5 августа Государственной Думой принят окончательный вариант закона "О монетизации социальных льгот". И в редакцию продолжают поступать просьбы подробнее рассказать о нем. Депутат Государственной Думы Виталий Шуба возглавлял рабочую группу, которая рассматривала предложения и поправки, поступившие от регионов, общественных и профсоюзных организаций. Виталий Шуба считает, что новый закон предусмотрел все. А главное, что льготники не пострадают. Фактически льготы остаются, только в денежном эквиваленте. Кроме того, денежные выплаты будут постоянно расти.
В.Шуба: Мы внимательно выслушали предложения большинства населения Российской Федерации. Население не согласно в полном объеме перейти на денежные компенсации взамен льгот. Хотя если спросить, как исполняются законы сегодня, все говорят плохо. Вместе с тем, видимо, действует принцип - лучше птица в руках, чем она в небе. Когда есть право воспользоваться льготой, но ее не предоставляют, у тебя хоть сохраняется право и, надежда на то, что ее когда-то предоставят. Здесь можно сказать, что тебе сегодня отдали деньги, ты можешь сам воспользоваться этой суммой и распорядиться как ты желаешь. Мы приняли следующее решение. Частично оставить натуральные льготы. Сегодня это называется социальный пакет. Самые серьезные, самые болезненные льготы. Это льготы, связанные с лекарственным обеспечением, санаторно-курортным лечением, проезд к месту лечения и обратно. Это льготы по оплате жилья и коммунальных услуг. Это на следующий год закрепляется как натуральная льгота. Только изменится название - социальный пакет. 2005 год - это обязательный год, когда сохраняется социальный пакет. До 1 октября 2005 года граждане, которые имеют право на его получение, принимают для себя решение: или дальше иметь социальный пакет, или получить денежную компенсацию. Время покажет, насколько эффективен переход на денежные компенсации взамен натуральных льгот. Часть натуральных льгот сохраняется, это самые серьезные, самые востребованные льготы. При этом очень резко возрастает финансирование льгот на федеральном уровне, в несколько раз. Если мы в нынешнем году заложили около 30 миллиардов рублей, в следующем году на исполнение федеральных законов мы закладываем денежных компенсаций с учетом социального пакета более 170 миллиардов рублей. Сегодня есть несколько десятков категорий льготников, которые попадают под действие закона "О ветеранах". И финансирование идет по видам льгот. Несколько льгот финансирует федеральный бюджет, несколько - региональный бюджет. А на муниципальном образовании никакой ответственности нет за исполнение федерального закона. Вместе с тем явочным порядком муниципальные образования исполняют ряд льгот, которые должны исполнять регионы. Допустим, предоставление бесплатного проезда для определенной категории льготников. Есть серьезные изменения в финансировании льгот для военнослужащих, работников правоохранительных органов, работников таможенных органов, судов, прокуратуры и так далее. Сегодня эти категории наших граждан имеют серьезные льготы, которые по факту всегда финансировали местные региональные бюджеты, чего они делать не должны. Допустим, есть в законе норма. Органы местного самоуправления обязаны предоставить прокурору, который приступил к своей работе в данной местности, квартиру. И при этом федеральный бюджет обязан возместить сумму средств, которая была уплачена на постройку или на покупку квартиры. Никогда ни одного рубля не поступало. Я не помню. Предусматривается выделение 31 миллиарда рублей, которые пойдут на финансирование тех натуральных льгот, которые имеет эта категория граждан. Вот этот 31 миллиард рублей придет в регионы. Спросите сегодня у работников транспортных предприятий. Они скажут, что не менее 50% пассажиров у них являются льготниками. Это работники таможни, судов, прокуратуры, депутаты, помощники депутатов, ветераны, инвалиды и так далее. На мой взгляд, одна из причин развала жилищно-коммунального хозяйства и общественного транспорта заключаются в том, что были натуральные льготы. Мы заканчиваем с этой практикой и говорим всем, что та сумма средств, которая направлялась на дотации автотранспортных предприятий, теперь забирается у автотранспортных предприятий и передается гражданам, чтобы они оплатили свой проезд. То есть нужно только прекратить датировать, а деньги передать гражданам. И вот когда депутаты Законодательного собрания будут принимать соответствующие законы по той категории льготников, которые должны финансироваться из регионального бюджета, мы должны из этого исходить. Федеральный бюджет своих льготников оплатит. Вопрос о военных пенсионерах. Есть довольно серьезная проблема. Сегодня они имеют льготу по оплате земельного налога и налога на имущество. С нынешнего года эти налоги являются доходами субъекта Российской Федерации. Федеральный законодатель дал льготу, а ее фактически оплачивает региональный бюджет. Региональный бюджет оплачивать не будет, потому что выдается соответствующая денежная компенсация военным пенсионерам. И они будут оплачивать налог, который станет доходом субъекта Российской Федерации. Идет перераспределение и доходов и расходных полномочий. И вот в требованиях профсоюзов звучало: восстановить государственные гарантии для лиц, работающих и проживающих в условиях крайнего севера и на местностях, приравненных к районам крайнего севера. На сегодня должен сказать, что все государственные гарантии сохраняются. Сохраняется и районирование. Мы приняли решение, касаемое северных территорий - работодатели, все органы власти обязаны устанавливать районные коэффициенты, которые должны быть не ниже установленных или определенных федеральным правительством. То есть сохранить ситуацию сегодняшнего дня. Мы восстановили количество дополнительных дней, которые положены северянам, когда они уходят в очередной отпуск. Мы сохранили финансирование для наших детей, которые проживают в условиях севера по проезду к месту оздоровления и обратно. Впервые со следующего года начнет работать такая норма, как оплата проезда к месту отдыха или лечения неработающего гражданина или пенсионера. Раз в два года пенсионер может воспользоваться своим законным правом, которое закреплено в законе, и выехать за пределы, в данном случае Иркутской области, куда он пожелает и государство оплатит ему расходы, связанные с проездом. Больше того, оно будет авансировать этот проезд. Определен источник. Это средства пенсионного фонда. Поверьте, ничего не стало хуже. Стало только лучше. То есть, мы четко расписали права и обязанности, резко увеличиваем финансовую поддержку нашего населения с федерального уровня. При этом государство не должно снимать с себя ответственности, потому что оно имеет обязательства перед всеми гражданами Российской Федерации, в том числе должно отслеживать, насколько эффективно работает местная и региональная власть. Если это необходимо, конечно. И оказывать соответствующую финансовую поддержку.
радио ИГТРК
19.08.2004
http://www.vshuba.ru/asp/qa.asp?noparma=ziwk&gid=155.2