06 ноября 2001
2961

Пусть дрожат мздоимцы и `оборотни`. В подразделения милиции уже внедрены наши люди

"Они там слишком много берут"

- Добрый день, меня зовут Николай Васильевич, я директор автотранспортного предприятия из Волгограда. В Ростовской области есть один пост. Они там слишком много берут. Особенно некий Кравченко...

- Где дислоцируется пост?

- На дороге из Волгограда в Краснодар, у города Балитарск. Если где-то берут 100 - 200 рублей, то там - 500 рублей. Последний случай был в начале августа.

- Зайдите к начальнику подразделения собственной безопасности Ростовского областного УВД, а я ему дам указание, чтобы он с вами встретился и на месте активно поработал.

- Чтобы хоть брали, как все, а то они слишком...

- Но в чем-то и автовладельцы потакают этому. Сунут сотню в права и поехали дальше. А потом попробуй доказать, что постовой взял эти деньги. Надо не лениться, сообщать об этом нам, тогда мы схватим взяточника за руку. Одного, другого - и остальные прижмут хвосты.

- А если стоять приходится по полдня...

- Поможем вашей беде.

Куда идти жертвам произвола?

- Это звонит Каныгина Екатерина из газеты "Огни Кубани", город Кропоткин. Вы - человек в МВД новый, нашли ли какой-то новый способ в борьбе с коррупцией в рядах милиционеров?

- Мы работаем в этом направлении. Проводятся многоэтапные комбинации. Всех подробностей сказать, понятно, не могу. Но вот недавно в программе "Криминал" был сюжет, в котором было показано, как мы взяли двух сотрудников УБЭП с поличным, причем прямо в здании милиции. Результаты не заставят себя долго ждать. А вообще проводится целый комплекс мероприятий, могу назвать их условные наименования - "Блесна", "Отель", это что касается Москвы. Аналоги будут проводиться и на вашей территории. Согласен: то, что сейчас существует в милиции, далеко от идеала. И коррупция в ней имеет место. Но мы с вами за один день всю эту пирамиду не разрушим. Нужна многодневная тяжелейшая работа. И мы ее делаем.

- А куда может обратиться человек, если он стал жертвой милицейского произвола?

- В подразделение собственной безопасности. Он приходит с заявлением, на которое обязаны прореагировать. Если реакция недостаточная, пусть звонит по телефону 239-07-30 в Москве. Рассказывает, направляет нам заявление - мы обязательно примем меры. Если на местах недорабатывают, мы их заставим, а не умеют - научим.

- Меня зовут Наталья Александровна. Я из Саратова. У меня 5 лет тому назад убили сына. Убила милиция. Там жить я не могу, меня они везде преследуют.

- При каких обстоятельствах было совершено убийство?

- Они забрали сына, неделю держали, мне не говорили, где он. А через неделю сообщили о смерти. Заключение экспертизы есть, у него там все отбили.

- Прокуратура возбудила уголовное дело?

- Да, конечно. Но в Саратове я жить не могу.

- А как они вас преследуют?

- Они меня встречали, пистолетом угрожали.

- Случай вопиющий. Такие вопросы по телефону не решаются, мы вас ждем у себя в приемной. Приезжайте, напишите подробное заявление, как угрожали, кто угрожал. Больше подробностей. Будем разбираться.

Три часа в каталажке - это законно

- Я гражданин Украины, работаю по контракту на Севере России. Для меня и моих коллег проехать через Москву, особенно при пересадке на Курском вокзале, практически невозможно. Поборы, угрозы. Одни и те же лица. А подойти к старшему наряда я боюсь - похоже, он с ними заодно.

- Вы подойдите в наше подразделение, телефон 200-90-81. Оно работает с московской милицией.

- Если у меня требуют деньги, я их отдам лучше, потому что были случаи, когда милиционеры сажали людей в "уазик", вывозили в сторону Подольска и выбрасывали. А как я потом докажу, что они у меня забрали деньги?

- Не надо вести себя как безропотное существо. Понимаете, один считает, что лучше я отдам деньги милиционеру и отойду в сторону, другой делает также. А непорядочные люди в милицейских погонах нагло пользуются гражданской пассивностью людей. Я иногда с грустью думаю, кто это и где нас так сильно сломал. Защищать свои гражданские права - это тоже работа. Надо уметь обхитрить мздоимца, прижать его документально и поместить за решетку. Все это надо предварительно делать. Вы напишите нам заявление, чтобы мы четко знали, когда это бывает и где. И мы будем проводить необходимые мероприятия.

- Да каждый понедельник прилетает вахта с Уренгоя...

- Ваше заявление будет поводом для наших действий.

- Меня зовут Симоненко Григорий Васильевич. Я журналист, сотрудник газеты Внутренних войск МВД "Зоркий часовой". Я получил информацию, что во Владимирской области милицейские чины срослись с криминалом. Сообщил об этом в письме в Управление собственной безопасности Владимирской области. Это было весной прошлого года. Копия письма каким-то образом попала к тем милицейским чинам, которых я упомянул. Начались преследования моего отца, который живет в этой области. Отец был избит.

- А милицейские чины какого уровня?

- Местные участковые. Они показывали отцу копию моего письма. Они постоянно угрожают ему, что расправятся со мной. Я уже год не могу поехать к отцу.

- Случай серьезный. Больные зубы УСБ будем удалять с корнем! Напишите нам подробное заявление. Укажите, если помните, каким именно сотрудникам милиции вы передавали свое письмо. Мы обязательно разберемся.

- Добрый день, Игорь из Москвы. У меня вот какой вопрос. Я недавно был на свадьбе с женой. В час ночи возвращались домой на "частнике". Все честь по чести - костюм, галстук, лицо славянское, жена тоже не чеченка, одета прилично. Остановились около дома, подходит милиционер: документы. А у меня с собой нет паспорта, я его не ношу. Он: надо пройти. Я говорю: куда, какие претензии, вот жена моя, вот мой дом. Он имеет право?

- Ну, это проверка паспортного режима. В принципе оснований для того, чтобы вас проверить, у милиционера достаточно. Но, с другой стороны, вот он работает ночью, человек ему показался подозрительным. Как же не проверить у него документы?

- То есть он имеет право любого человека без документов без объяснения причин забрать в каталажку?

- Ну не в каталажку забрать, а задержать в отделении милиции на три часа для идентификации личности. Что тут поделаешь, закон есть закон.

- М-да. Интересные у нас законы...

- Товарищ генерал, я гражданин России, и у меня простой вопрос: имеют ли право сотрудники милиции обыскивать мою машину?

- Да. Только это не обыск, а досмотр. В рамках операций, которые проводятся сейчас на дорогах, они имеют на это право.

- А чем отличается обыск от досмотра?

- Обыск - это с санкции прокурора, когда накоплено достаточно улик против обыскиваемого и нужны дополнительные доказательства предполагаемого преступления. Здесь, согласно Уголовно-процессуальному кодексу, положены понятые, все документируется в протоколах. А досмотр - это визуальный осмотр, как правило, вашего автомобиля, на котором вы едете. Причем досмотр осуществляется с вашего согласия. Скажем, милиция ищет гексоген, ваша машина показалась ей подозрительной. Вас останавливают, просят открыть багажник (заметьте, просят, а не открывают сами), видят, что там нет криминального груза, и делают вам под козырек со словами: "Извините!" У вас, надеюсь, ничего не исчезло из машины?

- Нет. А они могут без понятых это производить?

- Могут без понятых. При обыске должно быть двое понятых, а при досмотре это необязательно.

Оборотни в погонах

- Ольга Герасимова из Тулы. Не так давно в прессе прошла серия публикаций, взбудораживших всю страну, - о бывшем помощнике бывшего министра внутренних дел генерале Орлове, за несколько лет службы в МВД сколотившем состояние в несколько сот миллионов долларов, а после отставки Рушайло сбежавшем через Израиль в Доминиканскую Республику. Там все правда?

- Да, ситуация ужасная. Думаю, определенная доля правды там есть. Хотя есть и домыслы.

- Но почему на публикации в "МК", вызвавшие огромный общественный резонанс, из МВД не последовало вообще никакой реакции?

- Почему никакой? Недавно Госдума приняла по этому поводу специальное постановление. Мы же в сфере своей компетенции проводим проверочные мероприятия и делаем все, чтобы добраться до истины. Там нужна очень глубокая проработка, если не разработка, так что этот процесс будет очень затяжной. И, боюсь, ясные и четкие ответы на все вопросы мы сможем дать не скоро.

- А вот еще ходят слухи, что следом за Орловым в бега подался начальник подмосковной милиции Юхман...

- Это неправда.

- Но опять же в прессе был шквал публикаций о том, что в подмосковной милиции творится беспредел...

- Недавно в Московской области работала комиссия, проводилась комплексная проверка. Думаю, по ее результатам будут приняты конкретные решения. Я сам еще до этой проверки выезжал в Одинцовский район. Зашли в Немчиновское отделение милиции, там люди стоят. "Что здесь делаете?" - "Да деньги принесли, чтобы начальник паспорта вернул". При проверке выявили грубые нарушения паспортно-визовой службы этого отделения. Вы представляете, в кабинете у начальника отделения хранилось более пятисот паспортов, отобранных у так называемых гастарбайтеров. У нас оперативные данные были, не зря туда поехал.

- И какова судьба этого начальника?

- Вы удивитесь, но местное руководство после нашего рейда оставило его работать.

- Он кто?

- Майор милиции.

- А любопытно, как он себя повел, когда его поймали, - расстроился, смутился, растерялся?

- Я не заметил, чтобы он смутился. Он так сказал: "У меня неполное служебное несоответствие уже есть. Жалко, конечно, полгода осталось до полной выслуги. Ну и ладно..." А что ему? Это типичная история. Но вы поймите: всех в тюрьму не пересажаешь. Главное, чтобы человек понял, что безнаказанными его проступки не окажутся.

"Грызлов не мент, но..."

- Меня зовут Сергей Юрьевич. Я москвич. Константин Олегович, как по-вашему, за полгода, прошедшие после смены руководства МВД, есть изменения к лучшему?

- Безусловно. Главное, что сделал министр, - изменил порядок учета регистрационных документов. Сейчас, не дай Бог, не примут заявления от гражданина - это сразу наказывается, и весьма строго. Это большое свершение. Ведь полгода назад прийти в отделение милиции, написать заявление да еще получить его регистрационный номер - это была проблема. Люди по блату решали такие вопросы.

- Но он же ментом ни дня не работал. Или это не важно?

- Знаете, он прекрасно освоил милицейские проблемы... Вот вчерашняя ситуация: я ему докладываю - провели такое-то мероприятие, он говорит - поздравляю. То есть он оценивает ситуацию с точки зрения не гражданского лица, а профессионала. А речь шла о том, что в Ставрополье мы взорвали 5 подпольных бензиновых мини-заводов. Скажем так, сделали работу вместе с ГУБОПом и ГУБЭПом. Нашли и взорвали. Причем те заводы, которые "крышевали" милиционеры. Дали им экономическую пощечину, обрезав каналы наживы.

Сергей ЧУГАЕВ
www.kp.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован