В ТОЛЬЯТТИ
Я был очень нервозен. Надо переходить на другую работу. Но куда?
Со скандалом? Но перед глазами пример Главного механика моего друга – Карулина. У него работа была ещё похлеще.
Со скандалом поехал в Нижний Тагил, но туда пошло письмо с явной клеветой на Карулина. Он ринулся в Тольятти. Но и там его нашли. Довели до того, что он в страшном стрессе наехал на столб и стал калекой.
В Тольятти начал строиться Автозавод. Может туда? Многие мои друзья уже там. Вот Ковригины. И за грибами, и на рыбалку ездили вместе. Его жена Тамара была у меня начальником экономического бюро. Первый помощник в поисках финансов на разную модернизацию энергетики. Зовут.
Жена – Нина в прошлом году заехала повидать их, возвращаясь из «Красных камней». Разговаривала с Главным энергетиком строящегося завода. Тот готов принять. Ждёт. Может, заехать?.. Решено!
Приезжаю под утро. Сразу к Ковригиным. Муж вернулся с ночного дежурства.
Он даёт мне свой пропуск:
- Мы похожи. Я как-нибудь пройду. Чего стоять полдня в очереди за пропуском.
Пропустили вместе с потоком людей. И вот я у Главного энергетика. Это уже не тот, с которым разговаривала жена в прошлом году. Тот на повышении: Заместитель Генерального по строительству. Казанджян. Встречает вежливо. «Слышал. Слышал»… Смотрит документы. Поднимает глаза:
- У нас сегодня встреча с Генеральным в шесть вечера. Подходите на «Белорусскую» - я представлю.
ВСТРЕЧА С ПОЛЯКОВЫМ
Гуляю по Тольятти. Езжу из конца в конец. Всё нравится.
Нахожу квартиру Карулина. Он в кровати. Не встаёт. Удручён несправедливостью. «Смотри, до чего меня довели? Скоро помру».
Возвращаюсь к Ковригину. Он дома. Дежурил предыдущую ночь. Спрашиваю, где Белорусская?..
- В чём вопрос? – заявляет он, - возьму машину и отвезу туда, не беспокойся.
Едем через лес. Короткой дорогой вдоль Волги. Чувствую, как он гордится этой местностью. Восхищение в каждом слове!
Природа действительно величественна и красива.
Но вот и офис Генерального… В приёмной секретарь. Помощник. Узнаю приятеля. Он же с моего родного завода. Заядлый шахматист. Частенько меня обыгрывал в заводских соревнованиях.
У Генерального совещание. Вызваны все энергетики. Начальник Управления, он же Главный энергетик – Казанджян, его заместители, начальники цехов, лабораторий.
Помощник хвалится: «Молодец, Генеральный. Вот так два раза в месяц беседует с каждым производством, Управлением.
Доходит до каждого начальника цеха. Всех знает в лицо. Вникает в каждую мелочь. Все его указания под контролем».
Жду часа два. Наконец толпа выходит. Разгорячённые, взволнованные. Кто-то доволен, кому-то попало.
Последним появляется Казанджян. Приглашает меня войти.
Первое впечатление отличное. Сухой, высокий, внимательный взгляд на вошедшего. Ни дрожи, ни робости не вызывает.
Главный энергетик рассказывает всё, что знает обо мне. Ковригина Тамара, видимо, постаралась.
Показывает мой красный диплом.
Генеральный внимательно, изучающе смотрит на меня, спрашивает тихим, немного хриплым голосом:
- Ну а почему вы решили переехать в Тольятти?
Пытаюсь отвечать правдиво. Ещё когда и не думал о смене работы, я внимательно следил за публикациями в газетах о развивающейся стройке. Любая грандиозность меня вдохновляла. Помню, как я мысленно возмущался, когда появлялись критические заметки. Даже при Брежневе были «злопыхатели», которые под видом вроде бы безобидной заметки бросали тень на Великую стройку.
Меня это огорчало. Я любил всё новое, неожиданное. В родном ли городе, в областном ли центре, в Москве ли. Не зря ведь в Москве я первым делом по приезде посещал ВДНХ.
Писали, что мало магазинов. Что в городе из-за стройки пыльно и грязно.
Я, бродя по городу, что-то этого не замечал. Посмотрели на Выксунские магазины и улицы. За мясом и маслом ездим в Москву, а здесь полно этого добра.
Вечером светло и ярко от огней как в большом городе.
… Несколько мгновений думаю и отвечаю экспромтом.
- У меня трое детей. Надо давать высшее образование, а в Выксе высших заведений нет. Нет даже музыкального. А Тольятти мне понравился… А потом (я сделал паузу) мне по душе здешние порядки. У нас, на старых заводах, начальство тянет технологию, а у вас технология тянет начальство…
И партком не мешает… Думаю, что попал в точку.
Генеральный берёт моё заявление и ставит автограф: «Принять».
Заявление утонуло в папке Казанджяна, а я преспокойно поехал в санаторий «Клары Цеткин». Вернувшись в ноябре, позвонил в кадры:
- Вызов был?
- Не было ничего. Звоню в Тольятти. Отвечают:
- Вызов отослан, - дают дату и номер документа.
- Всё у директора, - поясняет начальник отдела кадров.
Директор, спасибо ему, не стал препятствовать, попросил только согласовать увольнение с Первым секретарём Горкома. Но обошлось. Как меня провожали. Только в этот миг я понял свой рейтинг в глазах рабочего класса. Для них я был свой!
Под Новый год ко мне приехала семья. Как демократ, я раздал четыре записки, одну взял себе. Объяснил, кто хочет в Тольятти – поставит «плюс», кто не хочет – «минус».
Вскрыли конверты. Передо мной было пять «плюсов».
РЕДАКЦИОННОЕ ИНТЕРАКТИВНОЕ ПОСЛЕСЛОВИЕ
В.Г.Арцыков: Сколько в том далёком 1971 (предновогоднем) году было лет детям Юрия Владимировича Брусникина и его жены Нины Сергеевны?
А.Ю.Брусникин: Мне было 19 лет. Я с 17 лет жил в городе Муроме Владимирской области. Учился на вечернем отделении ВЗМИ города Мурома и работал слесарем-сверловщиком 3 разряда на оборонном заводе РИП. Приехал на ВАЗ в 1971 году (по вызову и направлению). Слышал о Тольятти я уже с 16 лет, когда (закончив заочные курсы инструкторов по шахматам при ЦШК СССР) работал на полу общественных началах руководителем шахматного клуба Дворца культуры завода ДРО. Где бывали встречи и с шахматистом, о котором упоминает отец. Высококлассным шахматистом и инженером, ставшим (в последствие) помощником Полякова. В 1972 году я перевёлся с вечернего отделения ВЗМИ города Мурома на дневное отделение Тольяттинского политехнического института и приостановил свою трудовую деятельность на ВАЗе до 1976 года (куда был направлен вновь уже по направлению ТПИ как молодой специалист).
Сестре Ирине было 15 лет. Она уже закончила музыкальную школу в городе Выксе Горьковской области…
Брату Николаю было тогда 10 лет. Он родился (как и сестра Ирина) в городе Выксе (на фото). Но город Тольятти стал для Николая родным, по-сути с детских лет. Здесь – все его друзья и одноклассники. В том числе и Сергей Фёдорович Жилкин…
Приехав из Выксы в Тольятти к отцу, мать с детьми (Николаем и Ириной), а я из Мурома, - оказались под самый Новый год во 2-ом комплексном общежитии ВАЗа в двухкомнатной общаге на двух хозяев. Несколько дней (до переезда в сдаваемую квартиру Автограда) одна комната общежития (с общей кухней) была оплотом нашей многодетной семьи. Но все как-то (несколько ночей) умещались. Мне приходилось спать и на двух составленных столах. Как, шутя, говорил отец: «Раз спишь на письменных столах, значит, будешь писателем».
Н.Ю.Брусникин: Вот ты и выполнил, Александр, завет отца, вступив с одобрения писательского жюри, в Интернациональный Союз писателей (ИСП)… А началом этой профессиональной стезе послужили, видимо, и твои многолетние выпуски общественных газет вкладышей в еженедельной региональной газете «Честь имею». Становлению которой я (как генеральный директор ОАО «Трансформатор») тоже, было время, содействовал.
О.А.Брусникин: За эти же публикации ты, дедушка, как редактор, журналист, литератор (и коллектив газеты) получил дипломы Русского географического общества?! Тогда же (как я узнал у бабушки) редакция газеты утвердила и твой творческий псевдоним БУЙ РУС.
А.Ю.Брусникин: Да, Женя. И ещё было поздравительное письмо от президента РГО С.К.Шойгу в 2010 году в адрес Думы г.о. Тольятти… (за научную деятельность в области географии).
В.Г.Арцыков: Отмечен ли твой, Александр, писательский, публицистический и редакторский труд на поприще федеральной газеты и Издательского Дома «Семь Верст», в том числе сайта (www.7verst.ru) с 2015 года?
А.Ю.Брусникин: Благодаря общественной просветительской деятельности как в РО ММФС ЮНЕСКО, так и в этих структурах, созданных ООО «Колодец», - отмечен: персональными публикациями в книгах: «…преодолевать самого себя», «Кто есть кто в Самарской области» (2017 года), в ряде телеинтервью (2018 года) и медалью Академии национальной безопасности, Благодарственными письмами отдела МИД РФ и статусом международного эксперта на федеральном сайте VIPERSON (www.viperson.ru), где размешены уже 144-ре авторские публикации.
Но вся эта писательская самореализация - благотворя содействию моих сыновей и жены (всей династии Брусникиных), редакторов федеральных сайтов и администраторов интерактивных Общедоступных групп социальной сети Facebook…
На фото Выкса.