Наверное, не ошибусь, если скажу, что Калининград помимо насыщенного исторического прошлого имеет и богатое культурное наследие. Только нынешнее поколение не знает о нем практически ничего.
Так, в привокзальном ресторане "Гудок" когда-то пел легендарный Валерий Ободзинский, а во Дворце культуры рыбаков на танцах играл Владимир Мулявин, которого за небольшую провинность попросили уйти из ансамбля. Позже Мулявин благодарил судьбу за такой поворот, ведь иначе не состоялись бы "Песняры".
Ну а о суперпопулярной в начале семидесятых группе "Атлантик" помнят, наверное, только люди старшего поколения. А ведь она дала путевку в жизнь многим ее участникам и для солиста Алика Газманова стала отправной точкой в песенном творчестве.
Начало У истоков этой группы стояли Александр Пячин и Вадим Соболь. В далеком 68-м, когда никаких дискотек и в помине не было, они по выходным подрабатывали в Парке 40-летия ВЛКСМ на хорошо известной всему Калининграду танцплощадке "Клопы", которую так прозвали из-за того, что туда всегда набивалось много народа, а в особо холодные дни даже топилась печка.
Деньги ребята получали не сказать, чтобы большие, но для них, еще школьников, тогда это не имело особого значения. Наверное, именно в те годы они впервые почувствовали себя артистами и осознали, какое влияние может оказывать музыка на людей. Стоя на сцене, они видели в зале глаза восхищенных девчонок и ощущали себя кумирами калининградской молодежи.
Это сейчас и Пячин, и Соболь понимают, что работа на танцах была для них хорошей жизненной школой. А тогда они даже всерьез не задумывались о профессиональной карьере музыканта, потому что сразу после окончания школы один пошел учиться в технический институт, а другой поступил в высшую "мореходку".
Студенческий ансамбль
На факультете "Холодильные установки", где учился Саша Пячин, стали ходить разговоры, что один из старшекурсников хочет создать факультетский ансамбль. Поскольку и сам Пячин тоже мечтал о музыкальной группе, то встреча с небольшого роста пареньком, а тогда он всем представлялся как Алик и лишь друзья его звали Газиком, как производное от фамилии Газманов, стала знаковой.
Дебют ансамбля, который был сформирован из калининградских студентов, состоялся на одном из факультетских вечеров. Причем первое же выступление прошло с невероятным успехом, чему в немалой степени способствовал и отлично подобранный репертуар, состоящий из произведений "Битлз" и песен популярных польских групп. Поскольку слова и ноты зарубежных хитов тех лет в Калининграде достать было практически невозможно, обходились своими силами - тексты помогали переводить преподаватели КВИМУ, а ноты привозили с морской практики сами курсанты.
Первый семестр для Александра Пячина закончился неудачно. Он завалил сессию, поэтому ушел работать в НПО "Промрыболовства". Там уже существовал ансамбль, но к тому времени все его участники разъехались кто куда, и Александр постепенно перетащил своих друзей под крышу научно-производственного объединения. Как-то на новогоднем вечере, где играли ребята, председатель профкома объявил конкурс на лучшее название ансамбля. Так родился "Атлантик". И практически сразу, на волне интереса к популярной музыке, он становится известным. И не только у себя в области, но и за ее пределами. Первым своим крупным успехом участники ансамбля считают получение в 1972 году на Фестивале студенческой эстрады в Свердловске звания лауреатов, кстати, в том же году и то же звание завоевал и Александр Градский.
Один из нас Олег Газманов присоединился к "Атлантику" позже, окончательно определившись в выборе между наукой, спортом и музыкой. Решающим фактором при этом стал успех ансамбля.
В выходные попасть на танцы во Дворец моряков было практически невозможно. При вместимости зала 500 человек в него набивалось до 1000. Решив, что у группы должна быть своя визитная карточка, Олег написал для "Атлантика" песню, ставшую сразу же шлягером - "Мне хочется белого снега". Через несколько лет ее великолепно исполнял и Валерий Леонтьев.
Набрав необходимую музыкальную форму, как говорят музыканты, сыгравшись, группа едет в Донецк на региональный конкурс "Алло, мы ищем таланты", который вел Александр Масляков. И побеждает. На вручении дипломов Микаэл Таривердиев сказал, что их ждет большое будущее. Видимо, по-другому считали работники обкома комсомола, решившие по каким-то им одним известным соображениям не пускать ребят на финал в Москву. Правда, взамен предложили поездку в Польшу на Фестиваль российско-польской молодежи в Белостоке.
Издержки творчества За годы совместных выступлений попадали ребята и в комичные ситуации, без которых не обходится жизнь молодых и талантливых.
Те, кто жил в 70-х годах прошлого века, наверное, помнят, что это было время тотального дефицита - продуктов, одежды, мебели, качественной аппаратуры. В магазине купить что-нибудь стоящее без связей было невозможно. Лишь у фарцовщиков можно было достать все. Ребята целый год копили на инструмент, чтобы поехать в Москву. Там, на Неглинной, у знакомого фарцовщика за тысячу они купили самую крутую гитару (в наше время она бы стоила еще дороже - около 10 тыс. евро).
С этой самой гитарой они довольно успешно гастролировали почти год, пока выступление группы не увидел по телевизору хозяин инструмента, живущий на другом конце страны во Владивостоке. Оказалось, что гитара краденая, и если бы не случай, ее законный обладатель так никогда бы не объявился. Гитару пришлось вернуть, подтянув, правда из Калининграда в Москву группу поддержки, которая потребовала компенсацию у торговца за утраченный инструмент.
Еще один эпизод надолго остался в памяти Олега Газманова и Александра Пячина. Как-то в Калининград на гастроли приехала популярная группа "Диэло". После выступлений грузинские музыканты пригласили ребят из "Атлантика" на дружеский ужин в ресторан "Москва". Вечеринка продолжалась до 3 часов утра, причем за каждый сверхурочный час генацвале платили ресторанной обслуге по отдельному тарифу. Для калининградских музыкантов итогом застолья стали несколько разученных грузинских песен и стойкое отвращение к коньяку на всю последующую жизнь.
Очень личное До сих пор с большой теплотой вспоминают "атлантийцы" о первой жене Олега Газманова - Ирине. Она окончила химический факультет Калининградского университета, а жила с родителями на проспекте Мира возле кинотеатра "Заря". Как говорят ребята, она уже тогда отличалась житейской мудростью и множеством достоинств. То, что Олег Газманов стал суперзвездой отечественного шоу-бизнеса, в большой степени и ее заслуга.
Сейчас о таких говорят "имиджмейкер", а тогда она просто ездила с мужем по гастролям, совмещая обязанности менеджера, кухарки и портнихи.
После распада группы участники, которые к тому времени все обзавелись семьями, пошли работать в рестораны - кто-то в "Ольштын", кто-то в "Садко". Газманов некоторое время пел в ресторане гостиницы "Калининград", получая за месяц в несколько раз больше рядового инженера. Затем его пригласили в популярную и по сей день группу "Синяя птица", для которой после нескольких пробных музыкальных тем стал писать и тексты. Его поддержали - близкий родственник Ирины помог перебраться в Москву, чтобы Олег мог развивать свои способности дальше.
Время показало, что это был очень правильный шаг. Несмотря на непростой хлеб артистов и слишком небольшие шансы стать популярным, Олег Газманов, нацелившись на успех, как признают все близко знавшие его с юности, сумел реализовать себя даже не на 100, а на все 1000 процентов. Таким его и помнят калининградцы старшего поколения.
С Вадимом Соболем и Александром Пячиным беседовала Светлана Васильева, Янтарный караван
http://nvolgatrade.ru/