09 сентября 2003
2813

Президентские выборы в Чеченской Республике и перспективы мирного урегулирования на Северном Кавказе (доклад)

Уважаемые дамы и господа!

Я приветствую вас на этом важном форуме, посвященном проблемам восстановления мира, стабильности и безопасности в Чеченской Республике. От имени многонационального народа Чеченской Республики хочу выразить вам сердечную благодарность за вашу обеспокоенность ситуацией на чеченской земле. Надеюсь, что идеи и мысли, которые прозвучат на этом историческом форуме, будут способствовать дальнейшему мирному урегулированию на Северном Кавказе, сближению и единению народов Российской Федерации в борьбе против послевоенной разрухи и терроризма в Чеченской Республике. И мы готовы любые ваши рекомендации, которые будут способствовать активизации мирного процесса в нашем регионе, воспринять с большой благодарностью.

Сложные процессы последних лет привели Россию к неоднозначным результатам во внутриполитической жизни. Около десяти лет льется кровь на чеченской земле. Данный конфликт повлек за собой огромные человеческие и материальные жертвы. Наличие горячей точки в виде вооруженного конфликта на территории Российской Федерации неоднократно использовалось в своих интересах западными и ближневосточными странами через различные международные организации для откровенного шантажа Президента и Правительства Российской Федерации. При решении международных политических, а также экономических проблем в свою пользу. Такая позиция ведущих государств по чеченской проблеме фактически открыло "зеленую улицу" радикальным мусульманским организациям для прямого финансирования незаконных вооруженных формирований на территории Российской Федерации.

Ситуация стала коренным образом меняться только после трагических событий 11 сентября 2001 года на территории США, когда стал очевидным факт угрозы миру и стабильности на всей планете со стороны международного терроризма сегодня можно быть уверенным, что будущего у чеченского сепаратизма нет. Не пройдет идея навязать в очередной раз чеченскому народу игру без правил. Не понимать этот факт могут только люди, потерявшие разум. Прекрасно осознающие преступность своей роли сепаратисты пытаются аргументировать свою "миссию" как продолжение вековой войны их предков с Россией.

Северный Кавказ стал регионом, на территории которого сталкиваются геополитические интересы разных государств мира на сегодня и даже не в начале 90-х годов 20 века.

Вспомним историю. В 19 веке на территории Чечни и Дагестана разгорелась многолетняя Кавказская война. Не интересы народов пришли тогда в противоречие, а интересы господствующих кланов, разных государств, которые претендовали на господство в этом регионе.

Аналогичные события развернулись на Северном Кавказе, в частности в Чечне, в начале 20 века, когда опять же столкнулись интересы стран Запада, Ближнего Востока и России. Тогда чеченцы сделали выбор в пользу молодой советской республики.

Не вдаваясь в подробности этих исторических этапов, хотел бы сказать, что в основе чеченского конфликта конца 20 - начала 21 века лежат опять же геополитические интересы мировых держав и партии войны. В результате этих противоречий пострадал не только чеченский народ, но и многие народы нашей страны. Но все-таки чеченцы, в силу многих политических, социальных, исторических обстоятельств оказавшиеся на острие геополитических интересов разных государств, пострадали в большей мере.

Мы, чеченцы, не только не отделимы от мира, но и издревле связаны с ним, а в особенности с Россией (ранее с Советским Союзом) миллионнами и миллионами связей, общей исторической судьбой, победами и завоеваниями.

В 19 в чеченцы участвовали в русско-турецкой войне, о Дикой дивизии, состоявшей из чеченцев, ходили легенды, Брестскую крепость в годы Великой Отечественной Войны защищали более 400 чеченцев, а 164 человека были представлены к званию Героя Советского Союза, выходцы из нашей республики героически сражались на всех фронтах Великой Отечественной войны. Многие получили высокие правительственные награды. Чеченцы отличились и в Афганистане. Десять лет продолжалась афганская война. И за это время ни один чеченец не сдался в плен, не перешел на сторону моджахедов. Это ответ тем, кто спекулирует на исламском факторе.

Однако, отношение к чеченцем со стороны высшего руководства было неоднозначно. Их не назначали первыми руководителями, не выдвигали на административные должности, не решались социальные, экономические проблемы народа, Чеченской Республики.

Перепись населения, проведенная в 1989 году, показала, что ЧР находилась на 73 месте по многим показателям. Самая высокая детская смертность, самая высокая безработица, болезни, самый низкий уровень образования - все это свидетельствовало о том, что развитию Чеченской Республики уделялось недостаточно внимания.

В нашей истории есть трагические страницы, часть из которых относится к современности. В 1944 году весь чеченский народ - от мала до велика - был выслан в Среднюю Азию, где более одной трети, а это свыше 200 тысяч человек, погибло то голода, холода и болезней. Все это оставило в памяти народа незаживающие раны, чем и воспользовались наши "доморощенные лжепатриоты", которые привели чеченский народ к новым испытаниям и бедам.

Политически эти страницы уже перевернуты, но пережить страдания не означает забыть их. Пережить трудности - значит преодолеть их. У народа Чечни нет сомнения, что будущее, достойное нас, может осуществиться только в составе России.

Большую надежду вселяет курс Президента Российской Федерации В. Путина, Правительства России, Совета Федерации, Государственной Думы на предоставление Чечне самой широкой автономии. Очевидно. Что такая форма политического и экономического устройства для Республике, такая степень и способ интегрированности Чечни в российскую государственность являются для нас оптимальными, а, значит, наиболее политически и экономически эффективными. Автономия в составе России дает нам широкие возможности и накладывает на нас серьезные обязательства. То и другое обеспечивается суммой геополитическим устремлений, осуществляемых многими государствами на Кавказе и всем черноморско-каспийском географическом пространстве. Сюда естественным образом устремлены интересы России, свое влияние стремятся усилить США, страны Евросоюза, Турция, Иран, Саудовская Аравия, некоторые государства СНГ. В ряде указанных стран проживает население, этнически родственное народам Кавказа.

Несмотря на широкие декларации о необходимости объединения перед угрозой международного терроризма, деятельность некоторых иностранных государств на Кавказе нацелена на постепенное вытеснение России из региона, поощрение, прежде всего, закавказких стран и республик Северного Кавказа к дистанцированию от России. Можно прямо сказать, что в истории кровопролитий в Чечне в конце 20 - в начале 21 вв "торчат уши" не только некоторых наших ближних и дальних государств - соседей из числа, как это ни печально, исповедующих ислам, но стран, географически весьма далеких от Чечни, зато традиционно заявляющих по всему миру о своих национальных интересах.

У Чечни также есть свои неотъемлемые, глубоко осознанные, исторически обусловленные национальные интересы. Они лежат в области политики, экономики, культуры, социальной сферы. Духовные корни национальных интересов Чечни заложены в нашей приверженности исламу. Они, наши национальные интересы, устремлены в будущее и вовсе не ограничиваются лишь стремлением как можно быстрее заживить раны войны.

Это - здача первого этапа возрождения. Наши национальные интересы, и это подтвердили итоги референдума, состоявшегося 23 марта 2003 года, сосредоточены в огромной и, решающей мере, в осознанном стремлении быть неотъемлемой частью России, одним из наиболее экономических и культурно развитых регионов Российской Федерации на условиях широкой автономии.

Важнейшим для нас, в ближайшие два-три месяца, является подписание подготовленного "Договора о разграничении полномочий между Российской Федерацией и Чеченской Республикой".

Для чего нам нужен этот договор? Конституция Республики закрепила демократическую форму нашей национальной государственности. Однако государственность для нас не самоцель, а гарантия обеспечения мирного урегулирования в Чечне, демократических условий и средств для решения вопросов своими силами и под свою ответственность, так как государственность - главный инструмент реализации этих задач. Подписание Договора позволит успешнее реализовать вышеназванные вопросы и поставит заслон к повторению тех трагических ошибок, что допускались по отношению к нашему народу, а также откроет путь к становлению подлинного федерализма.

До трагических событий последнего периода наша республика была в числе регионов, имеющих солидный экономический потенциал, особенно в сфере нефтедобычи и нефтепереработки, и хорошие перспективы, пользующихся уважением и признательностью братских народов. Мы жили в мире и дружбе в нашей огромной стране и в нашей многонациональной республике и не помышляли не только о военных конфликтах, но даже об их призрачной возможности. Но произошло то, что произошло: распад Советского Союза повлек за собой трагические последствия. С особой силой, яростью и безумием эти последствия реализовались в Чечне. Кровопролитная война в Чечне унесла десятки тысяч жизней. Никогда эти люди, рожденные жить и любить, не думали убивать друг друга. Не о такой судьбе для них мечтали их отцы и матери. Всё это - разрушенные дома мирных жителей, почти полностью уничтоженная социально-экономическая и культурная инфраструктура, сотни тысяч беженцев - стало возможным в результате недальновидной политики отдельных личностей федерального центра по отношению к нашей Республике, преступных действий чеченских лжепатриотов, поддержанных международными террористами.

Мы, граждане Чечни, знаем, что Россия в глубинных своих устремлениях не противостоит Чечне и чеченцам. Мы составляем с Россией единое целое. Именно в этом качестве - в качестве неотъемлемой части единого Российского государства - Чечня сможет в 21-м веке стать, наконец, действительно свободной и действительно процветающей республикой. Не "криминальный анклав", не "сборище бандитов", а свободный, богатый, культурный, счастливый народ на родной земле - такой будет Чечня в составе России.

Чечня не ищет себе хозяина, хозяин у нас - народ, но Чечня, к счастью, есть часть семьи российских народов. И мы способны, не простив зло отдельных политиков, политических кланов, военных и не военных преступников, оценить также и добро, и мудрость и волю России к миру в Чечне.

Ни одна республика, ни один регион в России не пережили того, что пережила Чечня. Но начинается новый период нашей истории, и, прямо скажем, в огромной мере успех этого периода будет основываться на экономической мощи всей России, на ее колоссальном интеллектуальном, научном и культурном потенциале, на ее весе в мировой политике. Мы - часть России, а это значит, что Чечня может располагать всеми теми ресурсами, которыми располагают народы единого государства. Было бы исторической ошибкой искать свое место в мире, отказавшись от места в России.

Чечня не падцерица, и наш народ не пасынок. Мы умеем трудиться, и знаем цену труду. Мы знаем цену наших недр, наших гор идолин. Мы знаем характер нашего народа. Мы очень многое можем и делаем сами, но в семье принято помогать друг другу, подставлять плечо под братскую ношу.

Широкая автономия в составе России открывает Чечне дорогу в мир. Напряжения между государствами не вечны. Воевать, разжигать конфликты - занятие убыточное и неблагодарное. Мир - выгоден. Чечня стремится к развитым экономическим связям, к расширению своего присутствия в российской экономике и на мировом рынке.

Решению всех вышеперечисленных проблем должны содействовать предстоящие президентские выборы в Чеченской Республике. Они будут способствовать мирному урегулированию в Чечне, превратят Северный Кавказ в регион мира, согласия, стабильности.

Наша убежденность в лучшем будущем основана на нашем потенциале. Терроризм, эктремизм и бандитизм на Юге России будут побеждены, и ничто не мешает Чечня занять то высокое место, которого она достойна!

В эти трудные годы перед нами стояла главная задача - отвести народ от пропасти, спасти Чечню от экономического краха, гражданской войны и политического хаоса. Нам удалось удержать Республику от развала и анархии общественного раскола, а также в основном от межнационального и гражданского противостояния.

В Республике за последние три года сформированы органы государственной власти, создаются новые рабочие места, восстанавливаются объекты промышленности, агропромышленного комплекса, социальной сферы, своевременно выплачивается заработная плата работникам бюджетной сферы, детские пособия, пособия по безработице, оказывается поддержка молодежи, инвалидам, ветеранам войны и труда.

Возобновили производство 5 кирпичных и 10 асфальтных заводов, готовы к выпуску продукции восстановленные цеха заводов: "Оргтехника", "Автомашстрой", "Трансмаш" и "Пищемаш". До конца 2003г. планируется ввести в строй мясокомбинат, молочный комбинат, 2-ую очередь завода минеральных вод, тарный завод, 4 карьера по выпоску инертных материалах, 2-ую очередь ТЭЦ-4 АО "Грозэнерго"в г. Аргун и т.д. Функционирование этих предприятий позволит создать около 20 тыс новых рабочих мест.

Промышленными предприятиями в 2001-2002 гг освоен выпуск более 150 наименований продукции различного назначения.

В Республике создано более 150 тыс. рабочих мест. Только в бюджетной сфере занято 60 тыс. человек. Начали возвращаться в Республику национальные кадры из числа интеллигенции и предпринимателей. Проводится работа по развитию малого и среднего бизнеса.

Большая работа проводится в Республике по восстановлению сельского хозяйства. Значительное внимание уделяется восстановлению социальной инфраструктуры, особенно развитию образования, здравоохранения, культуры и спорта в Республике.

Многие учреждений образования республики имеют компьютерные классы. В трех высших учебных заведениях обучается более 18 тыс. студентов, работают 8 средних специальных учебных заведений, 12 профтехучилищ, более 400 школ, в которых 1 сентября 2003 года за парту село 220 тысяч учащихся.

Большая работа проведена по восстановлению объектов здравоохранения. В Республике функционирует 134 лечебных учреждения и 191 ФАП.

До конца 2003 г. намечен ввод 44 объектов здравоохранения и 4 объектов Санэпидемнадзора. Особое внимание руководством республики и федеральной властью уделяется восстановлению объектов жизнеобеспечения и стройиндустрии.

Во всех населенных пунктах налажено водоснабжение, восстановлено энергоснабжение, активно ведутся работы по газификации сел и населенных пунктов республики.

Разработан Генеральный план развития городов Грозный, Аргун, Гудермес. По проекту московского института "Гипрогорпроект" намечается восстановление исторических памятников архитектуры и строительство новых микрорайонов с расширением города Грозного на северо-запад, в экологически чистую зону. Мы восстановим былую красоту одного из лучших и красивейших городов Северного Кавказа - г. Грозного.

Заканчивается проверка списков по выплате компенсаций 14,5 млрд рублей за утраченное жилье и имущество, и уже во второй половине сентября текущего года начнутся выплаты компенсаций. За 2001-2002 гг в республику вернулось более 300 тыс человек, из различных регионов России.

Мир и стабильность в Чечне - это гарантия мира и стабильности на всем Северном Кавказе. Ключевыми проблемами нормализации в этом регионе являются, прежде всего, разработка и осуществление совместной программы по борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, укрепление межнациональных отношений на основе дружбы и добрососедства, налаживание тесных экономических, социальны, культурных связей между республиками, краями и областями Юга России.

И чтобы восстановить на Северном Кавказе прочный мир и стабильность следовало бы широко использовать исторический опыт, накопленный народами данного региона в прошлые времена, вернуться к хорошим традициям проведения совместных Дней культуры и искусства, спортивных мероприятий, взаимопомощи, заключения Договоров об экономическом, культурном сотрудничестве республик, краев и областей Северного Кавказа.

Двигаясь по этому пути, нам удастся за сравнительно короткий срок залечить раны, нанесенные войной, и значительно повысить жизненный уровень населения Чечни, страдающего от произвола, безработицы и бытовой неустроенности. Из измученного распрями, разрухой и общественно-политической нестабильностью региона, наша республика должна превратиться в недалеком будущем в один из самых экономически и культурно развитых субъектов Российской Федерации. Должна возрасти и инвестиционная привлекательность Чечни.

Но для этого должны быть разработаны политические инструменты преодоления чеченского кризиса. Референдум, предстоящие президентские и парламентские выборы как раз и являются важными элементами политического урегулирования в Чечне. Законодательные органы власти займутся созданием правовой базы для дальнейшего политического урегулирования в Чечне, будут способствовать ее возвращению в конституционное поле России.

Предстоящие президентские выборы в Чеченской Республике должны решить многие вопросы, которые затрагиваются на нашем форуме. Эти проблемы и пути их решения освещены в предвыборной программе Ахмат-Хаджи Кадырова.

Выделю только лишь важные моменты из его программы. Это:

- безопасность населения,

- соблюдение прав человека,

- выплата компенсаций за утерю жилья и имущества,

- амнистия членам незаконных вооруженных формирований, не запачкавших себя кровью, - усиление мер по восстановлению экономики и социальной сферы,

- создание рабочих мест,

- решение жилищной проблемы,

- возвращение вынужденных переселенцев,

- улучшение экологической обстановки в Республике,

- заключение Договора о разграничении полномочий между Российской Федерацией и Чеченской Республикой,

- восстановление исторической справедливости по отношению к пострадавшему населению в ходе чеченского кризиса.

Эти и другие проблемы потребуют значительных финансовых вложений в Республику, усиления контроля за ходом выполнения Федеральной целевой программы по восстановлению экономики и социальной сферы ЧР. В этих вопросах мы сегодня находим большую поддержку со стороны Президента Российской Федерации и Правительства России.

Основной преградой на пути стабилизации обстановки остаются - продолжающиеся провокации, террористические акты против военнослужащих, работников правоохранительных органов, государственных и общественно-политических деятелей, мирных граждан, религиозных деятелей со стороны незаконных вооруженных формирований.

Именно на решение этих и других острых проблем нашей Республики обращает усиленное внимание Ахмат-Хаджи Кадыров, который знает обстановку и проблемы Республики не понаслышке. Он имел мужество не только открыто заявить о беспределе, чинимом как с одной, так и с другой стороны людьми с оружием, но и начать открытую войну против беззакония и бизнеса на крови.

Благодаря его настойчивости и инициативе был проведен референдум в Чеченской Республике. Были приняты Конституция ЧР, законы о выборах президента и парламента ЧР.

В трудные для чеченского народа годы Ахмат-Хаджи Кадыров взвалил на свои плечи тяжелую ношу ответственности по сохранению нации и восстановлению государственности в Чеченской Республике.

И сегодня его опыт и знания нашли отражение в его кандидатской диссертации на тему "Российско-чеченский конфликт: генезис, сущность и пути решения", которая была защищена 5-го сентября 2003 г в Институте социально-политических исследований Российской Академии Наук.

В целях окончательной нейтрализации бандитских группировок, в настоящее время руководство всей операцией в Чечне, согласно решения президента РФ, передано от ФСБ России к МВД Российской Федерации. Причиной такого решения стало возросшее доверие федеральных органов к местной милиции, которой вполне по силам, совместно с другими силовыми структурами решить поставленную задачу по наведению должного порядка в Республике. Так как только мы сами можем и должны навести порядок на своей земле.

В настоящее время завершается формирование системы постоянно действующих органов внутренних дел Чеченской Республики, а также проводится работа по очистке рядов милиции от предателей.

Руководство Республики четко понимает, что для плодотворной работы сотрудникам МВД ЧР необходимо создать все условия - от производственных до бытовых.

Сейчас по этому вопросу мы, совместно с МВД России, завершаем разработку специальной программы, которая позволит обеспечить в Республике законность и правопорядок, укрепить доверие граждан к милиции, судебным и прокурорским работникам, а также полностью исключить проведение федеральными силовыми структурами необоснованных "зачисток" и задерживание отдельных лиц, а также навести должный порядок на контрольно-пропускных пунктах, особенно на КПП "Кавказ".

Федеральные войска, которые будут находиться на постоянной основе, должны вернуться в казармы, а остальные - должны уйти, когда местная власть посчитает необходимым. А этот момент настанет после того, как будет у нас создано сильная и полностью оснащенная милиция. И этот вопрос мы намерены решить в ближайшее время.

Выводу войск также способствует и принятое Госдумой РФ постановление "Об объявлении амнистии в связи с принятием Конституции Чеченской Республики".

На переходных исторических этапах развития России на политической арене всегда появлялись национальные лидеры, которые вбирали в себя лучшие качества русского народа. Одним из таких политиков, востребованных 21 веком и настоящим временем, является Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин. Он остановил процесс развала страны, создал вертикаль власти, повел страну к стабильному экономическому процветанию, и я уверен, что Россия вновь станет великой державой - оплотом свободы, равенства и братства всех народов, проживающих в России.

Политика России сегодня - это политика мира и согласия. В этом большая заслуга президента России. Его решительность и воля, активные и последовательные усилия, направленные на позитивные политические, экономические и социальные преобразования в Чеченской Республике, дают все основания для уверенности в том, что жизненно важные для чеченского народа вопросы будут успешно решаться.

Как представитель власти, как Председатель Государственного Совета Чеченской Республики хочу выразить искреннюю признательность президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину за его политическую волю и решимость помочь чеченскому народу в восстановлении на нашей земле мира, согласия и стабильности, за ту практическую помощь, которую оказывает нашей Республике федеральная власть в деле восстановления экономики и социальной сферы.

Заканчивая свое выступление, хочу еще раз поблагодарить участников и организаторов данного форума и уверен, что все ценное и разумное, сказанное здесь, нами будет использовано в нашей практической деятельности, и будет способствовать мирному урегулированию и стабильности в Чечне и на всем Северном Кавказе.

Спасибо за внимание.

Исаев Хусейн Абубакарович

www.open-forum.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован