Передача : Интервью
Ведущие : Ирина Меркулова
Гости : Михаил Балакин, Петр Аксенов
В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" Петр Аксенов, префект Южного административного округа, и Михаил Балакин, начальник Оперативно-распорядительного управления реализации городских программ комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города
Эфир ведет Ирина Меркулова
И. МЕРКУЛОВА: Ну что, будем говорить сегодня о строительстве. Михаил Дмитриевич, ваше управление было образовано по специальному распоряжению мэра в начале этого года. Для чего это понадобилось?
М. БАЛАКИН: Конечно, будем говорить о строительстве. Здесь, кстати, у нас два строителя. И Петр Николаевич в прошлом строитель, правда, уже давно работает во властных структурах, в структурах исполнительной власти. А я чистый строитель и всю свою деятельность как раз и занимаюсь только стройкой. Управление, действительно, было образовано в конце декабря, фактически, считайте, в этом году, для реализации городских программ, потому что сегодня на территории города реализуется очень много разнообразных программ, связанных со строительством. Наиболее главные можно перечислить. Это всем нам известная программа строительства на территории выводимых предприятий за пределы города. Освобождаются территории, и мы их застраиваем. Программа строительства муниципального жилья, коммерческого жилья, естественно, программа строительства пятиэтажек. Можно бесконечно долго перечислять все программы, в том числе и реконструкцию центра, строительство третьего транспортного кольца. Очевидно, для того, чтобы как-то способствовать ускорению продвижения этих программ в жизнь и было создано это управление.
И. МЕРКУЛОВА: И как?
М. БАЛАКИН: Первые три месяца показали, что пока, по крайней мере, те задачи, которые Я не знаю, что такое "как" те задачи, которые ставятся, они в той или иной мере выполняются. В частности, мы сегодня отчитывались. Одной из моих обязанностей является кураторство, обеспечение деятельности Московского союза строителей, тоже созданного в прошлом году. Сегодня Валерий Шанцев заслушивал отчет по работе Союза в прошлом квартале. Мы с гордостью отрапортовались, что все поставленные задачи выполнены, даже перевыполнены. Особенно, конечно, передано городу больше площади для очередников, для переселения муниципального жилья, чем это было намечено установленными графиками, заданиями.
И. МЕРКУЛОВА: Кстати, по поводу жилья. Какая пропорция между коммерческим жильем и муниципальным?
М. БАЛАКИН: Она вообще на территории разных округов разная. То есть все зависит от коммерческой привлекательности того или иного района. Можно бесконечно долго рассказывать про все эти коллизии, возникающие. С Петром Николаевичем, который был одним из авторов этой системы строительства пятиэтажек, коммерческого жилья и получения на основе реализации коммерческого жилья для города, для очередников, муниципального жилья, жилья для переселения жителей из пятиэтажек. Он может очень много рассказать на эту тему. В принципе, подписали в прошлом году члены Союза строителей, я считаю, практически кабальные для себя условия, когда городу отдается более 36 % и 64 % пускается на реализацию для компенсации затрат. Но здесь есть два момента. Первое, что надо понимать, что это жилье строится в непривлекательных с точки зрения реализации районах, даже коммерческое жилье. Это Бутово, это Марьинский парк. То есть там нет районов, которые мы так любим, районов реконструкции пятиэтажек, условно говоря, наши любимые Черемушки. Второй момент, который очень тяжело дается, но пока мы с ним справляемся. Я думаю, что, безусловно, выполним эту задачу. Это то, что взяты на себя обязательства сначала построить муниципальное жилье и только потом коммерческое, то есть прежде всего выполнить свои обязательства перед городом, а потом компенсировать свои затраты. Ситуация очень тяжелая. То есть как тяжелая? Тяжелая в финансовой реализации. Однако, поскольку организации-члены Московского союза строителей работают, то она решается.
И. МЕРКУЛОВА: Петр Николаевич, как решается в Южном округе эта проблема?
П. АКСЕНОВ: Я бы хотел начать немного с истории. Михаил Дмитриевич немного коснулся той идеологии, которая родилась на Юго-Западе в свое время, строительства жилья на коммерческой основе, когда все меньше и меньше финансовых ресурсов было в бюджете города на строительство жилья, а решать проблемы очередников, в том числе сплошь ветхого жилого фонда, которого все больше и больше становилось в Москве, и не только не хватало финансовых ресурсов для строительства, но и для капитального и текущего содержания этих жилых домов. И мне очень приятно находиться сегодня в вашей студии с Михаилом Дмитриевичем, потому что воплощение тех идей, которые родились у меня, с первого дня на Юго-Западе начинал и продолжает сейчас уже как руководитель, координирует Михаил Дмитриевич. Наверное, нет ни одного микрорайона, где начаты были и сейчас активно в этих микрорайонах ведется работа, где бы ни участвовал своей деятельностью, своим управлением Михаил Дмитриевич. Наверное, это по заслугам было оценено мэром, что сегодня он уже генерирует эту работу на уровне города. Что касается Южного округа, здесь есть одна особенность. До 1999 года было какое-то мнение, что Южный округ менее престижный, чем другие округа, там коммерческое жилье и его реализация будет в не достаточном количестве, и жители туда не поедут, кто захочет приобрести жилье. И до 1999 года снос жилья на Юге был всего 10 000 кв. м., это две пятиэтажки, если перевести в численность. 2000, 2001, 2003 года и дальше эти темпы будут расти неукоснительно вперед, и далеко вперед, потому что уже в 1999 году, я сказал, 10 000, в 2000 года мы уже снесли 38, 8 тысяч кв. м., это в 3, 8 раза больше, чем в 1999 году, при этом уже получили и справили новоселье 1300 человек. В 2001 году мы ожидаем уже снести 45 000 и построить 231 000 кв. м. при 80 в 1999 для программы переселения. В первую очередь, Южный округ не насыщен пятиэтажками первого периода домостроения, то, что мы реализовывали на Юго-Западе, где до 2 миллионов такой площади. Здесь округ беден первым. Но округ богат ветхим жилым фондом и богат вторым периодом индустриального домостроения. Так вот, сейчас, в 2001-2004 годах, мы максимально будем реализовывать с Управлением, которое сегодня возглавляет Михаил Дмитриевич, в течение уже полугода нет ни одного дня, чтобы мы не отрабатывали перспективу, не отрабатывали текущие рабочие моменты развития больших объемов строительства и переселения на территории Южного округа. Я думаю, что в 2003 году он достойно займет одно из ведущих мест по этой программе в городе, и Михаил Дмитриевич будет так же гордиться, что он принимал участие в становлении и реализации второй части этой идеи, которая родилась в 1992 году, уже на территории Южного округа.
И. МЕРКУЛОВА: Михаил Дмитриевич, насколько я понимаю, перед вами стоит задача снизить себестоимость строительства. Как этот возможно сделать?
М. БАЛАКИН: Вы наступаете на больную мозоль, но в то же время на очень интересную тему и очень важную, про которую можно говорить бесконечно. Себестоимость снизить можно. Для этого есть совершенно четкие наработанные методы, прежде всего, с моей точки зрения, надо снизить собственно издержки. Издержки снижаются за счет интенсивности производства, за счет более правильной организации производства и т. д. Второй момент это использование наиболее дешевых материалов, в том числе, в обязательном порядке сертифицированных, качественных, но дешевых материалов. Для этого надо заниматься маркетингом рынка. И в обязательном порядке должны быть надежные партнеры, которые дорожат честью поставщика на московский рынок и не задирают безудержно цены. Конечно, большую роль играет и система оплаты за поставляемую продукцию. В общем, можно снижать себе стоимость строительства не только через поставщиков, но и через оплаты выполненных работ. Это тоже связано с системой оплаты и с гарантированным, к примеру, заказом. Если человек уверен, что он будет постоянно иметь заказ, то он зачастую идет на снижение цен. Мы же все знаем, что, чем выше оборот, тем более снижается уровень накладных расходов, опять же снижаются издержки, и, соответственно, себестоимость продукции идет вниз. Вообще, про себестоимость в целом можно рассказывать довольно долго, настолько это многообразная и интересная тема.
И. МЕРКУЛОВА: Давайте рассмотрим отдельные аспекты. Не секрет, что строительные материалы в Москве дороже, чем, предположим, в регионах. Может быть, как-то по этому пути пойти? Заключать договоры с регионами? Сомнительное предложение, но
М. БАЛАКИН: Вы поймите правильно, что такое строительные материалы, к примеру, цемент, в Москве дороже, чем в Новороссийске? Естественно, он дороже, потому что из Новороссийска его надо сюда привезти. Или почему щебень в Москве дороже, чем в Гранит-Кузнечном, скажем, в Карелии? Опять же его надо сюда просто-напросто привезти. У нас огромную роль в стоимости материалов играет перевозка или транспорт здесь уже, по Москве, - это все достаточно большие цифры. Могу привести пример, что щебень в Оренбурге стоит 80 рублей, а в Москве он стоит 280, то есть 200-215 рублей это тариф на перевозки.
И. МЕРКУЛОВА: То есть безвыходное положение получается. А московские предприятие производят какую-то продукцию? Тот же цемент, я не знаю, кирпич.
М. БАЛАКИН: Московские предприятия производят кирпич, только из кирпича все не построишь, все остальное это привозное. Давайте разберемся. Что основное? Щебень, песок, цемент, металл. Металла нет. Щебень, цемент, деревяшки, естественно, тоже везем.
П. АКСЕНОВ: Металл есть, он выпускается московскими предприятиями, но составляющие металла все равно везем.
М. БАЛАКИН: А у нас что выпускает? Только "Серп и молот", и то Алюминиевые витражи, вот, сейчас принято решение правительства Москвы об обязательном остеклении лоджий, балконов, алюминий мы же тоже получаем в чушках, он получается тоже сибирский алюминий. Здесь его уже превращают в прокат, но исходное сырье, конечно Москва, к большому сожалению, является чисто производственным участком, а все сырье мы получаем. Невозможно соединить одно с другим, поэтому в некоторых регионах что-то дешевле, что-то дороже. Москва как бы компилирует в себе все.
П. АКСЕНОВ: Я бы добавил, даже с учетом некоторая составляющая железобетонных конструкций, если доставка идет элементов, составляющих, и здесь производится, уже дешевле. А то, что высказали: привезти вообще панель или конструкции с регионов, то будет еще дороже. Это уже другой вагон, и все это цепочка за цепочкой.
М. БАЛАКИН: Над снижением себестоимости надо постоянно работать, потому что за снижением себестоимости стоим мы с вами. Рядовые потребители. Мы же строим для конкретного рядового потребителя: для очередника, для переселенца, для продажи. А в целом, мы строим для города. Поэтому даже коммерческие программы, о которых мы с вами рассуждали: строительство коммерческого жилья для компенсации затрат для строительства муниципального жилья. Получается так: чем ниже себестоимость, учитывая то, что, во-первых, мы можем продать дешевле, не гоняясь за сверхприбылью, это опять же даст возможность покупать жилье рядовому человеку, и, как вариант, продавая элитное жилье, имея большую дельту по прибыли, можно просто больше построить на вырученные деньги жилья для муниципалов, для переселенцев. Так что это выгодно городу.
П. АКСЕНОВ: Не забудьте, что больше будет покупать людей среднего достатка.
М. БАЛАКИН: Или больше сможем построить на те же деньги бесплатного муниципального жилья.
И. МЕРКУЛОВА: Вы уже говорили о том, что промышленные предприятия выводятся за черту города. Давайте ограничимся Южным округом. Здесь как раз вопрос на пейджер по поводу фабрики "Дукат" в густонаселенном районе Орехово-Борисово.
П. АКСЕНОВ: Фабрика "Дукат" никакого отношения к строительству и реконструкции не имеет, это современная фабрика, эта фабрика была выведена из центра города. Если вы знакомы, "Приму" помните, который выпускал "Беломорканал"?
И. МЕРКУЛОВА: Видела, да.
П. АКСЕНОВ: Это совместное российско-американское предприятие. Сейчас оно российско-английское и работает на современных технологиях. Есть элементы, которые нравятся или не нравятся нашему населению, но, по крайней мере, ежемесячно параметры с этой фабрики снимаются, которые необходимы, "Москомприродой", Фондом экологии, и специально стоят мониторы, которые проверяют содержание тех или иных душистых веществ.
И. МЕРКУЛОВА: То есть для тех, кто живет в окрестностях, это
П. АКСЕНОВ: Все равно запах есть. Так же как от хлебобулочного комбината, так же как от кондитерской фабрики. Давайте встанем рядом с хлебобулочным комбинатом. Вы знаете, какой запах хлеба рядом с этой фабрикой? Мы это ощущаем. Но это, вроде как, естественно, потому что хлеб кушают все, сигарету курят не все, поэтому кому-то нравится. Тем более, что Орехово-Борисово, где расположена та фабрика, это более благородный, я бы сказал, более обеспеченный в Южном округе район, проживания. Естественно, некоторым гражданам хочется в этом районе иметь не только комфортность проживания, комфортность района, где они живут, с точки зрения экологии, там же все-таки крупных промышленных предприятий не существует, как в центре или как на территории Южного округа у метро "Автозаводская", "Нагатинская", где сконцентрированы или "Донская", промышленная зона, где жилье вообще окружено промышленными предприятиями. А там для Южного и Северного Орехово-Борисово единственная фабрика это "Дукат", и все будут люди недовольны, естественно. Но это никакого отношения к пятиэтажкам не имеет.
И. МЕРКУЛОВА: Это понятно.
П. АКСЕНОВ: И выводиться это предприятие не будет.
М. БАЛАКИН: Мы в свое время с Петром Николаевичем очень предметно занимались выводом предприятий, в частности, Черемушкинского керамического завода, и на его территории построили, не много не мало, 200 000 кв. м. жилья. И сейчас эта территория достаточно благоустроена, на ней с удовольствием, наверное, люди проживают.
И. МЕРКУЛОВА: У нас немного времени осталось. Если можно, давайте о новых строительных проектах.
П. АКСЕНОВ: Могу сказать, что в Южном округе выпущено 11 постановлений правительства Москвы, которые предусматривают до 2010 года на территории Южного округа построить около 5-6 миллионов кв. м., в том числе, на территории бывших 4-х промышленных зон. Одну называю. Это бывший Судостроительный ремонтный завод, на улице, где мы 70 % территории изымаем в связи с падением производства. Мы сегодня практически вывели, и будет строительство уже по аналогу Черемушкинского Котельнический кирпичный завод на Криворожской улице, и тоже будет там строительство жилья. Мы планируем и разработан проект - я буду докладывать 29 мая на правительстве Москвы, где будут представлены такие 4 зоны: вывод промышленных зон на Варшавском шоссе. Это бывшая фабрика Фрунзе, Калинина, это очень хороший участок, но он сегодня занят практически неработающими предприятиями и сдается внаем каким-то коммерческим структурам, иногда даже, может быть, используя российскую собственность не по назначению. Там планируем, выводя эти промышленные предприятия в 2002-2003 году, начиная с 2003 и заканчивая 2005, построить 360 000 кв. м. жилья.
М. БАЛАКИН: Вообще, Южный округ очень динамично развивается в плане строительства. Петр Николаевич уже привел определенные цифры. 1999 год иди 2000 год 100 000 кв. м., 2001 год уже порядка 260, 230 при конструкции, и 2002 в программе 440, но это не предел. Мы сейчас ведем активную работу.
И. МЕРКУЛОВА: Работайте.
М. БАЛАКИН: Да.
В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" были П. Аксенов, префект Южного административного округа, и М. Балакин, начальник Оперативно-распорядительного управления реализации городских программ комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города
17.04.2001
http://echo.msk.ru/programs/beseda/14272.phtml