Центросоюзом Российской Федерации поставлена задача увеличения объемов дея-тельности потребительской кооперации, обеспечение ее устойчивого развития в целях улучшения обслуживаемого населения, усиления борьбы с бедностью. В соответствии с этой задачей определены возможные резервы увеличения объемов деятельности потреби-тельской кооперации. В результате выполнения установленных заданий появится возмож-ность увеличить источники финансирования социальной миссии потребительской коопе-рации в каждом потребительском обществе (союзе).
Увеличение объемов деятельности потребительской кооперации прогнозируется достигнуть за счет роста товарооборота оптовой и розничной торговли. Основными меро-приятиями, позволяющими обеспечить неуклонный рост товарооборота, являются:
1)изменение режимов работы магазинов (перевод на непрерывную рабочую неде-лю, на работу круглосуточно, на удлиненный график работы);
2)изменение структуры товарооборота за счет увеличения доли непродовольст-венных товаров;
3)увеличение товарооборота за счет продажи товаров в кредит; за счет перевода магазинов на работу по методу самообслуживания; за счет расширения торгов-ли новыми группами товаров (книгами, аптечными товарами и т.д.).
Торговля аптечными товарами в системе потребительской кооперации ЦС РФ на-чала развиваться сравнительно недавно, однако, приведенные ниже данные свидетельст-вуют о ее постепенном развитии.
В потребительских союзах, находящихся в территориальной зоне деятельности Московского университета потребительской кооперации, по состоянию на 01.09.05г. име-ется 332 аптечных учреждения различного вида (стационарные аптеки, аптечные пункты, киоски), однако, это наполовину меньше прогнозного значения (655 единиц). Причем по-ложение сильно различается по потребительским союзам.
Наилучшие результаты достигнуты в Удмуртском потребительском союзе - из 43 запланированных к открытию аптек в 2005 году открыто 43. Также можно отметить по-требительские союзы, которые успешно выполняют задания ЦС РФ по росту аптечной сети в 2005 году: в Тверском открыто 10 из 11 аптек, во Владимирском открыто 8 аптек из 8, в Карельском из 5 открыто 3, в Смоленском из 22 открыто 20. Однако, имеются потре-бительские союзы, которые недостаточно уделяют внимания данному вопросу: в Комиоб-лпотребсоюзе открыто 2 аптеки из 60, в Мурманском потребсоюзе не открыто ни одной аптеки за 2005год.
Более того, в 298 районах из 498 (почти 60%) обслуживаемых потребительскими союзами, входящими в территориальную зону деятельности Московского университета потребительской кооперации, вообще отсутствуют аптеки, аптечные пункты и киоски. К сожалению, отсутствие отчетности по товарообороту аптечных пунктов, киосков, отделов, не представляет возможным рассчитать прирост товарооборота за счет увеличения аптеч-ной сети. Более того, следует отметить, что все аптеки, киоски находятся на балансе по-требительских обществ и товарооборот по аптечным товарам обособленно не учитывает-ся. В связи с этим возникают существенные проблемы при планировании финансового обеспечения данного вида деятельности потребительского общества.
В последнее время значительно возросло внимание к вопросам эффективного управления финансовым обеспечением предпринимательской деятельности. В связи с этим, в экономической литературе появились различные варианты определения финансо-вого обеспечения предпринимательской деятельности. В частности, Л.П. Павлова дает следующее определение: "финансовое обеспечение предпринимательства - это управле-ние капиталом, деятельность по его привлечению, размещению и использованию". По мнению Е.И. Шохина управление финансовым обеспечением решается посредством управления:
1)обеспечением собственными финансовыми ресурсами;
2)обеспечением заемными (привлеченными) ресурсами;
3)оптимальной структурой источников финансирования предпринимательской деятельности.
Исходя из этого, финансовое обеспечение предпринимательской деятельности на-прямую зависит от конкретных источников финансирования.
Для финансового обеспечения увеличения объемов деятельности потребительской кооперации актуальными являются все вышеприведенные направления финансового ме-неджмента, т.е. рост объемов финансово-хозяйственной деятельности потребительского общества возможен при увеличении как собственных, так и заемных (привлеченных) фи-нансовых ресурсов, а также при определении оптимальной структуры источников финан-сирования. Известно, что организации, рационально использующие заемные средства, не-смотря на их платность, имеют более высокую рентабельность собственных средств. Управляя структурой капитала в потребительском обществе, имеется возможность, во-первых, минимизировать финансовый риск, связанный с привлечением заемного капита-ла, во-вторых, увеличить рентабельность собственного капитала за счет использования заемных средств. Тем самым необходимо определить границу экономической целесооб-разности привлечения заемных средств. Используя эффект финансового рычага можно определить эффективность соотношения собственных и заемных средств и рассчитать максимальный предел банковского кредитования, за порогом которого нарушается фи-нансовая устойчивость потребительского общества.
М.В.Дуброва