РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Федеральное государственное бюджетное образовательное 

учреждение высшего образования 

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И 

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ 

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

___________________________________________________________________________

 

 

Институт государственной службы и управления

 

Кафедра общественных связей и медиаполитики

                                  

                                                                  УТВЕРЖДЕНА

                                                                                            Решением кафедры общественных связей и медиаполитики                                                                                    

Протокол от «17» мая 2022 г. № 5

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

 

Б1.В.ОД.6  Социальные технологии воздействия на целевую аудиторию

______________________________________________________

Соц. тех. возд. на цел. аудит

______________________________________________________

 

38.04.04 Государственное и муниципальное управление

______________________________________________________

 

Общественные связи и медиаполитика

_____________________________________________________

 

магистр

______________________________________________________

 

Очная,очно-заочная, заочная

______________________________________________________

 

 

Год набора - 2022

 

 

 

Москва, 1922 г.

 

 

 

 

Автор(ы)—составитель(и):

 

Доктор социологичесих наук, заведующий кафедройобщественных связей и медиаполитики факультета журналистики ИГСУ РАНХиГС Шарков Ф.И..

 

Заведующий кафедрой общественных связей и медиаполитики, доктор социологических наук, профессор Шарков Ф.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы………..

 

4

2.

Объем и место дисциплины (модуля) в структуре ОП ВО…………………..

5

3.

Содержание и структура дисциплины (модуля)………………………………

5

4.

Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся и фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)…

 

8

5.

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)…………………………………………………………………………..

 

14

6.

Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)……...

 

 

16

6.1.

Основная литература……………………………………………………………

16

6.2.

Дополнительная литература……………………………………………………

16

6.3.

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы……………….

16

6.4.

Нормативные правовые документы……………………………………………

18

6.5.

Интернет-ресурсы……………………………………………………………….

19

7.

Материально-техническая база, информационные технологии, программное обеспечение и информационные справочные системы……….

 

20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы

 

1.1 Дисциплина Б1.В.ОД.6 Социальные технологии воздействия на целевую аудиторию обеспечивает овладение следующими компетенциями:​​​​​

 

Код

компетенции

Наименование

компетенции

Код этапа освоения компетенции

Наименование этапа освоения компетенции

ПК-12

способностью использовать информационные технологии для решения различных исследовательских и административных задач

ПК-12.2

Способность использовать социальные технологии воздействия на целевую аудиторию и знание основ медиаполитики в современном российском обществе для решения различных исследовательских и административных задач в сфере общественных связей.

 

1.2 В результате освоения дисциплины у студентов должны быть сформированы:

 

ОТФЛФ (при наличии профстандарта или по результатам форсайт- сессии)

Код этапа

освоения

компетенции

Результаты обучения

-

ПК-12.2

на уровне знаний:

основ социальных технологий воздействия на целевую аудиторию

 

 

на уровне умений:

применения социальных технологий воздействия на целевую аудиторию для решения задач медиаполитики  в современном российском обществе

 

 

на уровне навыков: 

критической оценки информации при формировании культуры открытости во взаимодействии власти и гражданского общества

 

 

2.Объем и место дисциплины (модуля) в структуре ОП ВО

 

Дисциплина Б1.В.ОД.6 Социальные технологии воздействия на целевую аудиторию входит в раздел ОП ВОдисциплины базовой части Блока 1 «Дисциплины (модули)», относится к дисциплинам вариативной части.  Общая трудоемкость Б1.В.ОД.6 Социальные технологии воздействия на целевую аудиторию составляет 3 зачётных единиц, дисциплина изучается в 3-ем семестре.

В содержательном плане дисциплина опирается на Б1.В.ОД.3 Современные теории коммуникации (1 семестр), Б1.Б.6 Управление в социальной сфере (2 семестр), Б1.В.ОД.5 Теория и практика связей с общественностью (2семестр).

Количество академических часов, выделенных на контактную работу с преподавателем составляет 24 часа: лекции – 8 часов, практические занятия - 16 часов. Самостоятельная работа составляет 57 часов. Форма промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом - экзамен (3 семестр).

 

 

3.Содержание и структура дисциплины (модуля)

 

Очная форма обучения

№ п/п

 

 

Наименование тем и/или разделов

 

Объем дисциплины (модуля), час.

Форма
текущего 
контроля успеваемости**, промежуточной аттестации***

 

 

 

 

Всего

 

Контактная работа обучающихся с преподавателем
по видам учебных занятий

СР

 

 

 

 

 

Л/ЭО, ДОТ*

ЛР/ ЭО, ДОТ*

ПЗ/ ЭО, ДОТ*

КСР

 

 

Тема 1

Сущность и отличительные особенности технологий связей с общественность

 

14

2

 

4

 

8

О

Тема 2

Конструирование  имиджа и фирменного стиля

 

16

2

 

6

 

8

О

Тема 3

Социальные ПР-акции

 

20

2

 

8

 

10

Р

Тема 4

Основные этапы развития политических ПР-технологий

22

4

 

8

 

10

О

Промежуточная аттестация

36

 

 

 

 

 

Экз

Всего:

108

10

 

26

 

36

36

 

Очно-заочная форма обучения

№ п/п

 

Наименование тем и/или разделов

 

Объем дисциплины (модуля), час.

Форма
текущего 
контроля успеваемости**, промежуточной аттестации***

 

 

 

Всего

 

Контактная работа обучающихся с преподавателем
по видам учебных занятий

СР

 

 

 

 

 

Л/ЭО, ДОТ*

ЛР/ ЭО, ДОТ*

ПЗ/ ЭО, ДОТ*

КСР

 

 

Тема 1

Сущность и отличительные особенности технологий связей с общественность

 

16

2

 

4

 

10

О

Тема 2

Конструирование  имиджа и фирменного стиля

 

16

2

 

4

 

10

О

Тема 3

Социальные ПР-акции

 

20

2

 

8

 

10

Р

Тема 4

Основные этапы развития политических ПР-технологий

20

2

 

8

 

10

О

Промежуточная аттестация

    36

 

Экз

Всего:

108

8

 

24

 

40

36

 

Заочная форма обучения

№ п/п

 

Наименование тем и/или разделов

 

Объем дисциплины (модуля), час.

Форма
текущего 
контроля успеваемости**, промежуточной аттестации***

 

 

 

Всего

 

Контактная работа обучающихся с преподавателем
по видам учебных занятий

СР

 

 

 

 

 

Л/ЭО, ДОТ*

ЛР/ ЭО, ДОТ*

ПЗ/ ЭО, ДОТ*

КСР

 

 

Тема 1

Сущность и отличительные особенности технологий связей с общественность

 

24

2

 

2

 

20

О

Тема 2

Конструирование  имиджа и фирменного стиля

 

24

2

 

2

 

20

О

Тема 3

Социальные ПР-акции

 

25

 

 

2

 

23

Р

Тема 4

Основные этапы развития политических ПР-технологий

26

 

 

2

 

24

О

Промежуточная аттестация

     9

 

Экз

Всего:

108

4

 

8

 

87

9

 

Используемые сокращения приводятся после таблицы в примечании. 

Примечание:

* – при применении электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в соответствии с учебным планом;

** – разработчик указывает необходимые формы текущего контроля успеваемости: курсовые проекты (КП), курсовые работы (КР), контрольные работы (К), опрос (О), тестирование (Т), коллоквиум (Кол), эссе (Эс), реферат (Реф), диспут (Д) и др.

*** - разработчик указывает необходимые формы промежуточной аттестации: экзамен (Экз), зачет (За), зачет с оценкой (ЗаО).

 

Содержание дисциплины (модуля)

 

Тема 1. Сущность и отличительные особенности технологий  связей с общественность

 

Понятие технология. Особенности проведения технологий связей с общественностью. 

Формирование социальных технологий. Способы формирования технологий связей с общественностью. Практика осуществления коммуникативных социально-технологических сценариев.

 

Тема 2.  Конструирование  имиджа и фирменного стиля

 

Имидж и его природа. Основные социально-психологические составляющие фундамента имиджа: миссия, видение, корпоративная философия. Внешний облик: история-легенда, узнавание, надежность, стабильность. Название  и слоган как важнейшие элементы корпоративной конструкции.

Понятие фирменный стиль. Минимальный состав элементов фирменного стиля: словесный товарный знак, графический товарный знак, цветовая  гамма, фирменный шрифт и фирменный блок. Носители фирменного стиля.

 

Тема 3. Социальные ПР-акции

 

Организация мероприятий в области ПР. Цели мероприятий и основные задачи. Конференции и приемы как способы социальной коммуникации. Презентации и выставки – важнейшее средство укрепления позиций в области связей с общественностью.

 

Тема 4.  Основные этапы развития политических ПР-технологий

 

ПР в политике. Особенности управления политическими ПР-кампаниями.

Основные этапы политического ПР в России. Имидж политиков и как он создается. 

Формирование имиджа страны в мировом общественном мнении. Имидж России в мировом сообществе.

 

4. Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся и фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)

4.1.​Формы и методы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.

4.1.1.​В ходе реализации дисциплины Б1.В.ОД.6Социальные технологии воздействия на целевую аудиторию используются следующие методы текущего контроля успеваемости обучающихся:

 

Тема (раздел)

Методы текущего контроля успеваемости

Тема 1.

Сущность и отличительные особенности технологий  связей с общественность

опрос

Тема 2.

Конструирование  имиджа и фирменного стиля

опрос, кейс

Тема 3.

Социальные ПР-акции

опрос

Тема 4.

Основные этапы развития политических ПР-технологий

опрос, кейс

 

4.1.2.​Промежуточная аттестация проводится в форме: экзамена. Экзамен производится в устной форме и предусматривает ответ обучающегося на вопросы билета. Билет включает два теоретических вопроса, направленных на определение знаниевого уровня, и одно практическое задание, нацеленное на определение способности обучающегося к использованию полученных знаний при решении практических вопросов и на определение сформирование навыков в области связей с общественностью.

 

4.2.​Материалы текущего контроля успеваемости.

Преподаватель оценивает уровень подготовленности обучающихся к занятию по следующим показателям:

-​устные ответы на вопросы преподавателя по теме занятия,

-​выступление с результатами индивидуальной или групповой работы,

-​участие в обсуждении, активность и умение правильно задавать вопросы,

-​количество правильных ответов при тестировании.

Критерии оценивания работы на практическом занятии:

-​степень усвоения понятий и категорий по теме;

-​умение работать с информационными источниками;

-​полнота, системность и аргументированность в изложения материала,

собственной или групповой позиции;

-​самостоятельность работы, наличие собственной обоснованной позиции.

Оценка знаний, умений, навыков проводится на основе бально-рейтинговой системы 70% из 100% (70 баллов из 100).

Опрос на практических занятиях проводится в интерактивной форме, по результатам индивидуальной, парной и/или групповой работы, связанной с анализом документов, различных источников информации, с решением кейс-стади, с проведением фасилитационных сессий. Максимально 40 баллов - вклад по результатам активное на занятиях, выступления, участия в обсуждениях, ответов на вопросы преподавателя в ходе занятия, 30 баллов - по результатам прохождения тестирования.

 

Вопросы для подготовки к опросам:

 

Тема 1. Сущность и отличительные особенности технологий  связей с общественность

 

1. Понятие технология. 
2. Особенности проведения технологий связей с общественностью. 
3. Формирование социальных технологий. 
4. Способы формирования технологий связей с общественностью. 
5. Практика осуществления коммуникативных социально-технологических сценариев.

 

Тема 2.  Конструирование  имиджа и фирменного стиля

 

1. Имидж и его природа. 
2. Основные социально-психологические составляющие фундамента имиджа: миссия, видение, корпоративная философия. 
3. Внешний облик: история-легенда, узнавание, надежность, стабильность. 
4. Название  и слоган как важнейшие элементы корпоративной конструкции.
5. Понятие фирменный стиль. 
6. Минимальный состав элементов фирменного стиля: словесный товарный знак, графический товарный знак, цветовая  гамма, фирменный шрифт и фирменный блок. Носители фирменного стиля.

 

Тема 3. Социальные ПР-акции

 

1. Организация мероприятий в области ПР. 
2. Цели мероприятий и основные задачи. 
3. Конференции и приемы как способы социальной коммуникации. 
4. Презентации и выставки – важнейшее средство укрепления позиций в области связей с общественностью

 

Тема 4.  Основные этапы развития политических ПР-технологий

 

1. ПР в политике. 
2. Особенности управления политическими ПР-кампаниями.
3. Основные этапы политического ПР в России. 
4. Имидж политиков и как он создается. 
5. Формирование имиджа страны в мировом общественном мнении. 
6. Имидж России в мировом сообществе.

 

Типовые кейсы

 

1. Россия хочет привлечь больше иностранных туристов. Ее туристическая индустрия плохо развита, но в стране есть много привлекательных объектов. Среди них – озеро Байкал, Золотое кольцо, Сочи и другие, а также замечательные народные искусства и ремесла.

Задание. Ваше агентство  по связям с общественностью нанято для того, чтобы широко оповестить западный рынок о России как о желанном для туристов месте. 

-Какие ключевые группы публики вы будете пытаться привлечь и как вы будете их сегментировать?

- Какие PR планы и сообщения вы примените? 

-Какие виды СМИ будут наиболее подходящими для ваших целей?

 

2. Правительство России решило привлечь к нашей стране внимание детей из разных государств мира. Для этого принято решение сделать русскую матрешку  такой же популярной детской игрушкой как кукла Барби. Объявлен конкурс на лучший план ПР-кампании «Русская матрешка».

Предложить план ПР-кампании, описать стратегию, тактику. Изложить уникальность ПР-проекта, виды и средства ПР-деятельности.

 

3.Правительство Москвы решило провести долгосрочную городскую ПР-кампанию «Единство равных», направленную на формирование терпимого, дружеского отношения к людям самых разных национальностей, которые проживают и приезжают в российскую столицу.

Разработайте основные  этапы ( в их последовательности) подобной имиджевой кампании, а также цели каждого этапа.

Для каждого этапа виды и средства ПР-деятельности

 

 

4.3. Оценочные средства для промежуточной аттестации.

4.3.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы. Показатели и критерии оценивания компетенций с учетом этапа их формирования

 

Код

компетенции

Наименование

компетенции

Код

этапа освоения компетенции

Наименование этапа освоения компетенции

ПК-12

способностью использовать информационные технологии для решения различных исследовательских и административных задач

ПК-12.2

Способность использовать социальные технологии воздействия на целевую аудиторию и знание основ медиаполитики в современном российском обществе для решения различных исследовательских и административных задач в сфере общественных связей.

 

 

Этап освоения компетенции

 

Показатель

оценивания

Критерий оценивания

 

ПК-12.2 

Способность использовать социальные технологии воздействия на целевую аудиторию и знание основ медиаполитики  в современном российском обществе для решения различных исследовательских и административных задач в сфере общественных связей.

 

 

 

 

Самостоятельно определить, сформулировать, классифицировать и ранжировать исследовательские и административные задачи на различных управленческих уровнях.

Способен на практике применить навыки использования современных информационных технологий для решения различных исследовательских и административных задач.

Самостоятельно определяет, сформулировать, классифицировать и ранжировать исследовательские и административные задачи на различных управленческих уровнях.

Применяет на практике навыки использования современных информационных технологий для решения различных исследовательских и административных задач..

 

4.3.2 Типовые оценочные средства

 

 

Вопросы к экзамену

 

1. Сущность и отличительные особенности социальных технологий
2. Конструирование корпоративного имиджа: миссия, видение, корпоративная философия
3. Фирменный стиль в общем контексте социальных технологий
4. Основные этапы ПР-управления в политической сфере.
5. Цели службы по связям с общественностью в выборных кампаниях. 
6. Пресс-служба в органах власти. 
7. Пресс-релизы, их виды и правила подготовки. 
8. Основы взаимоотношений с прессой при организации связей с общественностью. 
9. Пресс-конференции, их назначение и подготовка к проведению. 
10. Роль и возможности электронных средств массовой информации при осуществлении связей с общественностью. 
11. Презентации, их цели и особенности проведения. 
12. Пресс-кит и его составляющие.
13. Методы проведения конференции, круглого стола, пресс-тура и др. мероприятий с участием журналистов.
14. Спич-райтинг в связях с общественностью.
15. Медиапланирование. Основные понятия.
16. Соотношение понятий «охват», «частота» в медиапланировании. 
17. Смысл и применение понятий Rating, Share, GRP. Методы определения рейтинга и доли аудитории.
18. Стандартные схемы распределения ресурсов в медиапланировании.
19. Стратегия и тактика использования СМИ в publicrelations. 
20. Обзоры материалов СМИ. Контент-анализ. Экспресс-анализ СМИ.
21. Работа с журналистами в связях с общественностью. Медиа досье и его составление.
22. Формы и методы подачи информации для СМИ. Новостная ценность информации и способы ее конструирования.
23. Основные виды PR-документов для СМИ. PR-тексты и журналистские жанры: сравнение.
24. Понятие и особенности социальных ПР-технологий
25. Специфика российской ПР-благотворительности
26. Формы участия ПР-отделов в благотворительной деятельности
27. Основные достоинства благотворительности как ресурса деятельности по ПР.
28. Связи с общественностью на отраслевых выставках.
29. ПР как средство формирования общественного мнения об органах власти. 
30. Реализация ПР в деятельности промышленных предприятий
31. Управление отношениями с общественностью в некоммерческих организациях
32. Стратегическое управление ПР в социальной политике

 

 

Типовые практические задания

        

Задание 1. Коммерческое предприятие реализует благотворительную программу помощи инвалидам, детям больных лейкемией, одиноким пожилым пенсионерам, беременным женщинам . Разработайте программу  по связям с общественностью обеспечивающую необходимое  количество мероприятий для привлечения внимания к этому факту 

 

Задание 2. Боткинская больница г. Москвы участвует в просвещении в области здравоохранения, что является частью ее работы по профилактике. В прошлом больница распространяла листовки о различных заболеваниях и проводила в Центральном округе семинары на темы: как бросить курить, важность физических упражнений, как определить ранние сигналы рака.

Однако новые PR технологии теперь позволяют больнице расширить свой потенциал в медицинском просвещении. Сформулируйте PR предложения о том, как больница могла бы использовать Интернет для распространения информации о защите здоровья среди жителей г. Москвы

 

Задание 3. Российский Совет по зрению – это профессиональная группа представляющая оптическую индустрию. Три центральных группы ее членов – офтальмологи, оптики и оптометристы.

После того, как исследование выявило, что родители не стремятся вести детей на обследование глаз, потому что полагаются на бесплатные осмотры в школе, группа решает запустить программу просвещения потребителей. 

Ваше агенство по СО нанято для проведения  PR-кампании, которая подчеркивала важность ежегодного осмотра глаз у детей. Что бы Вы предложили? Элементы PR-программы включают целевые группы, темы сообщений, время года, стратегии и типы коммуникационных инструментов

 

 

Задание 4. Разработка фирменного стиля - дело дизайнера. Однако задание на разработку выдает PR-специалист. Он же осуществляет и последующий контроль за его выполнением. Лучший вариант - когда PR-специалист собирает фокус-группу из представителей целевых групп, которым фирменный стиль адресован, и составляет вместе с ними креативный бриф - специальный документ, формулирующий представления о желаемом фирменном стиле.

Предложите креативный бриф на создание фирменного стиля Года семьи, проводившегося в России в 2016 г.

 

Шкала оценивания.

Оценка знаний, умений, навыков проводится на основе балльно-рейтинговой системы: 30% из 100% (или 30 баллов из 100) - вклад в итоговую оценку по результатам промежуточной аттестации.

При оценивании ответа обучающегося в ходе промежуточной аттестации можно опираться на следующие критерии:

Баллы

Критерий оценки

 

26-30

Обучающийся показывает высокий уровень компетентности, знания программного материала, учебной, периодической и монографической литературы, законодательства и практики его применения, раскрывает не только основные понятия, но и анализирует их с точки зрения различных авторов. Обучающийся показывает не только высокий уровень теоретических знаний, но и видит междисциплинарные связи. Профессионально, грамотно, последовательно, хорошим языком четко излагает материал, аргументированно формулирует выводы. На вопросы отвечает кратко, аргументировано, уверенно, по существу. Успешно применяет знания для решения практической задачи, апеллирует к авторитетным оценкам и может отстоять собственную позицию.

 

16-25

Обучающийся показывает достаточный уровень компетентности, знания материалов занятий, учебной и методической литературы, законодательства и практики его применения. Уверенно и профессионально, грамотным языком, ясно, четко и понятно излагает состояние и суть вопроса. Обучающийся показывает достаточный уровень профессиональных знаний, свободно оперирует понятиями, методами оценки принятия решений, имеет представление: о междисциплинарных связях, увязывает знания, полученные при изучении различных дисциплин, умеет анализировать практические ситуации, но допускает некоторые погрешности. Ответ построен логично, материал излагается хорошим языком, привлекается информативный и иллюстрированный материал, но при ответе допускает некоторые погрешности. Вопросы и решение практической задачи не вызывают существенных затруднений, но требуют некоторых уточнений.

 

6-15

Обучающийся показывает достаточные знания материалов занятий, но при ответе отсутствует должная связь между анализом, аргументацией и выводами. На поставленные членами комиссии вопросы отвечает неуверенно, допускает погрешности. Обучающийся владеет практическими навыками, привлекает иллюстративный материал, но чувствует себя неуверенно при анализе междисциплинарных связей, решении практической задачи. В ответе не всегда присутствует логика, аргументы привлекаются недостаточно веские. На поставленные вопросы затрудняется с ответами, показывает недостаточно глубокие знания, вызывает сложность применения знаний и навыков при решении практической задачи.

 

0-5

Обучающийся показывает слабые знания материалов занятий, учебной литературы, законодательства и практики его применения, низкий уровень компетентности, неуверенное изложение вопроса. Обучающийся показывает слабый уровень профессиональных знаний, затрудняется при анализе практических ситуаций. Не может привести примеры из реальной практики. Неуверенно и логически непоследовательно излагает материал. Неправильно отвечает на вопросы или затрудняется с ответом, практическое задание не выполнено или выполнено не верно.

 

Шкала перевода из многобалльной системы в традиционную:

-​оценка удовлетворительно выставляется при условии, если обучающийся набрал от 50 до 65 баллов;

-​оценка хорошо выставляется при условии, если обучающийся набрал от 66 до 75 баллов;

-​оценка отлично выставляется при условии, если обучающийся набрал от 76 до 100 баллов.

100 баллов выставляется при условии выполнения всех требований, а также при обязательном проявлении творческого отношения к предмету, умении находить оригинальные, не содержащиеся в учебниках ответы, умении работать с источниками, которые содержатся дополнительной литературе к курсу, умении соединять знания, полученные в данном курсе со знаниями других дисциплин и применять их в решении практических профессиональных задач.

 

4.4. Методические материалы

Процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций проводятся в соответствии Положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации студентов в РАНХиГС (утв. Приказом ректора от 25.01.2012 г. №01-349; изм. от 07.06.2013 г.), Порядке организации и проведения практики студентов, осваивающих в РАНХиГС образовательные программы высшего образования - программы специалитета, программы магистратуры (утв. Приказом ректора от 11.05.2016 г. №01- 2212).

 

5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)

 

Подготовка к занятиям должна носить систематический характер. Это позволит обучающемуся в полном объеме выполнить все требования преподавателя. Обучающимся рекомендуется изучать как основную, так и дополнительную литературу, а также знакомиться с Интернет-источниками (список приведен в рабочей программе по дисциплине).

Подготовка обучающихся к опросу предполагает изучение в соответствии тематикой дисциплины основной/ дополнительной литературы, нормативных документов,

интернет-ресурсов. Обучающему необходимо акцентировать внимание на возможности применения информации для решения практических задач.

Практические занятия проводятся в интерактивной форме, включают индивидуальные и групповые задания. В результате работы над кейсами и практическими заданиями обучающийся должен продемонстрировать способность работы с информацией, применения полученных знаний по изучаемой проблематике, активную позицию, способность работать в группе, отстаивать и аргументировать собственную позицию. В случае групповой работы оценка выставляется каждом члену команды с учетом вклада и общей результативности группы. Результаты оцениваются преподавателем и отражаются в балльно-рейтинговой ведомости.

Контроль самостоятельной работы осуществляется в рамках текущего контроля по темам учебной дисциплины.

Для самостоятельной подготовки к занятиям студентам предлагается изучить следующие темы:

 

1. Понятие и сущность ПР-технологий на информационном рынке. Взаимовыгодные отношения со СМИ. 
2. Информационный повод как способ освещения деятельности государственных организаций и коммерческих структур.
3. Метод «коврового информационного бомбометания» в работе служб по связям с общественностью.
4. Сущность пресс- релизов как важнейшей части взаимодействия кампаний и средств массовой информации.
5. Особенности написания пресс-релизов. Оптимальная структура пресс-релизов.
6. Основные рекомендации по стилистике пресс-релизов. Общие правила оформления пресс-релизов. Типы пресс-релизов.
7. Роль и место пресс-конференций в организации деятельности по связям с общественностью.
8. Подготовка пресс-конференций как решение организационно-технических и творческих вопросов.
9. Основные составные части пресс-конференции: открытие пресс-конференции, вступительное слово, информационные сообщения основных участников, вопросы журналистов, краткое заключительное слово.
10. Тематическое досье – информационный пакет материалов.

 

 

Обучающемуся необходимо использовать возможности внеаудиторной контактной работы с преподавателем. Ознакомиться с материалами к учебным занятиям, передаваемых с помощью информационных и телекоммуникационных технологий: презентационными материалами по дисциплине, дополнительными материалами и заданиями преподавателя к практическим занятиям, размещенных в электронной информационно-образовательной среде Академии.

Преподавателем в процессе консультаций определяются дополнительные формы текущего контроля успеваемости в случае длительного отсутствия на занятиях или недостаточной активности студента (задания в форме тестов, кейсов, написание реферата). Обучающийся имеет право на выполнение дополнительных заданий по согласованию с преподавателем с целью повышения рейтинга по результатам текущего контроля успеваемости.

 

Примерные темы курсовых проектов

 

1. История возникновения и развития связей с общественностью в США. 

2. История возникновения и развития связей с общественностью в Западной Европе. 

3. История возникновения и развития связей с общественностью в современной России.

4. Лоббистская деятельность как основной вид связей с общественностью. 

5. Медиапланирование как основная форма деятельности в связях с общественностью. 

6. Имиджмейкинг как основная форма деятельности в связях с общественностью. 

7. Спичрайтинг как основная форма деятельности в связях с общественностью. 

8. Связи с общественностью в органах государственной власти и местного самоуправления (на конкретном примере). 

9. Связи с общественностью в сфере бизнеса (на конкретном примере). 

10. Основные методы интернет-PR. 

11. Политические PR-технологии (на конкретном примере). 

12. Благотворительность как социальная PR-технология. 

13. Организация и проведение культурно-массового мероприятия как социальная PR-технология. 

14. Социальный PR в сфере культуры. 

15. Фандрайзинг как технология и направление деятельности в связях с общественностью. 

16. Основные формы осуществления паблисити средствами PR. 

17. Спонсорство как инструмент формирования общественного мнения. 

18. Корпоративный праздник как технология внутреннего PR. 

19.Выставочно-ярмарочная деятельность как направление PR-деятельности. 

20. Основные критерии эффективности в PR-деятельности. 

21. Правовые основы связей с общественностью. 

22.Авторские и смежные права в PR-деятельности.

23.Сфера профессиональной компетенции специалиста по  связям   с   общественностью.

24. Профессиональные этические кодексы PR.

25.Организация и проведение PR-кампаний.

26. PR-агентство: структура, цели и задачи. 

27. Служба по связям   с   общественностью  в организации.

28. Оценка эффективности PR-кампании.

29. Место и роль рекламы в PR-деятельности.

30. Правила проведения деловых переговоров в PR-деятельности.

 

 

Методические рекомендации по написанию курсовых проектов:

Курсовой проект является самостоятельной практической работой обучающихся. Он призван определить степень освоения студентом знаний и навыков, полученных им в процессе изучения дисциплины. 

Текст работы должен быть написан в научном стиле. Оформление текста также должно быть выполнено грамотно. Следует избегать пустых пространств и, тем более, страниц. На все таблицы, рисунки и диаграммы делаются ссылки в тексте.

Работа выполняется в формате А4. Шрифт - TimesNewRoman. Основной текст работы набирается 14-м шрифтом через 1,5 интервала, выравнивание по ширине, межбуквенный интервал «Обычный», красная строка 1,25 см. Автоматически расставляются переносы. Поля: верхнее 2,0 см, нижнее 2,0 см, левое 3 см, правое 1 см. Промежутки между абзацами отсутствуют. Введение, главы, заключение, список литературы и приложения форматируются как заголовки первого уровня и начинаются каждый с новой страницы. Подразделы глав с новой страницы не начинаются.

Сноски делаются внизу страницы. Таблицы и рисунки нумеруются отдельно. Номер включает номер главы и номер рисунка/таблицы в данной главе.

Страницы работы должны быть пронумерованы. Нумерация начинается со страницы с оглавлением, на которой ставится цифра «2» и далее - по порядку. Окончание нумерации приходится на последний лист списка литературы. Номер ставится внизу страницы справа. На страницах с приложениями номера не ставятся, и в оглавление они не выносятся. В оглавлении указывается только номер первого листа первого приложения. Объем курсового проекта 20-25 стр.

 

6. Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)

 

6.1. Основная литература

1. Связи с общественностью. Составление документов. Теория и практика: учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2009.
2. Теория и практика связей с общественностью: учебник для вузов. - М.; СПб. [и др.]: Питер, 2012.
3. Фролов С.С. Связи с общественностью в работе фирмы: стратегия, коммуникация, имидж, брендинг: учебник. - М.: ЛИБРОКОМ, 2013. 
4. Шарков Ф.И. Паблик рилейшнз. Учебник. М., Дашков и Ко, 2014.  

 

6.2. Дополнительная литература

1. Борисов Б.Л. Реклама и паблик рилейшнз. Алхимия власти. – М., РИП-Холдинг, 2008.
2. Коммуникационный менеджмент. Этика и культура управления: учебное пособие / Т.Ю. Анопченко [и др.]. - Ростов н/Д: Феникс, 2010.
3. Кондратьев Э.В. Связи с общественностью: учебное пособие для вузов: рекомендовано УМО вузов России/ Кондратьев, Эдуард Викторович, Абрамов, Роман Николаевич. - 3-е издание. - М.: Академический проект, 2005.
4. Управление общественными отношениями. Учебник/ Под общ.ред. Комаровского В.С. – М., РАГС, 2003.
5. Чумиков А.Н. Связи с общественностью. Теория и практика: учебник для студентов вузов: допущено Минобрнауки РФ, МГУ им. М.В. Ломоносова. - 6-е издание. - М.: Дело АНХ, 2010. 
6. Шарков Ф.И. Интегрированные коммуникации. Реклама, паблик рилейшнз, брендинг: учебное пособие: рекомендовано УМО вузов России. - М.: Дашков и К, 2011.

 

 

6.3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы

 

1.​Агапов, В. С. . Социально-психологические детерминанты креативной компетентности студентов :монография / Агапов, Валерий Сергеевич, Давлетова, Рада Уеловна. - М. : Макеев Игорь Вячеславович, 2016. - 163 с.

2.​Модель позиционного обучения студентов [Электронный ресурс]: теоретические основы и методические рекомендации/ И.Б. Шиян [и др.].— Электрон, текстовые данные.— М.: Московский городской педагогический университет, 2012,— 152 с.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru.ezproxy.ranepa.ru:3561/27375.html.— ЭБС «IPRbooks»

3.​Образовательные инновации и практики карьеры :сборник методических материалов и статей / РАНХиГС при Президенте РФ. - М.: Дело, 2015. - 192 с.

4.​Психология адаптации и социальная среда. Современные подходы, проблемы,

перспективы [Электронный ресурс]/ Л.Г. Дикая [и др.].— Электрон, текстовые данные.—​М.:​Пер Сэ,​2007.—​624​с.—​Режим доступа:

http://www.iprbookshop.ru.ezproxy.ranepa.ru:3561/7431 .html.— ЭБС «IPRbooks»

5.​Социально-психологические аспекты формирования культуры самообучающейся организации / А. Я. Николаев [и др ] // Вопросы психологии. - 2014. - № 6. - С. 44-52.

 

6.4. Нормативные правовые документы

 

1.​Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) //Собрании законодательства РФ. - 2014.-№ 31,- ст. 4398.

2.​Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от

03.07.2016)​(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) // Собрание законодательства РФ.-1998,-№31,- ст. 3823.

3.​Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.10.2016) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 5. - ст. 410.

4.​Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001. 195-ФЗ (ред. от 06.07.2016, с изм. от 17.11.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.10.2016)​// Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). - ст. 1.

5.​Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 06.07.2016) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - ст. 2954.

6.​Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 03.07.2016) «О средствах массовой информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016) // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1992. - № 7. - ст. 300.

7.​Федеральный закон от 13.01.1995 № 7-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 3. - ст. 170.

8.​Закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1 (ред. от 08.03.2015) «О государственной тайне» // Собрание законодательства РФ. - 1997. -№ 41.- с. 820-835.

9.​Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства РФ. -2006. - № 31 (1 ч.). - ст. 3448.

10.​Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ (ред. от 08.03.2015, с изм. от 03.07.2016) «О рекламе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2015) // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 12,- ст. 1232.

11.​Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «О связи» // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 28. - ст. 2895.

12.​Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «О коммерческой тайне» // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 32. - ст. 3283.

13.​Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О персональных данных» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2015) // Собрание законодательства РФ. -2006. - № 31 (1 ч.). - ст. 3451.

14.​Федеральный закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «Об архивном деле в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2004. -№ 43. - ст. 4169.

15.​Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ (ред. от 06.04.2015) «О референдуме Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2004. №27.-ст. 2710.

16.​Федеральный закон от 26.11.1996 № 138-ФЗ (ред. от 04.06.2014) «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (вместе с «Временным положением о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления») // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 49. - ст. 5497.

17.​Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ (ред. от 09.03.2016) «О политических партиях» (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.03.2016) // Собрание законодательства РФ. -2001.-№29.-ст. 2950.

18.​Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ (ред. от 02.06.2016) «Об общественных объединениях» // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 21. - ст. 1930.

19.​Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 05.04.2016) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 24. - ст. 2253.

20.​Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № З-ФКЗ (ред. от 03.07.2016) «О чрезвычайном положении» // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 23. - ст. 2277.

21.​Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 № 1-ФКЗ (ред. от 12.03.2014) «О военном положении» // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 5. - ст. 375.

22.​Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ (ред. от 23.06.2016) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»// Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 35. - ст. 3648.

23.​Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «О противодействии терроризму»// Собрание законодательства РФ.-2006. — № 11.-ст. 1146.

24.​Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ (ред. от 23.11.2015) «О противодействии экстремистской деятельности»// Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 30. - ст. 3031.

25.​Федеральный закон от 04.04.2005 № 32-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «Об Общественной палате Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2005. - № 15. - ст. 1277.

26.​Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 1998.-№31. -ст. 3802.

27.​Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 26 (часть I). - ст. 3378.

28.​Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом РФ от 9 сентября 2000 г. № Пр-1895) //Российская газета - 2000. - № 187.

29.​Основы государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности на период до 2020 года (утв. Президентом РФ 24 июля 2013 г., № Пр-1753). Доступ к URL: http://base.garant.ru/182535/

30.​Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 7 февраля 2008 г. № Пр-212) // Российская газета. - 2008. - № 34.

31.​Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 313 (ред. от 21.10.2016) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)»» // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 18 (часть II). - ст. 2159.

 

6.5. Интернет-ресурсы

 

1.​Центральная библиотека образовательных ресурсов. Режим доступа: http://www.ediilib.ru/

2.​Сводный каталог электронных библиотек. Режим доступа: http://www.lib.msu.ru/ioumal/Unilib/main.htm

3.​Базы данных ИНИОН. Режим доступа: http://www.inion.ru/product/db.htm

4.​Библиотека образовательного портала «Экономика, социология, менеджмент». Режим доступа: http://ecsocman.edu.ru/

5.​Библиотека федерального портала «Российское образование». Режим доступа: http://www.edu.rn/

6.​Библиотека учебной и научной литературы русского гуманитарного интернет университета. Режим доступа: http://www.i-u.ru/biblio/default.aspx

7.​Экономический и социальный совет ООН (Язык сайта - английский). Режим

доступа:​http://www.un.org/en/development/index.shtml:​Режим доступа:

http://www.un.org/en/ecosoc/

8.​Библиотека по журналистике (история журналистики, теория и практика, реклама, маркетинг, PR, право, логика, риторика, справочники и словари). Режим доступа: http://www. cvartist.narod.ru/-

9.​Медиакратия:информационно-образовательный портал для медиасообщества. Режим доступа: http://wwwinediacratia.ru/ -

 

7. Материально-техническая база, информационные технологии, программное обеспечение и информационные справочные системы

 

Для проведения занятий по дисциплине необходимо следующее материально-техническое обеспечение: учебные аудитории для проведения занятий семинарского типа,

групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной  аттестации, для самостоятельной работы: читальные залы библиотеки.

Программное обеспечение: MS Office Professional Plus 2016.

Информационные справочные системы: Научная библиотека РАНХиГС. URL: http://lib.ranepa.ru/; Научная электронная библиотека eLibrary.ru. URL: http://elibrary.ru/defaultx.asp; Национальная электронная библиотека. URL: www.nns.ru; Российская государственная библиотека. URL: www.rsl.ru; Российская национальная библиотека. URL:​www.nnir.ru; Электронная библиотека Grebennikon. URL: http://grebennikon.ru/; Электронно-библиотечная система Издательства ЮРАЙТ. URL: http://e.lanbook.com; Электронно-библиотечная система ЮРАИТ. URL: http://www.biblio- online.ru/.

 

 

 

 

 

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован