22 февраля 2009
7863

Президент России Дмитрий Медведев поздравил актрису с юбилеем.

Своего возраста она не скрывает - шутит, что, если будет сбрасывать годы и считать морщины, люди подумают: ей гораздо больше. Однажды, еще в юности, скептически оценила себя в зеркале и пришла к выводу: раз нет внешности, надо брать внутренним содержанием. И даже не представляла, насколько выиграет от такого вывода.
Артистка из Грибова; Людмила из общаги, не верящая слезам; Нина Соломатина, приехавшая штурмовать столицу... Ирину Муравьеву часто приглашали играть лимиту, провинциалок, доверчиво слетающихся к огоньку столичной жизни.
На самом деле Ирина Вадимовна - самая что ни на есть коренная москвичка с Большой Пироговской, что рядом с Новодевичьим монастырем. Даже больше - есть в ней что-то от островского Замоскворечья, умиротворенное, задорное, смиренное, простодушное. Просто Москва была когда-то гораздо более демократичным и душевным городом. Не верите - посмотрите на Муравьеву, в ней сохранился этот ген.
За ее рождением стоит романтическая история: отец, военный инженер, спас из немецкого плена свою будущую жену и мать двух дочерей. Детей растили в строгости: никаких гуляний и опозданий на семейные обеды, никаких четверок, обязательная музыка. Чтобы, вырастив, уважать их выбор. И когда младшая захотела в артистки, но провалилась во все театральные вузы (в Щепкинском училище при родном ей теперь Малом театре не дошла даже до первого тура) и через год ринулась поступать снова, отнеслись к ее выбору с пониманием. К слову, в Малом театре она теперь играет сплошные "сливки": Аркадину, Гурмыжскую, Купавину, Мамаеву, Раневскую, Матрену. Главное - всегда тянуться к завышенным планкам.
Эта тяга погнала ее из Центрального детского театра, где карьера уверенно шла в гору и где работал муж и учитель Леонид Эйдлин, в театр "взрослый" - им. Моссовета. А затем еще дальше - в ГИТИС, снова учиться, хотя за плечами уже была блистательно сыгранная Грушенька из "Братьев Карамазовых", а партнерами по сцене были Ростислав Плятт и Фаина Раневская. В легендарном спектакле "Дальше - тишина" Ирина Муравьева играла их внучку, молодое, жадное до жизни и жестокое к старости существо. И в глазах Фаины Георгиевны, помимо положенного по роли недоумения относительно племени младого, незнакомого, нельзя не прочесть явную симпатию к молодой партнерше.
В натуре Ирины Муравьевой есть редчайшее для "загадочной русской души" качество - оптимизм. Поэтому так западали в душу ее смешные девчонки - простодушные, открытые незнакомому миру, не устающие удивляться его странным законам, чтобы однажды понять: жить по этим законам они все равно не смогут.
Поэтому же так страшна, например, ее Матрена из толстовской "Власти тьмы". Крепкая, никогда не унывающая, даже домовитая крестьянка с тем же бодрым и здоровым оптимизмом втолковывает дураку сыну, что надо бы придушить своего новорожденного ребеночка, чтобы не упустить богатую невесту.
Ужасом веет не от того, что делает ее сын, а от этого бодрого здорового лица - зеркала нашей эпохи, когда люди все чаще переступают через своих детей и все святое.
Актеры любят играть отрицательные роли - и играть их "вкуснее", и себя самого точно от скверны очищаешь. Ирина Муравьева их раньше интуитивно избегала, чувствуя, что они ее разрушают. Но с годами пришла уверенность - сам по себе знак перед ролью на ее жизнь никак не повлияет.
Главное, чтобы планка - и театральная, и человеческая - по-прежнему была высокой, как вначале.
www.vmdaily.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован