28 января 2019
816

Применение кибернетического подхода в обучении информатике

 

Хуторова Марина Николаевна,

Могилевский институт Министерства внутренних дел Республики Беларусь,

преподаватель кафедры оперативно-розыскной деятельности, аспирант

Национального института образования Республики Беларусь, магистр
педагогических наук, Teacher-507@mail.ru

Аннотация. В статье анализируется эффективность применения кибернетического подхода в обучении информатике на основе информационных и коммуникационных технологий. Автором рассматриваются преимущества использования электронных учебно-методических комплексов в учебном процессе, описывается электронный учебно-методический комплекс «Информационные технологии в деятельности органов внутренних дел».

Ключевые слова: учебно-методический комплекс, электронный учебно-методический комплекс.

THE APPLICATION OF THE CYBERNETIC APPROACH IN THE
TEACHING OF COMPUTER SCIENCE

Chutorova Marina Nikolaevna,

The Mogilev Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Belarus, the Teacher of the Department of operatively-search activity, the Postgraduate student of National Institute of Education of the Republic of Belarus, Master of Education Republic of Belarus, Teacher-507@mail.ru

Annotation. The article analyzes the effectiveness of the application of the cybernetic approach in teaching computer science on the basis of information and communication technologies. The author considers the advantages of using electronic educational and methodological complexes in the educational process, describes the electronic educational and methodical complex «Information technologies in the activity of law enforcement bodies».

         Keywords: educational-methodical complex, electronic educational-methodical complex.

Повсеместное внедрение информационных и коммуникационных технологий в различные сферы деятельности человека дал толчок развитию информатизации образования. Преобразования, которые происходят в мире не могли не коснуться и системы образования Республики Беларусь. В современном обществе в образовательный процесс вузов МВД Республики Беларусь происходит активное внедрение информационных технологий, представляющие собой мощный инструментарий, предоставляющие возможность проектировать и наполнять информационными ресурсами учебную среду, управлять действиями курсанта, осуществлять мониторинг его учебных действий в процессе самостоятельной работы, формировать и развивать умения и навыки самообразования и самосовершенствования. Применение информационных технологий в обучении интенсифицирует передачу информации, значительно расширяет иллюстративный материал, помогает конструировать проблемные ситуации и инициировать поисковую деятельность обучающихся, усиливает эмоциональный фон обучения, формирует мотивацию к обучению, индивидуализирует и дифференцирует учебный процесс [1, с. 56].

Обучение является информационным управляемым процессом и, следовательно, для его анализа может быть применен кибернетический подход. Многие исследователи (Б. Скиннер, В.П. Беспалько, Е.И. Машбиц, В.Е. Фирсов, В.С. Аванесов, И.В. Роберт, Т.В. Минькович) отмечают эффективность применения кибернетического подхода в обучении вообще и в обучении информатике на основе ИКТ, в частности. Под кибернетическими системами (системами управления) понимаются такие, которые представляют собой совокупность двух связанных подсистем - объекта управления и управляющей подсистемы. Управляющий субъект целенаправленно воздействует на объект управления, обеспечивая его требуемое поведение или работу [2, с. 46].

Р.В. Майер [3, с. 3] сформулировал принципы кибернетики применительно к дидактическим системам:

  1. Анализ педагогической системы с точки зрения связей управления и информационных потоков, которыми обмениваются управляющая и управляемые подсистемы.
  2. Оптимизация процесса обучения, нахождение таких форм и методов организации учебного процесса, при которых функционирование системы образования было бы наиболее эффективным, то есть при наименьших затратах приносило бы максимальную пользу.
  3. Практическое использование электронных устройств и автоматизированных обучающих систем для управления процессом обучения и тестирования, программированное обучение.

Принимая во внимание приведенные положения, мы приспособили кибернетическую последовательность управления к процессу обучения информатике курсантов.

  1. Проводим анализ педагогической системы на основе системно-синергетического подхода. Выделяем и анализируем целевой, содержательный, организационный, дидактические компоненты.
  2. Исследуем объект управления (учебно-познавательная деятельность курсантов): путем анкетирования и специализированного начального тестирования определяем уровень начальных знаний, умений, навыков и личностных особенностей курсантов.
  3. На основе проведенного анализа разрабатываем электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) «Информационные технологии в деятельности ОВД».

Проблеме внедрения средств новых информационных технологий в образование, конструирования и использования учебно-методических комплексов (УМК), электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК) в процессе обучения различным дисциплинам посвящены многие работы педагогов-исследователей.

И.В. Роберт под средствами новых информационных технологий (СНИТ) понимает программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации [4, с. 4].

И.А. Новик под учебно-методическим комплексом (УМК) понимает систему учебных пособий, дидактических средств и методик, органически связанных между собой, позволяющих студентам с помощью современных форм и методов обучения овладеть содержанием изучаемого предмета и служащих для успешного ряда учебно-воспитательных целей [5].

И.К. Степаненков считает, что УМК включает в себя материально-техническую базу, необходимые средства и разнообразные методы обучения [6].

ЭУМК - обучающая программная система комплексного назначения, обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения, предоставляющая теоретический материал, обеспечивающая практическую учебную деятельность и контроль уровня знаний, а также информационно-поисковую деятельность, математическое и имитационное моделирование с компьютерной визуализацией и сервисные функции при условии осуществления интерактивной обратной связи [7, с. 5]. Другими словами, ЭУМК представляет собой систему, в которую интегрируются прикладные педагогические программные продукты, базы данных, а также набор методических средств и материалов, поддерживающих учебный процесс [8].

Цель создания ЭУМК «Информационные технологии в деятельности ОВД» для курсантов вузов МВД - обеспечить целостное и качественное учебно-методическое обеспечение самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы курсантов для формирования системы знаний в области компьютерных технологий, необходимой для успешной профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел, способного к эффективному применению современных информационных технологий на практике в сфере своей профессиональной деятельности.

Главными задачами ЭУМК «Информационные технологии в деятельности ОВД» являются: повышение мотивации самостоятельной учебной деятельности курсантов; обеспечение самостоятельной работы курсантов информационным материалом и программой действий; создание условий для индивидуализации и дифференциации обучения; совершенствование процесса формирования интеллектуальных способностей, знаний, умений и навыков у будущих сотрудников органов внутренних дел; формирование навыков учебной деятельности - самостоятельной работы с информацией; содействие реализации системы контроля и самоконтроля результатов обучения.

Структура и содержание ЭУМК «Информационные технологии в деятельности ОВД» способствует системному освоению учебного материала и вовлечению курсантов практически во все этапы процесса обучения: от ознакомления с целями обучения до рефлексии и оценки (самооценки) образовательных результатов через промежуточное тестирование (самопроверка) и итоговое тестирование по темам; содержит материалы, обеспечивающие самостоятельную учебную деятельность курсантов (предписания, рекомендации, алгоритмы решения, глоссарий, видеоинформацию, комплекс задач для самостоятельного выполнения, проблемные задания, тестовые задания для самоконтроля, рекомендуемую литературу и т. д.).

Модульный принцип подачи учебного материала позволяет реализовать целостность, логическую законченность блоков, а также придает ему, структуру и облегчает работу с учебным материалом. Учебный материал может быть изучен не только в линейной последовательности, но и в любой другой. Каждый модуль связан гипертекстными ссылками с другими модулями так, чтобы у пользователя был выбор перехода в любой другой модуль. Однако в каждом модуле присутствуют рекомендованные переходы, реализующие последовательное изучение предмета. Принцип ветвления позволяет регулярно повторять пройденный материал, при этом процесс запоминания основывается на возникновении взаимосвязи между процессом и объектом, между пройденным и новым материалом.

Процесс обучения будет более эффективным, если наряду с традиционными средствами обучения будет применяться специально разработанные ЭУМК, дающие возможность интенсифицировать учебную и самостоятельную работу курсантов; развивать не только умения и навыки, необходимые для качественного овладения дисциплиной, но и навыки самостоятельной работы, поиска и обработки нужной информации в целом за счет специальных возможностей ЭУМК.

Литература

  1. Конюхова Г.П., Бритвина В.В. Применение технологии дистанционного обучения в преподавании математики и информатики: Монография. Москва: Прондо, 2017. 115 с.
  2. Минькович Т.В. Модель методических систем обучения информатике. Москва: Логос, 2011. 308 с.
  3. Майер Р.В. Кибернетическая педагогика: Имитационное моделирование процесса обучения. Глазов: ГГПИ, 2013. 138 с.
  4. Роберт И. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. Москва: НИО РАО, 2010. 140 с.
  5. Новик И.А. Формирование методической культуры учителя математики автореферат диссертации. Москва: АПН СССР, НИИ содержания и методов обучения, 1990. 38 с.
  6. Степаненков Н.К. Педагогика: учеб, пособие. Минск: изд. Скакун В.М., 1998. 448 с.
  7. Молчина Л.И., Сидорик В.В., Стрелкова И.Б. Технология разработки электронных учебно-методических комплексов. Минск: РИВШ, 2015. 65 с.
  8. Татаринцев А. И. Электронный учебно-методический комплекс как компонент информационно-образовательной среды педагогического вуза // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). СПб.: Реноме, 2012. С. 367-370. URL https://moluch.ru/ conf/ped/archive/21/1701/ (дата обращения: 24.08.2018).
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован