государств мира.

В первую очередь предстоит создать систему показателей результативности деятельности служащих и установить порядок ее оценки.

Будут проведены выборочные социологические исследования оценки результативности деятельности государственных служащих, связанной с оказанием государственных услуг.

РГ: Утверждение программы указом президента состоялось после ее обсуждения на Совете при президенте по противодействию коррупции. Можно ли назвать эту программу антикоррупционной?

Марков: К основным задачам программы отнесены меры противодействия коррупции на государственной службе, при этом особое внимание уделено ее профилактике.

В соответствии с Национальным планом противодействия коррупции в программе предусмотрена разработка антикоррупционных стандартов для государственной и муниципальной службы в рамках единой системы запретов и ограничений.

Продолжится работа по методологическому обеспечению деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

Исходя из требований Федерального закона "О противодействии коррупции" в практику кадровой работы будет внедрено правило, согласно которому длительное, безупречное и эффективное исполнение служащим своих обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при поощрении, назначении на должность, присвоении ему звания или классного чина.

Одним из условий профилактики коррупции на государственной службе должно стать формирование объективной системы вознаграждения.

В рамках реализации программы будет оказана консультативная помощь государственным органам по вопросам применения общих принципов служебного поведения государственных служащих, установленных указом президента.

Предусматривается внедрение антикоррупционной экспертизы проектов нормативных актов, затрагивающих права и законные интересы граждан.

Будет установлен новый порядок представления государственными служащими сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и аналогичных сведений о членах семьи.

Планируется определить критерии и классификацию должностей государственной службы по уровню их потенциальной коррупциогенности для проведения ротации кадров.

В целях профилактики коррупции предусмотрена организация системы электронного обмена информацией при предоставлении государственных услуг.

Обеспечение открытости государственной службы и ее доступности общественному контролю позволит получить максимальный результат от внедрения антикоррупционных мер, предусмотренных законодательством.

РГ: Как будет осуществляться контроль за выполнением программы?

Марков: Контроль за реализацией программы и мониторинг ее эффективности будет осуществлять Комиссия по вопросам реформирования и развития государственной службы, образованная при президенте Российской Федерации. Государственными заказчиками мероприятий программы определены 6 министерств, координатором программы является администрация президента. Впервые будет осуществляться мониторинг общественного мнения об эффективности государственной службы.

Игорь Петров

Опубликовано в РГ (Федеральный выпуск) N4864 от 11 марта 2009 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован