13 сентября 2006
1515

Проверка Суркова

Содержание:

1. Фрагмент из заявления в Генпрокуратуру профессора, доктора юридических наук Елены ЛУКЬЯНОВОЙ и адвоката Вадима ПРОХОРОВА.

СУТЬ: решить вопрос о привлечении гражданина Суркова Владислава Юрьевича к ответственности за превышение должностных полномочий.

2. Ответ Генеральной прокуратуры Россиийской Федерации на это циничное предложение, в котором (ответе) подвергаются сомнению основы российской государственности.
"Просим провести прокурорскую проверку в отношении... Суркова В.Ю."
Генеральному прокурору Российской Федерации

Ю.Я. Чайке

ЗАЯВЛЕНИЕ о преступлении (в порядке ст. 141 УПК РФ)

<...> 28 июня 2006 г. заместитель руководителя Администрации - помощник Президента Российской Федерации Владислав Юрьевич Сурков, выступая на брифинге в бизнес-центре "Александр-Хаус" (Москва, ул. Б. Якиманка, д. 1), заявил, что он "не считает отклонением от демократических стандартов тот факт, что действующая власть в России поддерживает одну партию - "Единую Россию". Сурков заявил (дословно): "Мы поддерживали и будем поддерживать "Единую Россию". Это нормальная практика демократических стран". Данные слова Суркова процитированы многочисленными информационными агентствами, имеется соответствующая видеозапись его выступления.

Полагаем, что в выступлении Суркова содержится прямое указание о совершении им (а возможно, и другими государственными служащими - сотрудниками Администрации Президента Российской Федерации) действий, за которые предусмотрена уголовно-правовая ответственность в соответствии с требованиями Уголовного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с положением п. 13 ч. 1 ст. 17 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации": "В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности". А в соответствии с положением п. 3 ст. 10 Федерального закона "О политических партиях": "Лица, замещающие государственные или муниципальные должности, и лица, находящиеся на государственной или муниципальной службе, не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения в интересах политической партии, членами которой они являются, либо в интересах любой иной политической партии".

Учитывая изложенное и на основании п. 4 ст. 10 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и ст. ст. 141, 144-146 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации просим:

1. Провести прокурорскую проверку для установления следующих обстоятельств:

1) действительно ли заместитель руководителя Администрации - помощник Президента Российской Федерации В.Ю. Сурков - использовал в прошлом и собирается использовать в будущем преимущества своего должностного положения в интересах Всероссийской политической партии "Единая Россия"?



2) входит ли в должностные обязанности В.Ю. Суркова использование должностных полномочий в интересах Всероссийской политической партии "Единая Россия"?

2. Если прокурорская проверка покажет, что в должностные обязанности В.Ю. Суркова не входит использование должностных полномочий в интересах Всероссийской политической партии "Единая Россия",

ПРОСИМ

в соответствии со ст. ст. 140, 141, 144 - 146 УПК РФ <...> решить вопрос о возбуждении уголовного дела и привлечении гражданина Суркова Владислава Юрьевича к ответственности, предусмотренной ст. 286 Уголовного кодекса Российской Федерации "Превышение должностных полномочий", либо на основании ч. 1 ст. 148 УПК РФ вынести постановление об отказе в возбуждении уголовного дела для его последующего обжалования нами в суд в порядке ст. 125 УПК РФ <...>.

ЗАЯВИТЕЛИ:

Проф., д.ю.н., адвокат Лукьянова Елена Анатольевна

Адвокат Прохоров Вадим Юрьевич

23 августа 2006 года

Документ

"Администрация президента не является органом исполнительной и законодательной власти"

Ваше обращение о нарушениях законодательства о государственной службе должностным лицом администрации Президента Российской Федерации рассмотрено в Генеральной прокуратуре Российской Федерации.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в предмет прокурорского надзора не входят вопросы осуществления надзора за Администрацией Президента Российской Федерации, которая в силу требований п. 1 Положения об Администрации Президента Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 06.04.2004 No 490, не является органом федеральной исполнительной и представительной (законодательной) власти.
Об изложенном сообщите другим заявителям.

Помощник Генерального прокурора Российской Федерации А.В. Пухов
От редакции:

Естественно, самое удивительное - не в позиции В.Ю. Суркова, она давно известна. И не в том, что юристы, защищающие лидера оппозиции, нашли правовой повод для критики "управляемой демократии".

Уникальна, безусловно, позиция помощника генпрокурора: избавляясь от необходимости проверки действий влиятельного политического менеджера, Генпрокуратура отказала администрации президента в праве называться властью и своей волей фактически присвоила новый статус высшим кремлевским чиновникам. Таким образом распространив, видимо, на них президентский иммунитет.

Комментарии

Владимир РЫЖКОВ, депутат Госдумы:

- Если бы у нас президент открыто избирался от политической партии, тогда это было бы в какой-то степени оправданно. Например, известно, что французский президент - лидер голлистов, американский президент - лидер республиканцев.
Но у нас президент принципиально дважды избирался как непартийный президент. Тогда возникает вопрос: на каком основании президентская администрация позволяет себе поддерживать какую-то партию при беспартийном президенте? Хотя Владислав Юрьевич часто говорит о суверенной демократии, в данном случае он нарушает суверенную волю народа.

Если какая-то партия получает привилегии в виде поддержки администрации президента, то прежде всего она получает доступ к телеканалам, а это сегодня - решающий фактор.

Прокуратура в данном случае заужает свои полномочия, потому что, согласно Конституции, прокуратура уполномочена надзирать над всеми без исключения органами государственной власти, местного самоуправления, гражданами и т.д.

Михаил ДЕЛЯГИН, Институт проблем глобализации:

- Никто от имени государства не имеет права выдавать преференции какой-либо партии, потому что это признание в подготовке или, по крайней мере, в умышленном совершении уголовного преступления. По нашему законодательству если какой-нибудь представитель государства начинает влиять на итоги выборов, в том числе путем прямой поддержки какой-либо партии, то это уголовное преступление. На уровне мелких сошек в регионах есть люди, которые за это сидят. Так что никто не имеет права говорить то, что говорил Сурков. Даже если это соответствует действительности.
А Генпрокуратура действительно не может одергивать администрацию президента за административные правонарушения, потому что статус администрации был придуман красиво - что это как бы "продолжение" президента, его довесок.
Михаил КРАСНОВ, Высшая школа экономики:
- Сурков, конечно же, является государственным служащим. В статье 17 закона "О государственной гражданской службе" сказано, что госслужащему запрещается использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений и т.д., а также публично выражать отношение к ним. Но только если это не входит в его должностные обязанности. Вот тут зарыта собака.
Вполне можно допустить, что выражение отношения к какой-нибудь партии входит в его должностные обязанности. Раз президент публично поддерживает "Единую Россию", почему его сотрудник должен скрывать это?
Поэтому здесь нет нарушения законодательства ни в виде высказываний Суркова, ни отказа прокуратуры оценить их с правовой точки зрения. В прокуратуре формально были правы, потому что президент и его администрация не попадают в зону их юрисдикции. А президент, по Конституции, вообще не отнесен ни к какой ветви власти.
В соответствии с Конституцией у президента есть и функции арбитра, и функции активного политического игрока. Получается, что судья одновременно играет на стороне одной из команд.
В.Ю. СУРКОВ от комментария воздержался.

Томский вестник

viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован