16 декабря 2008
3144

ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УВЕЛИЧЕНИЯ ОБЪЕМОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

Центросоюзом Российской Федерации поставлена задача увеличения объемов дея-тельности потребительской кооперации, обеспечение ее устойчивого развития в целях улучшения обслуживаемого населения, усиления борьбы с бедностью. В соответствии с этой задачей определены возможные резервы увеличения объемов деятельности потреби-тельской кооперации. В результате выполнения установленных заданий появится возмож-ность увеличить источники финансирования социальной миссии потребительской коопе-рации в каждом потребительском обществе (союзе).
Увеличение объемов деятельности потребительской кооперации прогнозируется достигнуть за счет роста товарооборота оптовой и розничной торговли. Основными меро-приятиями, позволяющими обеспечить неуклонный рост товарооборота, являются:
1)изменение режимов работы магазинов (перевод на непрерывную рабочую неде-лю, на работу круглосуточно, на удлиненный график работы);
2)изменение структуры товарооборота за счет увеличения доли непродовольст-венных товаров;
3)увеличение товарооборота за счет продажи товаров в кредит; за счет перевода магазинов на работу по методу самообслуживания; за счет расширения торгов-ли новыми группами товаров (книгами, аптечными товарами и т.д.).
Торговля аптечными товарами в системе потребительской кооперации ЦС РФ на-чала развиваться сравнительно недавно, однако, приведенные ниже данные свидетельст-вуют о ее постепенном развитии.
В потребительских союзах, находящихся в территориальной зоне деятельности Московского университета потребительской кооперации, по состоянию на 01.09.05г. име-ется 332 аптечных учреждения различного вида (стационарные аптеки, аптечные пункты, киоски), однако, это наполовину меньше прогнозного значения (655 единиц). Причем по-ложение сильно различается по потребительским союзам.
Наилучшие результаты достигнуты в Удмуртском потребительском союзе - из 43 запланированных к открытию аптек в 2005 году открыто 43. Также можно отметить по-требительские союзы, которые успешно выполняют задания ЦС РФ по росту аптечной сети в 2005 году: в Тверском открыто 10 из 11 аптек, во Владимирском открыто 8 аптек из 8, в Карельском из 5 открыто 3, в Смоленском из 22 открыто 20. Однако, имеются потре-бительские союзы, которые недостаточно уделяют внимания данному вопросу: в Комиоб-лпотребсоюзе открыто 2 аптеки из 60, в Мурманском потребсоюзе не открыто ни одной аптеки за 2005год.
Более того, в 298 районах из 498 (почти 60%) обслуживаемых потребительскими союзами, входящими в территориальную зону деятельности Московского университета потребительской кооперации, вообще отсутствуют аптеки, аптечные пункты и киоски. К сожалению, отсутствие отчетности по товарообороту аптечных пунктов, киосков, отделов, не представляет возможным рассчитать прирост товарооборота за счет увеличения аптеч-ной сети. Более того, следует отметить, что все аптеки, киоски находятся на балансе по-требительских обществ и товарооборот по аптечным товарам обособленно не учитывает-ся. В связи с этим возникают существенные проблемы при планировании финансового обеспечения данного вида деятельности потребительского общества.
В последнее время значительно возросло внимание к вопросам эффективного управления финансовым обеспечением предпринимательской деятельности. В связи с этим, в экономической литературе появились различные варианты определения финансо-вого обеспечения предпринимательской деятельности. В частности, Л.П. Павлова дает следующее определение: "финансовое обеспечение предпринимательства - это управле-ние капиталом, деятельность по его привлечению, размещению и использованию". По мнению Е.И. Шохина управление финансовым обеспечением решается посредством управления:
1)обеспечением собственными финансовыми ресурсами;
2)обеспечением заемными (привлеченными) ресурсами;
3)оптимальной структурой источников финансирования предпринимательской деятельности.
Исходя из этого, финансовое обеспечение предпринимательской деятельности на-прямую зависит от конкретных источников финансирования.
Для финансового обеспечения увеличения объемов деятельности потребительской кооперации актуальными являются все вышеприведенные направления финансового ме-неджмента, т.е. рост объемов финансово-хозяйственной деятельности потребительского общества возможен при увеличении как собственных, так и заемных (привлеченных) фи-нансовых ресурсов, а также при определении оптимальной структуры источников финан-сирования. Известно, что организации, рационально использующие заемные средства, не-смотря на их платность, имеют более высокую рентабельность собственных средств. Управляя структурой капитала в потребительском обществе, имеется возможность, во-первых, минимизировать финансовый риск, связанный с привлечением заемного капита-ла, во-вторых, увеличить рентабельность собственного капитала за счет использования заемных средств. Тем самым необходимо определить границу экономической целесооб-разности привлечения заемных средств. Используя эффект финансового рычага можно определить эффективность соотношения собственных и заемных средств и рассчитать максимальный предел банковского кредитования, за порогом которого нарушается фи-нансовая устойчивость потребительского общества.

М.В.Дуброва
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован