Радиоуправляемый авиамоделизм в сфере дополнительного образования занимает инженерно-техническую нишу творческого развития детей и в нашей хабаровской 68 школе имеет два вектора направленного действия.
Первое, Федеральный Государственный образовательный стандарт на базе кадетского 5-А класса авиационной направленности, три группы, по одному часу на каждую, в неделю.
Второе, совместная организация ведения учебного процесса освоения радиоуправляемого авиамоделизма по Договору с городским Детско-юношеским центром «Техноспектр», две группы, по 6 часов на каждую, в неделю.
ФГОС. На базе 5-А класса создан кадетский класс авиационного направления с изучением в системе дополнительного образования строевой подготовки, хореографии, музыки и радиоуправляемого авиамоделизма. По желанию родителей детям пошили сине-голубую военную форму для обязательного повседневного пользования.
Особенность обучения заключается в конвейерном типе получения информации, знаний, умений, навыков и компетенций. Курсанты поделены на три группы, например, первая группа,идёт на занятия по хореографии, вторая группа на музыкальные шумовые барабаны и третья группа осваивает радиоуправляемый авиамоделизм. Потом назначенные командиры групп ведут своих подчинённых для смены рода занятий.
Весь курс обучения рассчитан на пять лет, пять курсов, и, в девятом классе на пятом курсе, каждый представит свой проект по выбранному направлению, оценка за который пойдёт в диплом о получении основного общего образования за 9 классов.
Кадетский класс насчитывает 32 курсанта, из них 21 мальчик и 11 девочек. Первый курс, а это пятый класс, имеет свою отличительную особенность. Здесь курсанты изучают историю авиамоделизма в России, черчение, принципиальные и монтажные электрические схемы, ещё необходимые инструменты и приспособления для организации рабочего места, выполняют практические задания по выпиливанию деталей по чертежу ручным лобзиком, получают первичные навыки работы с электрическим паяльником и припоем.
Прежде чем приступить к созданию своей радиоуправляемой авиамодели, курсанты в обязательном порядке должны освоить первичные навыки таких профессий, как инженер-конструктор, инженер-технолог, чертёжник, столяр, слесарь, токарь, электромонтажник и радиомонтажник.
Идея выбора своей модели заключается в пропаганде авиации СССР, ковавших победу нашего народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Предлагаются радиоуправляемые авиамодели самолётов Як-1, Як-3, Як-9, Ил-2, Пе-2, Ла-5, то есть, те, проще говоря, где есть пропеллер.
Особое внимание при работе с курсантами будет уделяться освоению таких предметов, как математика, физика, черчение, изобразительное искусство, технология, история. Не обойдут вниманием и шахматы.
По состоянию на май 2020 года все курсанты успешно сдали зачёты по истории авиамоделизма в России, черчению, чтению принципиальных электрических схем и выпиливанию деталей ручным лобзиком.
Начало нового учебного года планируется ознаменовать ещё одним кадетским 5 классом.Набор идёт с апреля 2020 года, где учитываются показатели в учёбе и физической подготовке.
Среди всех курсантов выделяются в лучшую сторону, при этом активно проявляют творческую инициативу, самостоятельно находят технические решения Лопатин Максим, Агапов Руслан, Рындин Сергей, Скалозуб Максим, Грицков Александр, Заикин Тимофей, Филин Никита, Волошин Егор.Они также ещё и дополнительно посещают занятия в клубе «Техноспектр».
Техноспектр. Эту категорию представляют обучающие дети нашей школы от 1 по 11 классы. Если говорить кратко, то сюда приходят те школьники, кто желает в будущем своё профессиональное самоопределение посвятить инженерной профессии.
Для осуществления этих целей организованы две группы по 36 человек. Занятия проходят как в будние дни, так и в воскресенье с 10.00 до 14.00.
В отличие от кадетской пятилетки, рабочая программа техноспектровского имеет ускоренный курс и, состоит из двух частей. Первая часть, 34 часа, до февраля, полностью повторяет весь первый курс занятий курсантов кадетского класса, а вот вторая часть, 34 часа, до 12 июня, полностью посвящена проектной деятельности изготовления изделия, написания Пояснительной записки и создания презентации.
Первый пробный шар был удачным. Ученик 8-В класса Гундоров Кирилл сделал свой индивидуальный итоговый проект «Як-3: прадедовский истребитель Великой Победы». Почему он выбрал истребитель Як-3. Дело в том, что его прадед был связистом в том авиационном полку, куда впервые в июне 1944 года прибыли истребители Як-3 и сразу приняли участие в стратегической военной наступательной Львовско-Сандомирской операции, которая вошла в символические Десять сталинских ударов. Также на этих истребителях воевали французские военные лётчики авиационного полка «Нормандия – Неман». Ещё, на въезде в Можайск этому самолёту установлен памятник.
Те, кто будет выбирать Як-1, должны знать, что на этом самолёте воевал Алексей Мересьев, выпускник аэроклуба города Комсомольск-наАмуре, это о нём писатель Борис Полевой написал знаменитую «Повесть о настоящем человеке».
Изделие Як-3 было изготовлено при содействии и использовании материально-технической базы рекламно-конструкторского агентства «БУМ». Туда, по Договору, был направлен ГундоровКирилл, там он прошёл обучение выполнения чертежей на компьютере, потом с помощью станка лазерной резки из фанеры сделал детали истребителя и собрал каркас. Далее, установил электродвигатель, пропеллер, регулятор оборотов, рулевые тяги и батарею питания.
Все эти комплектующие были приобретены на сайте СпортХобби, магазин радиоуправляемых авиамоделей во Владивостоке.
С помощью компьютерного дизайна распечатал самоклеющуюся плёнку под «камуфляж» и обтянул ею каркас истребителя, установил шасси.
Расчёт себестоимости изготовления изделия составил 11847 рублей. Таким образом, получилась радиоуправляемая авиамодель истребителя Як-3.
Совместно с курсантами кадетского класса провели первые пробные испытания – пробег и руление по взлётно-посадочной полосе без отрываот неё.
На всех занятиях проявляют активность, инициативу и творчество Гундоров Кирилл (8-В класс), Туркин Матвей (8-В класс), Семёнов Никита (8-В класс), Воронцов Антон (8-В класс), Лопатин Максим (5-А класс), Бобырь Даниил (4-Б класс), Туркин Артём (5-Д класс), Рындин Сергей (5-А класс), Грицков Александр (5-А класс), Грищенков Виктор (6-Г класс), ОконечниковДоминик (6-Г класс), Лавринайтис Олег (6-Г класс), Наконечный Роман (6-Б класс).
Есть ещё одна особенность, наше ноу-хау, семейная группа, где занятия посещают старший и младший ребёнок в семье, такое вот наставничество: Мокшин Арсений (7-Г класс) и Мокшин Никита (2-Б класс), Туркин Матвей (8-В класс) и Туркин Артём (5-Д класс), Екимов Степан (9-Г класс) и Екимов Михаил (2-Б класс), Никитин Владислав (7-В класс) и Никитин Артём (1-Е класс), Столяренко Артём (9-А класс) и Столяренко Андрей (4-А класс), Филимонова Антонина (6-Б класс) и Филимонов Алексей (1-Е класс), Шульга Антонина (6-Б класс) и Шульга Савелий (2-А класс).
Необходимо использовать все формы и методы, чтобы дети получили своё развитие в том направлении, где в одно целое сходятся все предметы обучения, называется межпредметныесвязи.
Себестоимость. Заниматься радиоуправляемым авиамоделизмом не есть дешёвый интерес. По скромным подсчётам, чтобы поднять в небо самую простую радиоуправляемую авиамодель «Каспер», сегодня необходимо потратить 9120 рублей. Почти МРОТ, минимальный размер оплаты труда, в месяц. Деньги большие.
Что касается нашей школы. За весь процесс обучения и материал первой радиоуправляемой авиамодели Як-3, которую сделал Кирилл Гундоров, оплатила 68 школа, 11847 рублей.
Все занятия в нашей 68 школе по теоретической подготовке и освоение первичных практических навыков профессий инженер-конструктор, инженер-технолог, чертёжник, столяр, слесарь, токарь, радиомонтажник, электромонтажник для всех детей проводятся бесплатно.
А вот, что касается изготовления своей радиоуправляемой авиамодели, то здесь будут затраты из семейного бюджета.
Есть ли варианты окупаемости? Да, есть. Например, победы в соревнованиях, или продажа авиамоделей на демонстрационных специализированных выставках технического творчества.
Проекты. Для детей обязательным будет участие в проектной деятельности, а в будущем и в различной соревновательной практике под эгидой ДЮЦ «Техноспектр».
По состоянию на май 2020 года 68 школа заявила проект Кирилла Гундорова «Як-3: прадедовский истребитель Великой Победы» на конференцию «Шаг в науку» и конкурс социально-экономических проектов «Хабаровск. Наш!».Пожелаем удачи!
Вывод. Для тех, кто желает, покорят вершины технического творчества, занятия в секции радиоуправляемого авиамоделизма хабаровской 68 школы и есть та, открытая дверь, куда должны войти обязательно!
10 мая 2020 года.