Красинский Владислав Вячеславович,
Заместитель руководителя аппарата
Антитеррористической комиссии
Московской области,
доктор юридических наук
Светлой памяти Плотникова Владимира
Васильевича (05.08.54 – 26.11.20) - Друга, Офицера и Наставника
Источник опубликования: Красинский В.В. Противодействие фальсификации истории и реабилитации нацизма как способ формирования антиэкстремистского сознания // Современное право. 2021. № 1. С. 23-28. DOI 10.25799/NI.2021.85.20.004
Все больше отдаляется от нас день окончания Второй мировой войны и День Победы в Великой Отечественной войне. Все меньше ветеранов на парадах и улицах.
Память человеческая скоротечна. Ужасы и кровавые нацистские преступления той трагической эпохи забываются. Возникают мифы и сфабрикованные трактовки чудовищной войны.
В последние годы наблюдается заметное увеличение объема негативного контента о роли Советского Союза в победе над гитлеровской Германией и нацизмом, в значительной части – в сети Интернет.
По данным аналитиков компании «Крибрум», негативные публикации о роли СССР во Второй мировой войне и праздновании Дня Победы в период с 2014 по 2020 гг. распространяли более 150 тыс. авторов, большинство из которых являются иностранными (Украина, страны Балтии, США, ФРГ) /1/. Специалисты выделили ряд социальных сетей, активно распространяющих дезинформацию о Второй мировой войне. Так, в Facebook число иностранных аккаунтов, негативно пишущих о Победе СССР, почти в 2 раза больше, чем российских. 8 и 9 мая 2020 г. администрация Facebook удаляла из профилей фотографии с Красным знаменем Победы над Рейхстагом. Вместе с тем в пабликах социальных сетей «ВКонтакте», «Одноклассники» и Livejournal, критикующих итоги Великой Отечественной войны, преобладают российские пользователи.
Для фальсификации итогов войны и дискредитации СССР используются следующие манипулятивные технологии:
Советский Союз сравнивается с Третьим Рейхом, Сталин обвиняется в развязывании войны. При этом замалчивается политика уступок Гитлеру, проводимая Чемберленом, «мюнхенский сговор» и др. потакания европейских держав нацистской Германии; противостояние СССР фашистской агрессии в 1936-1939 гг. в Испании, в 1938 г. на озере Хасан, в 1939 г. – на Халхин-Голе /2/;
активно внедряются тезисы «нам нечем гордиться», «зачем праздновать, нужно плакать»;
для критики мероприятий, связанных с празднованием Дня Победы в России, компрометации других национальных достижений в иных сферах в информационное пространство введен термин «победобесие»;
в общественное сознание внедряется т.н. «альтернативная история»: советские солдаты объявляются оккупантами, а пособники-националисты – героями /3/;
массово уничтожаются памятники советским воинам-победителям.
Данные технологии комплексно интегрированы в различные массовые коммуникации и формы общественного сознания. Они оказывают целенаправленное идейное воздействие на группы и отдельных людей, формируют личностные установки с заданными характеристиками.
Целью подобной информационной кампании является пересмотр итогов Второй мировой войны и дискредитация роли России в победе над фашизмом с помощью изменения статуса Советского Союза как государства-победителя на роль агрессора.
Ведущий российский эксперт в области геополитики и военной истории Л.Ивашов оценивает сложившуюся ситуацию следующим образом: «делается все возможное по ослаблению российской государственности, разложению и деморализации общества. … Доходит до того, что на одном из отечественных телеканалов главным героем, дающим оценку событиям Великой Отечественной войны и деятельности советских полководцев, выступает изменник Родины, перебежчик Резун, присвоивший себе фамилию Суворов. Ведущему И.Прокопенко невдомек, что еще в годы СССР под этого перевертыша в Лондоне был создан специальный отдел по изготовлению подложных документов и фальсификации истории войны. И вот на отечественном телевидении эти фальшивки обильно выливаются в эфир, а российские издательства с удовольствием и прибылью тиражируют «произведения» предателя»/4/.
Распространенным пропагандистским приемом дискредитации роли СССР в победе над фашизмом является основанное на искажении фактов сравнение советского государства с Третьим Рейхом и использование тезиса о «Пакте Риббентропа-Молотова». Автор солидарен с позицией В.Д. Зорькина о том, что «если уже выставлять счет СССР за заключение соглашений с гитлеровской Германией, то делать это надо, только признав, что Москва решилась договариваться с Берлином после сговора в Мюнхене и отказа Великобритании и Франции заключать ответственные военно-политические соглашения с СССР уже в августе 1939 г… Наконец, сколько бы небезупречным ни было поведение СССР и его западных союзников в предвоенный период, эту небезупречность нельзя ставить на одну доску с идеологией и практикой геноцида, культом национальной исключительности, военной силы и откровенными агрессивными намерениями, которые составляли сущность нацистской политики»/5/.
В развитие этой лживой, подлой псевдоидеологии и политики европейскими «партнерами-союзниками» принимаются законы и политические документы об уравнивании статуса нацизма и коммунизма, с помощью разнообразных каналов коммуникации распространяются ложные сведения о деятельности СССР в годы Второй мировой войны/6/.
Институтами Европейского Союза начиная с 2000-х гг. были приняты многочисленные документы, в которых последовательно выстраивалась парадигма идеологического единства тоталитарных обществ, старательно стирая грань между нацизмом и официальной государственной идеологией СССР/7/. В частности, такой подход был ярко выражен в резолюции ОБСЕ от 2 апреля 2009 г. «О европейской совести и тоталитаризме», которая возлагала ответственность за развязывание войны в равной степени как на Германию, так и на СССР. Но особенно показательным является принятие 19 сентября 2019 г. Европарламентом резолюции «О важности сохранения исторической памяти для будущего Европы». В ней европейские парламентарии объявили договор о ненападении между Германией и СССР 1939 г. отправной точкой для начала Второй мировой войны. Естественно, что каких-либо упоминаний о Мюнхене там не содержится/8/.
Как мы видим на этих примерах, историческая память становится ареной идеологических конфликтов. В.В. Плотников справедливо отмечает: «История - коллективная память народа. Потеря исторической памяти разрушает общественное сознание, делает жизнь бессмысленной, варварской. Беспамятство лишает возможности должным образом ориентироваться в настоящем и способности понимать, что надо делать в будущем»/9/.
В соответствии с п.11 Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, участившиеся в иностранных государствах случаи умышленного искажения истории, возрождения идей нацизма и фашизма представляют реальную угрозу/10/.
Публичное оправдание идеологии и преступлений нацистов запрещено в законодательстве большинства государств. С учетом возможности привлечения к уголовной ответственности оправдание нацизма осуществляется идеологами и функционерами праворадикальных структур, другими заинтересованными активистами в косвенной, завуалированной форме, с помощью музыки, мемов в соцсетях, видеоигр.
Основным инструментом пропаганды нацистских и фашистских идей в молодежной среде является музыка. В настоящее время в русскоязычном сегменте Интернета можно в открытом доступе найти аудио- и видеозаписи т.н. «правой» или «белой» музыки (более 25 групп, в том числе внесенных в Федеральный список экстремистских материалов)/11/.
В качестве одной из технологий фальсификации истории и управления общественным сознанием активно используются мемы, искажающие историю Второй мировой войны, пропагандирующие роль нацистских лидеров и оскорбляющие советских ветеранов Великой Отечественной войны/12/.
Начиная с 2016 г. мемы о нацизме и Гитлере стали появляться и в русскоязычном сегменте Интернета. По мнению экспертов, данные тематические сюжеты призваны повысить узнаваемость Гитлера в среде молодого поколения россиян/13/.
Сторонниками радикальных идей коммунизм приравнивается к нацизму через акцент на сходстве символики: «Красные флаги – оккупанты их очень любят». Параллельно внимание целевой аудитории отвлекается на несвязанную с Великой отечественной войной тематику репрессий.
Выраженный деструктивный потенциал несут т.н. «издевательские мемы» – оскорбления ветеранов Великой Отечественной Войны.
По замыслу идеологов и активистов агитационных площадок, такая позиция предполагает, что нацизм был не так уж и страшен. С ним вообще не стоило бороться, и ничего страшного не было бы, если бы нацистов поддержали.
Умаление подвига советских ветеранов в спасении мира от нацизма, значения их боевых заслуг необходимо рассматривать как разновидность оправдания нацизма.
Особую опасность c точки зрения распространения нацистской и фашистской идеологии представляют электронные игры. Боевые действия в этих играх, пропагандирующие технические достижения, символы, слоганы Третьего Рейха, ведутся немецкими войсками и формированиями SS, против сил антигитлеровской коалиции. За удачные виртуальные операции против союзных войск участникам вручаются виртуальные награды фашистской Германии, присваиваются нацистские звания. Награды носят реальный характер, присылаются активным участникам по почте, их изготовлением занимаются монетные дворы отдельных стран/14/.
Примером является игра Battlefield 1942 (1943).
В этих же целях распространяются ложные сведения о деятельности СССР в годы Второй мировой войны. Так, в первой части игры Company of Heroes не было кампании за СССР. Во второй части игры Красная армия, по замыслу разработчиков контента, сжигает деревни вместе с жителями, расстреливает собственных солдат и польских партизан.
Уголовная ответственность за подобные формы распространения идеологии нацизма ни в России, ни в других зарубежных государствах не предусмотрена.
С целью формирования антиэкстремистского сознания, противодействия реабилитации нацизма и неофашизма субъектами профилактики терроризма и экстремизма используются различные организационные формы предупредительно-профилактической работы и соответствующие им виды информационной продукции:
разрабатываются и размещаются краткие памятки для социальных сетей, разоблачающие античеловеческую сущность нацистской и неофашистской идеологии;
готовятся оперативные комментарии хода резонансных уголовных дел с участием представителей праворадикальных группировок и задержаний нацистов;
разворачиваются обучающие и культурно-спортивные тематические секции в ходе молодежных форумов, фестивалей национальных культур и других массовых мероприятий/15/;
ведется подготовка тематических видеороликов для размещения в Интернете и соцсетях.
В связи с подготовкой к проведению в 2020 г. Года памяти и славы в честь 75-летия победы в Великой Отечественной войне аппаратом Антитеррористической комиссии Московской области совместно с АО «Телеканал 360» была подготовлена серия видеороликов, посвященных Дню Победы.
Решение о съемках роликов, информационной отработке тематики противодействия идеологии фашизма и недопустимости оправдания нацистских преступлений в социальных сетях принято на заседании Экспертного совета по выработке информационной политики в сфере профилактики терроризма и экстремизма.
Руководство аппарата АТК Московской области подготовило сценарии видеороликов, которые были адресованы различным группам: молодежи и широкой целевой аудитории. Кроме того, для распространения в зарубежных сегментах Интернета и социальных сетей был написан идентичный текст субтитров на английском языке.
Дальнейшая работа проводилась в рамках нескольких этапов:
В творческом проекте приняли участие известные актеры Сергей Шанин (более 100 ролей в театре и кино) и Игорь Кудряшов (снялся в 27 кинопроектах). Прекрасно сыграли молодые актеры российского театра и кино: актриса творческого объединения «Артлига Натальи Аристовой» Варвара Харламова и артист театра Александра Кулямина Артем Жигулин.
Видеоролики транслировались на «Телеканале 360», были размещены на федеральных, региональных и муниципальных площадках, в социальных сетях, на порталах учебных заведений, в родительских чатах. Широта охвата аудитории составила более 30 млн. человек.
Теоретическая аргументация и образно-смысловой ряд информационных продуктов по линии противодействия идеологии фашизма и недопустимости оправдания нацистских преступлений строились на следующих ключевых положениях:
В ходе информационного обеспечения профилактики экстремизма в молодежной среде разработчики исходили из того, что информационный продукт будет просматриваться «по диагонали», в условиях ограниченного времени просмотра. Поэтому акцентировалось внимание на захватывающей «завязке». Нецелесообразно использование длинных многосерийных антологий и документальных фильмов. Эти жанры, как правило, не «работают» в молодежной аудитории.
При создании информационного продукта нужно соблюсти тонкую грань между недопустимой пропагандой нацизма, его военно-технических «достижений» и сакраментальным рефреном «это не должно повториться». Не нужно оправдываться в отношении «псевдоагрессии СССР», «схожести нацизма и коммунизма» и т.п. Необходимо смещать акценты в сторону того, что потеряла наша страна, все народы Советского Союза и какова была бы плачевная судьба этих народов, если бы победила нацистская Германия.
Фашистских пособников и палачей-людоедов надо называть своими именами. Не нужно стесняться проявленного в годы Великой Отечественной войны героизма советских людей. Пусть стесняются те, у кого не было своих Матросовых, Гастелло, Панфиловых, Маресьевых, Космодемьянских.
Влияние националистической идеологии на групповое и общественное сознание напрямую зависит от финансирования партийных структур и аффилированных СМИ спонсорами, а также от общего состояния экономической сферы жизни общества. В условиях экономического роста и занятости населения наблюдается спад радикальных националистических настроений, в периоды экономических кризисов и массовой безработицы – их усиление/16/.
В ряде случаев национализм может быть даже выгоден правящим политическим силам. Например, после распада СССР главной задачей националистических сил в странах Балтии и на Украине стало формирование социально-экономической структуры и идеологии нового «европейски-ориентированного» общества, в рамках которого не предусматривалось место для русскоязычного населения. Результатом выражения такой политики стало появление блока дискриминационных законов и подзаконных актов, закрепляющих политические, экономические и социальные привилегии «коренного» населения за счет ущемления прав русских/17/.
В настоящее время в связи с экономическим кризисом и преодолением последствий пандемии коронавирусной инфекции наметилась тенденция использования национализма ультраправыми европейскими политиками как инструмента оправдания промахов социально-экономической политики за счет концентрации общественного внимания на проблемах иностранной миграции.
Модель информационного противодействия экстремистской идеологии на этнической (расовой) основе должна органично включать два основных компонента: идеологический и национально-религиозный.
В рамках идеологической части осуществляется разоблачение и дискредитация основных постулатов нацизма и неофашизма о расовом превосходстве и допустимости уничтожения представителей других национальностей (рас)/18/.
В формате национально-религиозного компонента проводится работа: по выявлению причин и условий, способствующих межнациональной и межконфессиональной розни; мониторингу процессов в этнической среде с позиций национальных общественных объединений, землячеств и диаспор; предупреждению и информационному сопровождению конфликтов между представителями этнических диаспор и титульным населением; недопущению тенденциозного освещения конфликтных ситуаций и провокаций экстремистских действий в СМИ и соцсетях.
Формирование и распространение единых системных установок о недопустимости разжигания межнациональной розни, унижения человеческого достоинства по национальным и религиозным признакам способствует профилактике экстремистских проявлений на этно-религиозной основе и гармонизации национальных отношений.
Выводы:
Попытки переписывания истории, осквернения памяти жертв Второй мировой войны и воинов государств антигитлеровской коалиции, оправдание идеологии нацизма оказывают серьезное негативное влияние на подрастающее поколение.
С учетом возможности привлечения к уголовной ответственности попытки реабилитации нацизма осуществляются идеологами и функционерами праворадикальных структур, другими заинтересованными активистами в косвенной, завуалированной форме: с помощью музыки, мемов, видеоигр.
Ультраправые идеи и постулаты нацизма, основанные на этнических и расовых стереотипах, используются для разжигания межнациональной розни, дестабилизации социально-политической обстановки, совершения экстремистских и террористических преступлений.
В связи с активными попытками пересмотра итогов Второй мировой войны, оправдания нацизма и демонизации России необходима общегосударственная система контрпропагандистских, политических, информационных, экономических, специальных и иных мер реагирования на подобные акции.
Ключевым элементом противодействия фальсификации истории и реабилитации нацизма является наступательная информационная политика, основанная на использовании современных информационно-коммуникационных технологий и задействовании всех средств массовой коммуникации.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ: