Красинский В.В. Противодействие финансированию терроризма с использованием криптовалют // Современное право. 2022. № 9. С. 108-116. DOI 10.25799/NI.2022.58.84.018
Финансирование террористической деятельности является важной основой функционирования любой террористической организации, ячейки или террориста-одиночки. Денежные средства помогают международным террористическим организациям (МТО) вербовать и рекрутировать новых сторонников, готовить и проводить теракты, обеспечивают ресурсную поддержку и информационно-пропагандистское сопровождение террористической деятельности. В то же время пресечение правоохранительными органами финансовой подпитки позволяет уменьшить масштабы и интенсивность террористических акций, снизить активность организационного ядра, функционеров и пособнических сетей террористического бандподполья.
В течение 5 последних лет в арсенале террористических организаций появились качественно иные финансовые инструменты, основанные на новых информационных технологиях, - криптовалюты.
Использование виртуальных валют (криптовалют) существенно повлияло на систему финансирования и ресурсного обеспечения терроризма, открыло новые возможности для отмывания преступных доходов и финансирования терроризма.
Можно выделить две группы факторов, связанных с использованием террористами виртуальных валют и активов: препятствующие использованию криптовалют и цифровых активов и способствующие этой деятельности.
Среди основных факторов, препятствующих использованию криптовалют в террористических целях, следует назвать недостаточное количество подготовленных технических специалистов МТО в данной сфере и необходимость устойчивого интернет-доступа. Таким образом для террористических группировок и их сторонников, находящихся в отдаленных регионах с неустойчивым покрытием или отсутствием Интернета данный инструмент финансирования мало пригоден. Кроме того, в государствах, где криптовалюты запрещены в качестве платежных или расчетных средств, виртуальные активы приходится конвертировать в фиатные деньги, что создает для преступников дополнительные риски идентификации участников операций.
В числе способствующих использованию криптовалют факторов:
относительная анонимность операций при отсутствии централизованной системы перевода криптовалют и должной идентификации владельца виртуальных активов /1/ /2/;
возможности быстрого первичного выпуска криптовалют, а также проведения операций по обмену криптовалют на территории государств, в которых ни плательщик, ни получатель не находятся /3/;
беспрепятственный и оперативный трансграничный перевод криптовалют;
возможности обналичивания криптовалют в системе неформальной («теневой») экономики;
размывание ответственности лиц, осуществляющих переводы и совершение платежей /4/;
относительно слабый общий потенциал подразделений финансовой разведки и правоохранительных органов по контролю операций в криптокошельках, своевременному пресечению подозрительных операций и сделок с виртуальными активами.
Не случайно, по данным опроса 550 респондентов из финансовых учреждений, правоохранительных и надзорных органов, страховых и юридических компаний, проведенного в сентябре 2020 г. аналитическим центром Royal United Services Institute и Ассоциацией специалистов по борьбе с отмыванием денег (Association of Anti-Money Laundering Specialists), представители финансового сектора в подавляющем большинстве считают криптовалюты рискованными активами /5/.
Все респонденты признали, что криптовалюты уязвимы для преступников. Почти 90% опрошенных заявили, что их тревожит использование криптовалют для отмывания денег. Более 80% выразили обеспокоенность тем, что находящиеся под санкциями субъекты используют цифровые валюты для обхода формальной финансовой системы. Лишь 20% респондентов считают виртуальные активы перспективным финансовым средством/5/.
В проекте Азиатско-Тихоокеанской группы противодействия отмыванию денег и Ближневосточной и Североафриканской ФАТФ (MENAFATF) «Социальные медиа и финансирование терроризма» использование иностранными боевиками-террористами новых платежных продуктов и сервисов, включая криптовалюты, указывается в числе рисков финансирования терроризма /6/.
В отчете Группы финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) «Виртуальные активы. Признаки отмывания денег и финансирования террористов (2020)» отмечается: «Возможность совершать быстрые трансграничные операции позволяет преступникам не только приобретать, перемещать и хранить активы в цифровом виде, часто за пределами регулируемой финансовой системы, но и скрывать отправителя и получателя средств, и затруднять своевременное выявление подозрительной деятельности» /7/.
Данные факторы обусловили широкое распространение виртуальных активов в преступной и террористической деятельности.
Одним из первых джихадистских сторонников использования криптовалюты для финансирования терроризма был Бахрун Наим (Bahrun Naim), индонезийский боевик ИГИЛ (запрещена в РФ), воевавший в Сирии. В 2016 г. Наим назвал биткоин одним из инструментов перемещения средств для отмывания доходов от кардинга и посоветовал своим последователям отмывать деньги через цепочку криптовалютных счетов. Впоследствии, по данным финансовой разведки Индонезии (Indonesian Financial Transaction Reports and Analysis Centre), Наим использовал биткоины для финансирования теракта в полицейском управлении Соло (Ява, июль 2016 г.) /8/.
Наиболее распространенной схемой финансирования терроризма с помощью виртуальных валют является использование аккаунтов подставных благотворительных организаций для размещения реквизитов криптокошельков и сбора средств.
Так, анализ финансовых кампаний центральноазиатских группировок боевиков, связанных с Аль-Каидой* (запрещена в РФ), показывает, что они регулярно собирали пожертвования в криптовалюте через благотворительные организации «Аль-Садака» и «Закят» /9/. Первые рекламные объявления о краудфандинговых кампаниях центральноазиатских террористических группировок, принимавших биткоин для джихадистских целей в Сирии, появились в Telegram-канале «Аль-Садака» в 2017 году. Лидеры МТО тогда призвали своих сторонников анонимно и безопасно делать пожертвования братьям-моджахедам через «кошелек биткоина», пользуясь «способностью криптовалюты запутать след».
В связи с потребностью в дополнительных источниках финансирования группировки «Катиба-ат-Таухид валь-Джихад»*, «Катиба Имама аль-Бухари»* и «Исламская партия Туркестана»* (запрещены в РФ) в 2018 г. также включились в кампанию по сбору средств в биткоинах.
В октябре 2018 г. индонезийская благотворительная организация Фонд Абу Ахмада (Abu Ahmed Foundation) задействовала краудфайндинговые инструменты (GoFundme.com, Youcaring.com, Kickstarter.com) для сбора криптовалюты в поддержку МТО «Хайат Тахрир аш-Шам»* (запрещена в РФ). Фонд призывал «благотворителей» делать пожертвования с помощью криптовалют Bitcoin, Monero, Dash и Verge /8/.
18 июня 2020 года боевики группы «Катиба-ат-Таухид валь-Джихад» опубликовали в Telegram мнение известного салафитского идеолога современного джихадизма Абу Катады Аль-Фаластини (Abu Qatada al-Falastini), у которого спросили, противоречит ли краудфандинговая кампания сбора биткоинов в целях джихада Исламу. Абу Катада обосновал приемлемость использования биткоина для защиты исламской уммы и ведения джихада, но вместе с тем предостерег от полного доверия к биткоину. По его мнению, «враги ислама» могут уничтожить эту криптовалюту; если она потеряет свою стоимость в связи с волатильностью, то правоверные мусульмане, вложившие свои сбережения в биткоин, могут обанкротиться/8/.
В рамках расследования в августе 2020 г. схемы финансирования терроризма с использованием криптовалют Министерство юстиции США установило, что аффилированные с МТО «Аль-Каида»* (запрещена в РФ) структуры, действовавшие в Сирии, содержали профессиональную сеть отмывания биткоинов, которая с помощью платформы Telegram получала пожертвования в виртуальной валюте. Сбор средств на нужды Аль-Каиды* проводила Telegram-группа «Tawheed Jihad Media», начиная с апреля 2019 г. Использовались 155 криптокошельков, средства с которых направлялись на биржи подарочных карт и др. платформы /10/.
В сентябре 2020 г. аналогичная группа отмывателей была арестована во Франции. По данным Национального центра по борьбе с терроризмом Франции (PHAT), задержанные входили в отмывочную сеть, которая с использованием криптовалют перевела деньги террористическим группам, связанным с МТО «Аль-Каида»* и «ИГИЛ»* (запрещены в РФ) /11/.
В июле 2021 г. в Израиле было конфисковано 84 криптокошелька, связанных с ХАМАС. По данным аналитической компании Elliptic, в них находилось 7,7 млн долларов/12/.
Следует выделить несколько особенностей финансирования терроризма с использованием криптовалют:
массовое использование платформы Telegram (социальных сетей) для размещения реквизитов криптокошельков на аккаунтах подставных благотворительных организаций /6/;
открытая целевая или псевдоблаготворительная ориентация краудфайндинговых кампаний (указание целевого назначения пожертвований: закупка полевой формы одежды, тактического снаряжения, средств связи, вооружения, боеприпасов, токсичных реактивов и др.);
использование бирж виртуальных активов или сервисов перевода денег в высокорисковой стране или территории с минимальными требованиями ПОД/ФТ, а также отсутствием регулирования виртуальных активов /13/;
использование услуг незарегистрированных провайдеров / обменников виртуальных активов («внебиржевых брокеров»);
использование «втемную» третьих лиц (присвоение средств от пожертвований, первичного размещения коинов и инвестиций в криптовалюты);
периодичность массового сбора пожертвований, замаскированных под благотворительные сборы (в 2018-2020 гг. в период Рамадана фиксировалось существенное пополнение бюджетов террористических структур «Катиба-ат-Таухид валь-Джихад»*, «Катиба Имама аль-Бухари»*, «Исламская партия Туркестана»* и группировки «Лива аль-Мухаджирин валь-Ансар»* для помощи братьям по вере, пленным мусульманским сестрам, поддержки исламского призыва).
В целях конспирации и противодействия правоохранительным органам техническими специалистами МТО создаются запасные/резервные группы в социальных сетях и мессенджерах (Telegram, Whatsapp, Wickr, WeChat, Snapchat, Surespot, Chat Secure и др.) для предотвращения блокировки аккаунтов сбора средств, осуществляется дробление финансовых операций и переводов криптовалюты, используются одноразовые кошельки Electrum и динамические схемы генерации неповторяющихся биткоин-адресов для каждого пожертвования на нужды террористической организации /10/.
В условиях активизации блокировки аккаунтов, связанных с терроризмом и отмыванием доходов, сокращения масштабов финансовой поддержки терроризма с использованием условно «легальных» источников доходов (пожертвования частных лиц и различных неправительственных фондов под видом благотворительности) ключевым инструментом финансирования и ресурсного обеспечения МТО становится добывание денежных средств незаконными способами.
Так, на фоне пандемии коронавируса финансовыми институтами фиксируется резкое увеличение числа случаев кибермошенничества с использованием методов социальной инженерии и фишинговых атак. Эксперты указывают на риски получения криптовалют в результате хакерских атак и мошеннических схем /15/. Известны факты имитации мошенниками рассылки от Всемирной организации здравоохранения, а также благотворительных кампаний Всемирного банка и МВФ /16/.
13 августа 2020 г. в США были арестованы около 300 криптовалютных счетов, предназначенных для сбора средств на нужды МТО ИГИЛ*, Аль-Каиды* и ХАМАС* (запрещены в РФ). Часть средств была получена преступниками мошенническим способом, в том числе путем продажи медицинских препаратов для лечения коронавирусной инфекции /14/.
Активизировались и незаконные схемы, связанные с оптимизацией налогообложения (tax fraud) и инвестированием в криптовалюты (fraud involving cryptocurrency investments).
Связанные с МТО группы программистов прибегают к вредоносным программным продуктам для хищения средств у граждан и организаций.
К числу регионов повышенной активности программ-вымогателей относится Восточная Европа, где аккумулируется и обращается около ¼; объема незаконных средств, полученных с адресов программ-вымогателей /17/.
В целях продажи оружия, взрывчатых веществ и отмывания доходов от продажи наркотиков преступными сообществами и террористическими организациями используются возможности рынков даркнета. Крупнейшим теневым рынком в Восточной Европе до 2022 г. являлся рынок Hydra Marketplace, который был шестым по объему транзакций сервисом в регионе. Доход Hydra в период с июня 2019 г. по июль 2020 г. составил более 1,2 млрд долларов в криптовалюте /17/. Ни в одном другом регионе мира среди популярных площадок обслуживания криптовалютных транзакций нет рынков даркнета.
После появления виртуальных активов и криптовалют компетентные правоохранительные и надзорные органы предприняли ряд мер по минимизации рисков отмывания доходов и финансирования терроризма. С одной стороны, данный сегмент финансовой деятельности во многих странах был введен в правовой оборот, разработаны требования к использованию виртуальных валют, контролю деятельности провайдеров; с другой стороны, - для расшифровки и отслеживания транзакций с криптовалютами стали применяться методики анализа блокчейна.
Первые рекомендации по управлению рисками ОД/ФТ, связанными с виртуальной валютой, были разработаны ФАТФ и опубликованы в июне 2015 г. (Руководство 2015 г.) /4/. Сфера применения Руководства 2015 г. ограничивалась конвертируемой виртуальной валютой и провайдерами услуг по обмену конвертируемой виртуальной валюты.
30 мая 2018 г. Европарламентом и Советом ЕС была утверждена Директива 2018/843 по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма (the fifth anti-money laundering directive – 5 AMLD, т.н. Пятая директива ЕС по ПОД/ФТ). Положения Пятой директивы были в том числе направлены на ограничение анонимности при использовании виртуальных валют, а также усиление контроля деятельности провайдеров услуг в сфере виртуальных активов. На основании требований Пятой директивы в список субъектов первичного финансового мониторинга внесены лица, предоставляющие услуги по конвертации виртуальных валют, а также администрированию кошельков/3/.
В октябре 2018 г. ФАТФ актуализировала свои стандарты применительно к деятельности в сфере виртуальных активов. В частности, Рекомендация 15 «Новые технологии» дополнена положением о том, что страны в целях управления рисками ОД/ФТ и их снижения должны обеспечить регулирование деятельности провайдеров услуг в сфере виртуальных активов, их лицензирование или регистрацию, а также контроль.
В отличие от Руководства 2015 г. ФАТФ распространила зоны риска не только на операции обмена виртуальных валют на фиатные, но и на сделки по обмену виртуальных активов между собой.
Глоссарий к Рекомендациям ФАТФ дополнен определениями «провайдеров услуг в сфере виртуальных активов» и «виртуальных активов».
В июне 2019 г. ФАТФ утвердила обновленное Руководство по риск-ориентированному подходу в отношении виртуальных активов и провайдеров услуг в сфере виртуальных активов /18/. В соответствии с Руководством 2019 г. государства-члены ФАТФ должны проводить проверку клиентов в отношении операций с криптовалютой на сумму свыше 1 тыс. долларов или евро, хранение записей (в течение 5 лет) и сообщение о подозрительных операциях отправителей и получателей виртуальных активов.
В декабре 2020 г. вступила в силу Шестая директива о борьбе с отмыванием денег (the sixth anti-money laundering directive – 6 AMLD). Новая директива унифицирует конструкцию составов легализации преступных доходов во всех государствах-членах ЕС, распространяет уголовную ответственность на юридических лиц, расширяет сотрудничество между государствами в расследовании финансовых преступлений. Предусмотрен единый перечень предикатных правонарушений, введены новые составы преступлений в сфере ПОД/ФТ: содействие и пособничество, подстрекательство и покушение.
В России сегмент виртуальных активов и криптовалют длительное время оставался неурегулированным. В целях совершенствования правовой регламентации механизмов цифровой экономики, противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма 31.07.2020 г. принят Федеральный закон от № 259-ФЗ, в соответствии с которым в правовой оборот и легальную экономику введены цифровая валюта и виртуальные финансовые активы. Под цифровыми финансовыми активами законодатель понимает цифровые права, включающие денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, право участия в капитале непубличного акционерного общества, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг. Цифровой валютой признается совокупность электронных данных, содержащихся в информационной системе, которые предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной или расчетной единицей, или в качестве инвестиции /19/.
В соответствии с Указанием Банка России от 20.10.2020 г. № 5599-У внесены изменения в правила внутреннего контроля кредитных организаций. При этом перечень признаков подозрительных операций в целях противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма был дополнен кодами признаков: «операции, связанные с обращением цифровых прав, которые характеризуются однонаправленностью, регулярностью, на крупные суммы» (код 1137) и «операции, связанные с оборотом цифровой валюты» (код 1190) /20/.
Совершенствование в соответствии со стандартами ФАТФ правил внутреннего контроля кредитных организаций направлено на усиление мониторинга операций с виртуальными активами и криптовалютами на этапе использования банковских счетов и обмена криптовалют на фиатные валюты.
В целях противодействия финансированию терроризма осуществляется выявление и мониторинг финансовых операций, совершенных в зоны повышенной террористической активности и приграничные к регионам вооруженных конфликтов территории. В качестве сомнительных рассматриваются операции клиентов, их контрагентов, представителей, выгодоприобретателей, бенефициаров или участников организаций, зарегистрированных в государствах (на территории) с высокой террористической или экстремистской активностью. Особый интерес представляют операции организаций и граждан иностранных государств, поддерживающих экстремистские движения антироссийской направленности.
Традиционное внимание уделяется контролю за операциями по переводу средств, поступающих от зарубежных этнических диаспор и аффилированных с ними финансово-экономических и криминальных структур.
На системной основе организованы выявление и мониторинг операций с участием лиц, находящихся в розыске, осужденных за терроризм, отбывших наказание за совершение преступлений террористической направленности, и их близких связей.
В н.в. для мониторинга криптовалютных транзакций используются цифровые платформы Chainanalysis (создана в 2014 в США, охват – 59 стран, 89 криптовалют, сотрудничает с ФБР и ЦРУ США), Elliptic (создана в 2013 в Великобритании, охват – 29 стран, 97% криптоактивов, сотрудничает с ФБР, используется Европолом), Cipher (создана при участии АНБ США, 29 стран, более 700 криптоактивов), Crystal (создана в 2018 в Нидерландах, 8 криптовалют, более 60 DeFi-протоколов), TRM (основана в США в 2017, анализ 20 блокчейнов), Scorechain (основана в Люксембурге в 2015, мониторинг транзакций биткоина) и Coinfirm (создана в 2016 в Великобритании).
В целях повышения эффективности взаимодействия в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансирования терроризма Росфинмониторингом разработан цифровой сервис «Прозрачный блокчейн». Данный ресурс позволяет правоохранительным и контрольно-надзорным органам осуществлять проверку подозрительных аккаунтов участников криптовалютной среды, цепочек криптовалютных транзакций и цифровых финансовых активов. В отличие от бесплатных ресурсов (blockchain.com, blockchair.com, walletexplorer.com и др.), «Прозрачный блокчейн» позволяет проводить кластеризацию адресов, детализацию разметки, экспресс-оценку кошельков, устанавливать участников криптовалютных транзакций и рассчитывать риски. Сервис прошел успешную апробацию в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков на площадке обслуживания криптовалютных транзакций в даркнете /21/ /22/.
Представляет интерес зарубежный опыт контроля и пресечения криптовалютных транзакций на нужды террористической деятельности.
В 2021 году финансовая разведка Канады выпустила руководство по индикаторам отмывания денег и финансирования терроризма с использованием криптовалютных транзакций /23/.
К признакам отмывания и финансирования терроризма отнесены:
преобладание в портфеле коинов повышенной анонимности;
большие объемы обмена биткоинов на коины повышенной анонимности;
регистрация на криптовалютной бирже нескольких человек под одним идентификатором (мобильный, IP-адрес и др.) в течение короткого периода времени;
кошелек / адрес виртуальной валюты фигурирует в «черных списках»;
операции в одно и то же время суток, переводы из фиата в крипту и обратно;
сложные переводы через длинные цепочки адресов / кошельков за короткий период;
криптовалюта поступает от внебиржевого брокера, который рекламирует свою анонимность.
Среди новых тенденций отмывания доходов/финансирования терроризма можно выделить:
- активный переход на коины повышенной анонимности (Monero, Dash, Zcash, Komodo). Вымогатели переходят на требования выплат в Monero;
- внедрение инструментов децентрализованного финансирования DeFi и взаимозаменяемых токенов NFT;
- использование криминальных сервисов блокчейн-аналитики. В 2019 г. в даркнете появился AML-бот, а в июле 2021 г. сервис Antinalysis, которые дают возможность анализировать применение транзакций с точки зрения правоохранительных органов. Пользователь получает скоринг-оценку вероятности блокировки его криптовалютных активов. Таким образом преступники получили возможность протестировать свои методы отмывания доходов/финансирования терроризма.
Криптовалюты и инфраструктура их обслуживания постоянно развиваются, что требует гибкого реагирования регуляторов, контрольно-надзорных органов, правоохранительных структур и финансовых институтов.
Перспективными направлениями дальнейшей разработки вопросов противодействия финансированию терроризма с использованием виртуальных активов и криптовалют представляются:
разработка современных типологий и схем финансирования терроризма с использованием новейших информационных технологий и децентрализованного управления финансами (DeFi);
централизованный мониторинг благотворительных акций, реализуемых в социальных сетях и интернет-мессенджерах, где размещаются реквизиты криптокошельков;
разработка реестра адресов/кошельков виртуальной валюты организаций и лиц, причастных к терроризму и экстремизму;
разработка реестра адресов/кошельков виртуальных валют, размещенных на онлайн-платформах террористической и экстремистской направленности (тематические группы соцсетей, сайты даркнета, сайты сбора средств, мессенджеры);
совершенствование методики и тактики выявления, раскрытия и расследования преступлений в сфере финансирования терроризма с использованием виртуальных активов и криптовалют;
вовлечение в антиотмывочную систему участников криптоиндустрии, организующих или осуществляющих выпуск и обращение цифровой валюты;
разработка профилей и реестров провайдеров услуг виртуальных активов, имеющих высокую риск-оценку;
законодательное регулирование отнесения цифровой валюты к имуществу в целях признания ее предметом преступления, а также ареста и конфискации виртуальных активов и криптовалюты;
обмен зарубежным опытом и совершенствование международного сотрудничества в сегменте криминальных операторов криптовалют и мониторинга транзакций виртуальных валют внутри блокчейнов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
https://www.fintrac-canafe.gc.ca/guidance-directives/transaction-operation/indicators-indicateurs/vc_mltf-eng
Красинский В.В. Противодействие финансированию терроризма с использованием криптовалют // Современное право. 2022. № 9. С. 108-116. DOI 10.25799/NI.2022.58.84.018
* запрещена в РФ