Эксклюзив
Подберезкин Алексей Иванович
30 мая 2014
4810

Профессор МГИМО Алексей Подберезкин: `КНР, Россия, США` в мире`

Main podberezkinin10

"США не могут решить кризис в Евразии (Афганистан, Ирак, Иран, Сирия), а теперь ещё и Украина", - эта мысль звучит сегодня нередко и явно упрощает ситуацию. Может быть, США не хотят разрешать эти кризисы? Более того, может быть они их сами и создавали? Во всяком случае, кризис на Украине возник не только в результате тотального разворовывания страны и деградации правящей элиты, но и в результате политики США, которую, ни в коем случае нельзя недооценивать. А именно речь идет о: 1. Долгосрочном планировании такой политики, которая отчетливо прослеживается с конца 80-х годов XX века. 2. Последовательности, которая сохранилась при смене всех администраций и чиновников в Госдепе, ЦРУ, МО и других ведомств. 3. Устойчивом и масштабном финансировании, которое было стабильным, целенаправленным и обильным. 4. Четко просчитанной долгосрочной стратегии, организованной на длительный период и не зависимой от конъюнктуры. 5. Едином общем знаменателе и последовательной политике русофобства. К сожалению, того же нельзя сказать о последовательности российской политики по отношению к Украине, в которой просматривается, как минимум, несколько антироссийских стратегий: - выращивание антироссийской партийной и советской элиты в рядах КПСС и советского руководства Украины еще до 1991 года; - выделение "самостийного" государства в 1991 году, т.е. искусственное создание государства, которого не было в истории и последовательная помощь в формировании его институтов; - отказ от создания и поддержки пророссийских сил на территории Украины и в России. В этой связи важно посмотреть как в КНР расценивают международную и военно-политическую обстановку в мире, позицию той или иной страны. Так, директор института международных отношений МИД КНР Ци Хуан сказал: "Китай не рассматривает ту или иную страну только под одним углом зрения и только в определенный период времени. Необходим системный подход, под разными углами зрения, в разные временные отрезки"[1]. Другими словами, исследователи и политики КНР стремятся избежать линейного восприятия ВПО и строят анализ, в том числе, на прогнозе развития ситуации. Взгляд на мир из КНР и перспективу его развития на известный момент (май 2014 г.) вице-президент Института международных отношений МИД КНР Го Сяньган представляет таким образом: например, "Три основных мировых тенденции, которые явно обозначены во втором десятилетии XXI века, доминируют в международной обстановке: - падение роли США и их геостратегического присутствия в мире после "пика" 1999 года (война в Югославии). Война в Афганистане, Ираке, Ливии, Сирии и т.д., а также кризис 2008-2012 годов показывают падение этой роли. И эта тенденция будет продолжена в XXI веке; - растущая роль России в мире: экономическая, политическая, военная и др., в том числе и большая роль субъективного фактора - сильного лидера (В.Путина), - против которого направлены основные усилия Запада; - усиление роли и влияния КНР не только в АТР, но и в мире, а также значения сотрудничества КНР - РФ. Причем, ситуация на Украине только положительно повлияла на динамику сближения РФ и КНР. Если согласиться с китайским экспертом, то приходится признать, что уже в этой среднесрочной перспективе ВПО неизбежно будет радикально переформатирована. С военно-политической точки зрения через 20-30 лет ВПО будет характеризоваться: - во-первых, существованием нескольких военно-политических коалиций, определяющих всю международную ситуацию и ВПО, и конкурирующих между собой. Их количество может быть разным, но очевидно, что одного центра силы больше не будет. Возможная структура будущей ВПО может состоять из: - США-Евросоюз и ряд других стран ("Запад", "Большая коалиция"); - Китай и (возможно) другие страны. Существует вероятность даже превращения в такую коалицию ШОС (включая членов-кандидатов); - Россия (ОДКБ) и возможные союзники по ТС, ЕврАзЭс; - Бразилия и некоторые страны Латинской Америки; - исламские государства; - во-вторых, потенциалом России и ее возможностью создать военно-политическую коалицию и экономический союз вокруг "российского ядра"; - в-третьих, возможностями КНР и их способностью создать (или участвовать) в коалиции в Евразии. События на Украине показали, что за внешним хаосом и неуправляемостью, бессистемностью наблюдаются отчетливые долгосрочные тенденции, позволяющие делать долгосрочные прогнозы и заниматься долгосрочным стратегическим планированием. _______________ [1] Международная научная конференция. Встреча в МГИМО(У) МИД РФ. М., 29.05.2014 г.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован