Еще накануне события западная пресса назвала "беспрецедентным" визит патриарха во Францию и в ПАСЕ. Однако его уникальность состоит отнюдь не в том, что это первый визит в Страсбург и Париж главы Русской Православной Церкви. Гораздо важнее, что
Патриарх Алексий II приглашен в этот европейский институт в качестве именно духовного лидера. Ведь даже папа римский приглашался в Парламентскую Ассамблею Совета Европы только в качестве главы государства.
Что касается непосредственно самого выступления Патриарха, то, как и ожидалось, основные акценты 25-минутной речи Алексия II были сделаны на возможности налаживания диалога между СЕ и религиозными общинами и различные вопросы, касающиеся человеческой личности. Причем второй пункт оказался для главы РПЦ едва ли не важнее первого, тем более что, "вокруг проблем антропологии возникают сегодня наиболее острые дискуссии и порой даже противостояние, связанное с различиями во взглядах на этот предмет между религиозными традициями и светским гуманизмом".
Понимая всю сложность ситуации с восприятием Европой последних лет таких вещей, как христианские ценности, однополые браки, эвтаназия и аборты и, учитывая настроения большинства европейских политиков, открыто проповедующих мировоззрения своих избирателей, Патриарх говорил максимально корректно, не называя ни одного из вышеперечисленных параметров, но предельно ясно: "В рамках христианской системы ценностей было сформировано представление о высоком достоинстве человека и об условиях его реализации".
И дальше:
"Человек легко склоняется к плохим поступкам, а значит, отвергает свое достоинство, если постоянно не заботится о возделывании собственных мыслей и чувств.
Как раз, направление этих трудов задают нравственные нормы, которые служат ориентиром для определения допустимого и недопустимого в человеческой жизни. Христианские идеи достоинства, свободы и нравственности в своей взаимосвязи создают уникальный код европейского сознания, обладающий неиссякаемым созидательным потенциалом в личной и общественной жизни".
В то же время, представляя в ПАСЕ одну из самых значительных христианских мировых Церквей, будучи ее главой, Алексий II не имел права не затронуть, пусть даже поверхностно, этих и других первостепенных для Русской Православной Церкви вопросов. Таким образом,
с трибуны прозвучали слова о том, что "сегодня происходит губительный для европейской цивилизации разрыв взаимосвязи прав человека и нравственности". Что наблюдается "в появлении нового поколения прав, противоречащих нравственности, а также в оправдании безнравственных поступков с помощью прав человека".
Глава Русской Церкви даже напомнил аудитории, что Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод никто не отменял, а именно в нее "включено упоминание нравственности, с которой должна считаться правозащитная деятельность. Убежден: создатели данной конвенции включили в ее текст нравственность не как туманное понятие, а как вполне определенный элемент всей системы прав человека".
Зная, что ПАСЕ предполагает в ближайшее время традиционно подвергнуть критике Россию за недостаточность демократии и отсутствие свободы слова, Патриарх сделал все возможное, чтобы сфокусировать внимание депутатов европейского парламента на положительной динамике: "В России, в других странах СНГ, как и в ряде стран Европы, растет пропасть между богатыми и бедными, нивелируется понятие о социальной справедливости. Наша Церковь неоднократно инициировала в России обсуждение нищенского положения миллионов честных тружеников, с которым соседствует невиданная роскошь и расточительство единиц. Отрадно, что сегодня эта инициатива поддержана многими общественными и политическими силами. Мы видим, что в стране укрепляются предпосылки к принятию соответствующих решений в социальной и экономической сферах".
Патриарх также слегка намекнул, что Россия имеет право на собственный взгляд по многим вопросам, таким, как введение преподавания предмета Основы православной культуры: "Милосердие не возникает там, где люди не чувствуют своей ответственности за сограждан. Оно - результат воспитания, в том числе и в духе традиционной христианской нравственности".
Вместе с тем, Алексий II не мог пройти мимо негативных тенденций в европейских странах, напомнив, что
"никакое государство не должно вмешиваться в личную жизнь человека. Быть моральным или аморальным - это, в конце концов, - следствие свободного выбора личности. Однако в публичной сфере общество и государство должны поддерживать и поощрять нравственность, приемлемую для большинства граждан".
Обращаясь к европейскому парламенту, Патриарх высказал убежденность в необходимости сохранять европейскую культурную идентичность, "особенно в ее соприкосновении с иными культурными и цивилизационными стандартами". "Чрезвычайно важно сохранить нравственное измерение, которое одухотворяет и облагораживает жизнь европейцев. Или, по крайней мере, с опорой на государственные институты не следует ни пропагандировать, ни поощрять все то, что ослабляет или разрушает моральные устои общества", - заметил Алексий II.
Словом,
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II даже в такой завуалированной форме подтвердил в ПАСЕ мировоззрение и позицию Русской Православной Церкви по всем основным пунктам, которые в последнее время обсуждаются в сфере церковно-государственных отношений в России.
Он особо подчеркнул незыблемость позиций Московского Патриархата по религиозным, социальным и нравственным вопросам, продемонстрировав тем самым определенное мужество.
В заключение своего выступления глава Русской Православной Церкви намекнул на возможность возобновления диалога в Ватиканом, одновременно исключив минимальную возможность какого-либо давления на Московский Патриархат со стороны Европы по этому и любому другому вопросу: "Русская Православная Церковь отдает себе отчет в том, что в Европе и в мире существуют другие религиозные мировоззрения. И мы готовы к диалогу с их приверженцами, равно как и с представителями секулярного взгляда на жизнь. Одновременно мы убеждены, что ни одно мировоззрение, включая секулярное, не может настаивать на своей монополии ни в Европе, ни в мире. Вот почему мы считаем недопустимым изгнание религии из публичного пространства. Настало время признать, что религиозная мотивация имеет право на существование в том числе и в публичной сфере".
И такое выступление вполне можно засчитать Патриарху Алексию II как программное.
02 октября 2007
Мария Свешникова
Национальная информационная служба Страна.Ru, 2000-2007.