"США не могут решить кризис в Евразии (Афганистан, Ирак, Иран, Сирия), а теперь ещё и Украина", - эта мысль звучит сегодня нередко и явно упрощает ситуацию. Может быть, США не хотят разрешать эти кризисы? Более того, может быть они их сами и создавали? Во всяком случае, кризис на Украине возник не только в результате тотального разворовывания страны и деградации правящей элиты, но и в результате политики США, которую, ни в коем случае нельзя недооценивать. А именно речь идет о: 1. Долгосрочном планировании такой политики, которая отчетливо прослеживается с конца 80-х годов XX века. 2. Последовательности, которая сохранилась при смене всех администраций и чиновников в Госдепе, ЦРУ, МО и других ведомств. 3. Устойчивом и масштабном финансировании, которое было стабильным, целенаправленным и обильным. 4. Четко просчитанной долгосрочной стратегии, организованной на длительный период и не зависимой от конъюнктуры. 5. Едином общем знаменателе и последовательной политике русофобства. К сожалению, того же нельзя сказать о последовательности российской политики по отношению к Украине, в которой просматривается, как минимум, несколько антироссийских стратегий: - выращивание антироссийской партийной и советской элиты в рядах КПСС и советского руководства Украины еще до 1991 года; - выделение "самостийного" государства в 1991 году, т.е. искусственное создание государства, которого не было в истории и последовательная помощь в формировании его институтов; - отказ от создания и поддержки пророссийских сил на территории Украины и в России. В этой связи важно посмотреть как в КНР расценивают международную и военно-политическую обстановку в мире, позицию той или иной страны. Так, директор института международных отношений МИД КНР Ци Хуан сказал: "Китай не рассматривает ту или иную страну только под одним углом зрения и только в определенный период времени. Необходим системный подход, под разными углами зрения, в разные временные отрезки"[1]. Другими словами, исследователи и политики КНР стремятся избежать линейного восприятия ВПО и строят анализ, в том числе, на прогнозе развития ситуации. Взгляд на мир из КНР и перспективу его развития на известный момент (май 2014 г.) вице-президент Института международных отношений МИД КНР Го Сяньган представляет таким образом: например, "Три основных мировых тенденции, которые явно обозначены во втором десятилетии XXI века, доминируют в международной обстановке: - падение роли США и их геостратегического присутствия в мире после "пика" 1999 года (война в Югославии). Война в Афганистане, Ираке, Ливии, Сирии и т.д., а также кризис 2008-2012 годов показывают падение этой роли. И эта тенденция будет продолжена в XXI веке; - растущая роль России в мире: экономическая, политическая, военная и др., в том числе и большая роль субъективного фактора - сильного лидера (В.Путина), - против которого направлены основные усилия Запада; - усиление роли и влияния КНР не только в АТР, но и в мире, а также значения сотрудничества КНР - РФ. Причем, ситуация на Украине только положительно повлияла на динамику сближения РФ и КНР. Если согласиться с китайским экспертом, то приходится признать, что уже в этой среднесрочной перспективе ВПО неизбежно будет радикально переформатирована. С военно-политической точки зрения через 20-30 лет ВПО будет характеризоваться: - во-первых, существованием нескольких военно-политических коалиций, определяющих всю международную ситуацию и ВПО, и конкурирующих между собой. Их количество может быть разным, но очевидно, что одного центра силы больше не будет. Возможная структура будущей ВПО может состоять из: - США-Евросоюз и ряд других стран ("Запад", "Большая коалиция"); - Китай и (возможно) другие страны. Существует вероятность даже превращения в такую коалицию ШОС (включая членов-кандидатов); - Россия (ОДКБ) и возможные союзники по ТС, ЕврАзЭс; - Бразилия и некоторые страны Латинской Америки; - исламские государства; - во-вторых, потенциалом России и ее возможностью создать военно-политическую коалицию и экономический союз вокруг "российского ядра"; - в-третьих, возможностями КНР и их способностью создать (или участвовать) в коалиции в Евразии. События на Украине показали, что за внешним хаосом и неуправляемостью, бессистемностью наблюдаются отчетливые долгосрочные тенденции, позволяющие делать долгосрочные прогнозы и заниматься долгосрочным стратегическим планированием. _______________ [1] Международная научная конференция. Встреча в МГИМО(У) МИД РФ. М., 29.05.2014 г.