Эксклюзив
Кубасов Юрий Николаевич
01 октября 2015
2621

Происхождение нравственности. 3. Осмысление действительности.

Разум, религия и нравственность принципиально неразделимы и формируются одновременно с самого начала веков.

Когда речь заходит о нравственности в России, о нравственном поведении, тут же возникает обывательский, родом из советского прошлого, окрик: «Нравственность не может никогда существовать в церквях и религиях. Так как ни один раб церковный никогда себя, раба, зачатого во грехе, рождённого во грехе, виновного, порочного, проклятого Богом не сможет Уважать и Любить. А точно таких же рабов тем более. Страх Божий – это то, чему учат человека в церквях, а не Любви и Свободе. Поэтому в СССР нравственность была выше, чем в сегодняшней религиозной безнравственной России».
    Трудно сказать, чего в этом крике больше – обывательской тупости или элементарного невежества. Но такое примитивное понимание нравственности, к сожалению, очень широко распространено, и не только в России. Такое представление есть результат длительной атеистической обработки сознания советского человека – «воинствующий атеизм», европейское изобретение Нового времени, объявляет нравственность полностью независимой от религии. «Мораль не имеет ничего общего с религией!» – провозглашал ещё французский материализм (атеизм) XVIII века.  
Однако, исторически, нравственность, как система разумных норм поведения, появляется одновременно с пробуждением разума у древнего человека в процессе освоения им окружающего мира, понимаемого исключительно мистически. То есть, разум, нравственность и религиозные представления человека в принципе неразделимы.

Поведение человека в повседневной жизни определяется его сознанием (и подсознанием, включающим в себя и нормы животного поведения, «облагороженные», насколько это возможно, сознанием).
Сознание, как животных, так и древнего человека, так и каждого ребёнка до определённого возраста, «по-животному» отражает внешний мир и создаёт для себя живой в целом и в частностях его образ. Затем этот образ в сознании человека, в отличие от сознания животных, осмысливается разумом и в результате у человека появляется разумно-мистический образ окружающей действительности. Камни на дороге, вода в ручье, ветви деревьев, горы и долы, моря и леса – весь мир кажется примитивному разуму наполненным тайной непонятной непостижимой жизнью.
Древний человек необходимо живёт в рамках мистических представлений о мире, поскольку другого способа осмысления окружающей действительности (не мистического – научного, например) ещё не существует. Общаясь друг с другом, общаясь с миром животных и растений, общаясь с «живыми» предметами и явлениями «живого» мира, человек в древности повсюду видел «жизнь» и ощущал свою полную зависимость от неё. Пробуждающийся в человеке разум познаёт мир в форме мистических представлений.
Мистическое отражение внешнего мира в человеческом сознании постепенно оформляется в первые религиозные представления, которые затем переносятся обратно в реальный мир и овеществляются в поведении человека, в его повседневной деятельности. И связь между сознанием древнего человека, мистически осмысливающим окружающий мир, и самим этим миром складывается постепенно в первую систему норм разумного поведения. Человеческое поведение, таким образом, изначально и не могло не основываться на мистических (религиозных) представлениях древних людей о мире.

Животное «переживает» только за судьбу тела – за физическое сохранение себя (инстинкт самосохранения) и своих детей (пока действуют материнский и отцовский инстинкты), за судьбу сородичей в стае (инстинкты социальных животных). Исключительно телесные потребности руководят поведением животного (инстинкты), поскольку других у животного нет. Животному, лишённому разума, чтобы выжить, вполне хватает «животного» осознание мира – представления мира живым в целом и в частностях. Сознание животного вполне себе обходится, например, без разделения мира на «живой» и «мёртвый».
Первое величайшее открытие проснувшегося в древнейшем человеке разума в познании окружающей природы состоит в осознание её сущностного разделения на природу «живую» и «неживую (мёртвую)». И единственным разумным объяснением существования такого разделения явилась идея души, оживляющей «мёртвую» природу. Тогда явление смерти есть просто переход души из её телесного бытия в мир пребывания душ. Так возникло представление о необходимости существования духовного (внеприродного) мира, мира нематериальных (духовных, идеальных) сущностей – место обиталища человеческих душ, духов и богов.

Мистически осмысливая окружающую действительность, древний человек сразу же устанавливал определённые способы взаимодействия с нею. Полная зависимость тела от природных явлений, постоянный страх физического принуждения, беспокойство за жизнь свою и своих детей, отсутствие научных знаний о мире и ещё слабые интеллектуальные возможности – всё это заставляет древнего человека придумывать мистические объяснения внешних угроз, персонифицировать их (тотемы, обереги, идолы, боги). И далее, устанавливать с этими персонами определённые отношения в надежде, что они позволят человеку благополучно существовать, избегая опасностей – заклинания, молитвы, ритуалы.
Древний человек с самого своего рождения живёт и воспитывается в мистической (религиозной) общественной среде – у него тогда просто не было иного выбора. Так автоматически с пробуждением человеческого разума появляются первые религиозные представления и нормы поведения, возникающие на основе этих представлений.

Древнейшим человеком, пока ещё разум спит в его сознании, как и любым животным, движет лишь страх перед прямым физическим воздействием на его тело. Но с пробуждением разума и появлением религиозных представлений, у человека разумного, то есть, осознающего мистику мира, появляется стимул к совершению поступков на основе не только животной боязни непосредственной физической расправы над телом, а и на основе оценки своего поведения со стороны мистически понимаемого внешнего мира. А так как жизнь тела скоротечна, и полностью зависит от внешних мистических сил, то человеку приходится соответственно выбирать и способы своего поведения, чтобы с помощью этих сил устроить своё благополучное телесное существование.
Пробуждение разума происходило в мистическом мире животных представлений сознания о действительности, через мистическое осмысление действительности, через формирование религиозного отношения к окружающему миру. Древняя религия – это есть первая картина мира, создаваемая просыпающимся разумом человека, познающим мир исключительно мистически. Разумное осмысление мира не может не быть в то время мистическим, не может быть не религиозным. И религия определяет способы взаимодействия человека с миром и другими людьми, определяет нормы поведения, сберегающие человека, которые мы теперь называем нравственностью. То есть, нравственно то, что разумно, духовно (религиозно). Нравственность есть реализация, в нормах разумного поведения, религиозных представлений человека о мире, и появляется одновременно с пробуждением разума, одновременно с религиозными представлениями.
Таким образом, нравственность – это система разумных норм поведения человека, направленная на его успешное существование, возникающая одновременно с первыми мистическими (религиозными) представлениями древнего человека, определяющая поведение человека в мистически понимаемом мире. Нравственность изначально религиозна – она и не могла быть вне религии, так как иного, не религиозного (не мистического) мышления у древнего человека просто быть в ту пору не могло.
Религия и нравственность изначально неразделимы, о чём говорит и само происхождение термина «религия», связанное с поведением человека (от латинского religio – совесть, благочестие).

Нравственное поведение обязательно предполагает взаимодействие с мистическим миром, с духами и богами. Человек нравственный всегда сверяет свои поступки с духовными (религиозными) представлениями, чтобы ни в чём не противоречить им. Нравственно то, в конце концов, что согласуется с богами, с Богом.
Разумное поведение, то есть, поведение, согласное с религиозными представлениями о мире – нравственное поведение, открывает человеку некие положительные перспективы существования, оно необходимо поощряется. Так или иначе, но за нравственное поведение человек во всех религиях награждается, а безнравственное поведение человека обязательно наказывается. Как вариант, нравственное поведение открывает человеку дорогу в Рай, а безнравственное ведёт в Ад. И надо обладать очень примитивным разумом, чтобы понимать священные тексты различных религий буквально.
Безнравственное поведение, то есть, поведение, не согласное с предписаниями внешних мистических сил, богов, Бога, закрывает человеку возможность благополучного существования в мире. Безнравственное поведение человека означает его неразумность, поскольку противоречит всему мистическому опыту древнего общества – это отказ от разумного объяснения действительности, это, в конце концов, отказ от благополучия и отказ от самой жизни, так как безнравственность обрекает человека на его отторжение из племенного сообщества и на неминуемую погибель вне племени. Такое самоубийственное поведение нормальный человек в древнем мире просто не мог себе позволить – угроза неизбежной жестокой смерти заставляла человека быть нравственным, то есть, добровольно принимать нормы племенной религиозной нравственности.

Поведение человека, таким образом, всегда и во все времена регламентировалось религиозными представлениями – осмысление действительности, необходимо мистическое на ранних ступенях развития человеческой цивилизации, создавало определённые нормы поведения, необходимые для выживания племени, находящегося в конкурентной борьбе с соседними племенами. Сама природа, суровая и беспощадная окружающая действительность заставляет древнего человека быть нравственным, то есть, «послушным Богу» – иначе он просто не выживает.

Подводя итог вышесказанному, можно повторить следующее:
Нравственность появляется на свете как система норм религиозного поведения, основанного на разумном (мистическом) осмыслении действительности. Разум, религия и нравственность принципиально неразделимы и формируются одновременно с самого начала веков – религия и нравственность есть результат пробуждения человеческого разума к жизни, первый результат его деятельности в познании окружающего мира.
Так как разум создаёт мистическую картину мира, выраженную в религиозных представлениях, то и нравственность, как система норм поведения человека, направленная на его выживание, возможна только как религиозная. Нравственность есть связующее звено между человеком и суровым внешним миром, мистически представленным в сознании человека – это есть система норм религиозного (разумного) поведения, направленная на благополучие человека и человечества.
Нравственность есть мистическая связь между материальным внешним миром, окружающим человека, и идеальным миром (с мистической картиной мира) в сознании человека. Следовательно, нравственности без религии не существует – она невозможна в принципе. Нравственность изначально основана на вере человека во сверхъестественное, отвечающее за его благополучие.

Нравственность есть «договор» между человеком и внешними мистическими силами природы (богами): человек обязуется жить по правилам, заданным этими силами, а они, в свою очередь, награждают человека в жизни и в смерти, оценивая его прижизненное поведение. Религиозная нравственность (а другой она быть просто не может!) – это естественный продукт разумного понимания действительности, необходимый и достаточный для выживания и благополучного существования человека и человечества. Доказательством этого является наличие религиозной нравственности у всех без исключения народов земли.

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован