После вступления в должность губернатора ХМАО Н.В. Комаровой в строительной сфере округа наметилось заметное оживление. Региональная программа стимулирования жилищного строительства на период 2011-2015 гг. поставила жесткие целевые ориентиры, достижение которых приведет к заметному сокращению отставания региона, как от соседей, так и в целом по стране по показателям обеспеченности населения жильем (уровень обеспеченности жильем составит 21,4 кв.м./чел, сейчас примерно 19). Программа интересна тем, что в ней к задачам ускорения развития строительной отрасли подходят в комплексе, стимулируя не только доступность жилья населению, но и развитием инвестиционной активности, развивая окружную базу промышленности строительных материалов, которая, впоследствии, станет залогом успеха выполнения заявленных задач. При этом программа предусматривает меры по развитию ипотечного кредитования и строительство социального жилья, снос ветхого жилья и уменьшение его удельного веса до 4, 3 %, что, несомненно, позволит снизить социальные проблемы порожденные ранее. Это проблема усложняется ростом численности населения и рождаемости (по этим показателям как показывает исследования округ в лидирующей десятке в целом по стране), поэтому в программе уделено значительное внимание молодым семьям и молодым специалистам, а также другим уязвимым категориям граждан. Об этом говорилось на встрече Президента РФ Дмитрия Медведева и Губернатора Югры Натальи Комаровой, где она обратилась с инициативой к Президенту: "Сегодня в федеральной целевой жилищной программе предусмотрены меры поддержки только для тех учёных, которые работают в системе Российской академии наук, другие же категории учёных и специалистов выпадают. У меня к вам просьба оказать содействие продвижению этого вопроса и включить молодых учёных в категорию, на которую распространяется федеральная жилищная программа".
Обеспечение программы финансовыми средствами фактически полностью берет на себе бюджет округа, с привлечением внебюджетных средств, в том числе кредитных, это показывает тот факт, что финансирование из федерального бюджета предусмотрено в объеме 800 млн. руб., при общей смете в 187 млрд. руб., где округ целевым финансированием направит почти 44 млрд. руб. Остальные средства, как было уже сказано выше, планируется привлечь с помощью заинтересованного бизнеса, внебюджетных фондов и привлечением кредитных средств. Конечным результатом является ввод 6,5 млн. кв. м. жилья и развертывание на территории округа индустрии производства строительных материалов, на перевозку которых из соседних регионах в год тратиться до 36 млрд. руб., что в итоге отражается на потребителях.
Программа предусматривает создание и расширение на территории Югры производства кирпичей и стеновых блоков (увеличение на 20 %), производство сборных железобетонных конструкций (увеличение почти на 30%), производство бетона (увеличение почти на 36%!), производства асфальтобетонной смеси (создание с нуля), а также тротуарной плитки, песка, дверных и оконных блоков и сопутствующих товаров. Это позволит снизить издержки, так как существующие мощности округа не обеспечивали текущих потребностей отрасли, а синергетический эффект даст новые рабочие места, дополнительные поступления в бюджет виде налогов, сдерживание цен рыночными методами на приемлемых уровнях и доведет долю семей имеющих возможность приобрести жилье до 30%.
Реализация программы предусматривает не только четки сроки и систему показателей характеризующие результаты и механизм управления, но и оптимизацию схемы строительства объекта. Если раньше по всему циклу мероприятий от приобретения участка, предпроектных работ, экспертизы, получение разрешительных документов, строительства и до ввода в эксплуатацию требовалось около 1263-1572 дней, то после оптимизации на это потребуется 1005 дней. Снижение административных барьеров и мероприятия направленные на прозрачность предоставления государственных услуг в области жилищного строительства являются приоритетными и наболевшими в РФ, поэтому опыт руководства Югры может стать примером для руководителей других регионов.
М.П. Гебеков
Источник: Портал Центр региональных практик
www.viperson.ru