06 марта 2007
3939

При прочих равных условиях

- Вы видели, как танцуют наши детки? Нет? Вот начинается новый учебный год, как раз и приходите посмотреть. Приходите, не пожалеете, - так говорила мне преподаватель 7-й школы искусств Лидия Лытнева, заранее улыбаясь, как бы уже разделяя со мной то наслаждение, которое я получу от вида ее танцующих деток.
Я же, честно говоря, танцующих людей, вернее, хорошо танцующих людей, уже и не помню, когда видел. "Казаки России" - не в счет, они потрясают, но они профессионалы, как не в счет мельком увиденные по телевизору вы-ступления мастеров балета, брейк-данса, румбы и танго. Слишком уж они, говоря словами одного из великих вождей, далеки от народа. Все остальное - потные дядьки и тетки в ресторанах, топающие под невозможную смесь русской матани с еврейским "семь-сорок", взмыленные юнцы на дискотеках, дергающиеся под бумканье вообще одного лишь барабана, - заставляет вспомнить слова Плеханова: "Наиболее дикое из всех видов искусств - танец".
Разумеется, Георгий Валентинович отозвался так о танце, анализируя способ выражения чувств непосредственно через телодвижения, а не с помощью картин, книг или музыкальных инструментов. Но вот вспоминается выражение именно после такой последовательности впечатлений - плохая музыка, отталкивающие телодвижения и, соответственно, нелестное мнение об исполнителях этих, с позволения сказать, танцев. И никуда от этого впечатления - какие чувства, такие и телодвижения - не деться. Или наоборот? Не важно. Важно, что красиво танцующие люди так же редко у нас встречаются, как, например, альпийские цветы на лугах Черноземья.
Кстати, коллектив Лытневой называется "Эдельвейс" - цветочек не очень яркий, но выносливый, растет высоко в горах и весьма редок. Коллектив - это громко сказано. Просто класс - двадцать девчонок, с седьмого по девятый класс, и один мальчишка, Никита. Вначале собирались ребята четыре раза в неделю в течение шести лет, повышая общую культуру с помощью танцевальных па, в основном классических и народных, не помышляя о чем-то большем.
Но вот съездили на конкурс в Иваново, заняли там первое место. Потом - Тихвин, опять первое место, а в прошлом году - Воронеж, Питер, Саранск, везде первые места и, наконец, Москва, чемпионат Европы, и снова они впереди всех, после чего вошли в сборную России, в ноябре поедут на чемпионат мира в Германию... Тогда-то и появилось название - ансамбль "Эдельвейс", а то как-то длинно получалось во время объявления призеров - учебный класс 7-й липецкой детской школы искусств.
- Такой прогресс в развитии... Что, у вас какие-то особо одаренные дети? - спрашиваю я Лытневу.
- Самые обыкновенные, ведь мы в школу берем всех, кто приходит, - словно оправдываясь, говорит Лидия Петровна, - и толстеньких, и косолапеньких, и глуховатых. Потом, в процессе обучения, идет как бы естественный отбор. Наиболее талантливые вы-двигаются на первый план, они понимают, что у них получается, они горят, они готовы сутками напролет танцевать. Естественно, и я им больше времени уделяю...
- Тогда, значит, им повезло с преподавателем?
- Я не считаю себя каким-то особенным педагогом. Просто так же увлечена танцами, как они. Если честно, им повезло с одним из родителей. Вы знаете, сколько стоит костюм для выступления? От тысячи до двух. А чтобы одному ребенку съездить на конкурс, нужно еще не менее 5 тысяч. Так вот, какое-то время родители ребенка могут тянуть эту финансовую лямку, и то далеко не все. Но когда несколько конкурсов в год...
- Понятно, вы нашли спонсора.
- Не я, хотя к поиску и прилагала все усилия. Ходила с кучей завоеванных дипломов по богатым организациям, в буквальном смысле слова попрошайничала, что очень унизительно, но нигде со мной не хотели разговаривать, не говоря уже о том, чтобы взглянуть на дипломы. Никому не нужны чужие дети. Председатель департамента культуры администрации Липецка Виктор Долгих так мне и сказал: "Не вы одна такая. Почему я должен давать деньги именно вам?" Можно было плюнуть и отступиться, в конце концов, две свои ставки, по 2400 рэ за каждую, я отрабатываю. Раз не могут родители позволить себе такие расходы, пусть их чада сидят дома. Но ведь детей жалко. Они, как костер - если не подкладывать дровишки, не подпитывать их новыми впечатлениями, погаснут.
- И тут на сцену выходит тот, для кого дети не чужие, то есть один из родителей...
- Совершенно верно. Один из родителей моего ученика взял на себя организационные хлопоты, у него обширные связи. Я не знаю, каким образом он действовал, но два депутата Государственной Думы - Сергей Афендулов и Николай Борцов, и два депутата городского Совета - Антон Курочкин и Владимир Чеботарев - нашли для моего класса 65 тысяч рублей, и девятнадцать ребят съездили на международный конкурс в Юрмалу. Поскольку выступал "Эдельвейс" в полном составе, а не только его солисты, мы заняли 3-е место в классическом танце и 3-е в народном. Но не это главное. Главное, что поехал весь класс, а расписание состязаний в Юрмале было на редкость удачно составлено. Кроме собственно выступлений еще и обширная культурно-развлекательная программа: концерты, аквапарк, какие-то необыкновенные кафе... Дети были счастливы.
- Да, без спонсоров нынче, вернее, без денег - никак. Вот вам и повышение конкурентоспособности образования. Выходит, при прочих равных условиях перспективы радужнее у тех учеников, на которых обратят свой взор спонсоры?
- Я бы сказала так - при прочих равных условиях большие перспективы открываются перед талантливыми детьми при богатых родителях. Но, как правило, такие папы и мамы нанимают частных преподавателей. А ученикам школы вроде нашей, чтобы реализовать свои способности, остается уповать на чудо в виде спонсоров. "Эдельвейс" у меня в этом году - выпускной класс. Скорее всего, они разлетятся по свету, каждый в поисках своего пути, а я уже набираю новых ребятишек. Первоклашек. Кто знает, повезет ли им так, как эдельвейсовцам...
...Научить своего детеныша тому, что умеет сам родитель, - один из основных законов жизни. А вот дать ребенку больше, чем умеет он сам, по силам только человеку. Это уже закон прогрессивного развития. Но ведь он у нас не срабатывает, потому что никому не нужны чужие дети, а родителям, при прочих равных условиях - талантливом педагоге для их малыша и средней зарплате у них самих, - остается надеяться лишь на помощь свыше. Так теперь спонсорство называется. Депутаты, кстати, выбранные нами, это понимают. Может, потому они и депутаты. А вот меценатов нет. И это при том, что по статистике в одном только Липецке живут 195 миллионеров...


Александр Алексеев.

Липецкая Газета. Липецк

5 Сентября 2005 г.


Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован