Мне не часто приходилось встречаться и общаться с Алексеем Васильевичем, но одна из встреч мне запомнилась надолго. Вернее не сама встреча, а эпизод, свидетелем которого я невольно стал, находясь у него в кабинете. Уже не помню тему нашего разговора, но во время беседы раздался звонок по прямому телефону. Алексей Васильевич извинился и взял трубку. Потом я понял, что звонили из Израиля. Он долго слушал, видимо объясняли подробности. По выражению его лица было видно, что получено трагическое известие. Генеральный положил трубку, его лицо изменилось еще больше, показались слезы. В таком состоянии Николаев находился несколько минут, не обращая внимания на мое присутствие. Для меня это было так неожиданно потому, что я никогда не видел раньше руководителя такого уровня в таком состоянии. Так мог выражать свои чувства человек, потерявший очень близкого и дорогого друга…
Позже я узнал, что в Израиле находился на лечении сотрудник АО «АВТОВАЗ», которому завод помогал в лечении и Алексей Васильевич его очень хорошо знал.
Много было достоинств у А.В.Николаева полученных от природы, от воспитания и приобретенных за 35 лет работы на заводе. Но во время той встречи я ещё раз убедился в том, что главное его достоинство это человечность, сострадательное, понимающее отношение к людям, почти отеческая забота о работниках своего коллектива и совершенно искренняя любовь к ним. Возможно и эта черта президента-генерального директора в те «лихие» 90-е годы, помогла сохранить коллектив и завод.
Глава из книги, готовящейся к изданию из серии "История АВТОВАЗа в лицах", под редакцией В.Арцыкова.