Интересно, что Рафаил Диваев родился за неделю до главного праздника стражей порядка - Дня милиции. Обычно рассказ о человеке в погонах, отдавшем жизнь сохранению правопорядка, журналисты стремятся опубликовать накануне праздничной даты. Мы же рассказываем о генерал-лейтенанте Диваеве сегодня, поскольку теперь его имя станет частью истории башкирской милиции, какую бы Рафаил Узбекович не получил должность "на гражданке".
"Служебных разочарований не испытывал"
Как-то мы спросили у генерала Диваева, за что он поднимает бокал в свой профессиональный праздник.
- Я всегда об этом говорил, милиция, прежде всего, служит народу. Мы всегда были и будем вместе с населением, наша задача помогать людям. Вот за это я непременно выпью.
На посту главного башкирского милиционера г-н Диваев пережил многое. В свое время министр стал мишенью для компрометирующих и очерняющих публикаций.
- Это длилось три с половиной года, - с горечью рассказывал Диваев. - Но все, что излагалось в ангажированных СМИ, оказалось ложью. У меня такое ощущение, что даже те, кто писали эти статьи, сами не верили в то, что излагали. Главное в этих публикациях было - создать шум.
Наш бестактный вопрос о том, как отразилась целенаправленная компрометирующая кампания на Диваеве как на человеке и на его близких, заставил надолго замолчать генерала. После паузы он сказал:
- Конечно, я ведь живое существо и переживал, когда мое имя смешивали с грязью. Но мои близкие, сослуживцы и друзья перенесли наветы достойно, ни личных, ни служебных разочарований я не испытал.
Рафаил Диваев раньше других начальников милицейских ведомств в регионах понял, что милиции необходимо объединяться с общественными и религиозными структурами, чтобы суметь сбить рост преступности. Общественный совет при МВД по РБ, куда вошли правозащитники, священнослужители и журналисты был создан задолго до того, как подобные организации родились в стране. Борцы за права человека признаются, что как только появилось общественное объединение, и со стражами порядка наладился диалог, им стало намного проще работать.
Как-то, на одном из заседаний директор центра защиты прав человека общественного фонда "Международный стандарт" Константин Потнин поинтересовался у г-на Диваева, существует ли правовой механизм для привлечения к ответственности водителей, которые заезжают на тротуар, или "разворачивают" газоны. Генерал тогда ответил:
- То, что у нас называют стукачеством, на Западе называется менталитет. Там люди не считают чем-то зазорным сообщать в правоохранительные органы о нарушениях и преступлениях. На каждом углу есть телефон и сразу после звонка человека в полицию, приезжает наряд. Наш народ тоже нужно приучать к гражданской ответственности. Тем более, если речь идет о бытовых условиях, где проживают жители города.
На удивление, защитник прав человека, который, казалось бы, должен ненавидеть институт "стукачества", согласился с Диваевым: "Если народ будет ответственным, наглецов станет меньше".
Министр заметил, что сознание граждан так просто не переделаешь, и рассказал забавный случай:
- Помню, мы были в Баварии и водитель автобуса, который нас вез, случайно заехал на 50 сантиметров на бордюр. К нему подошел пожилой немец и в течение 15 минут читал нотацию, а тот послушно выслушивал. Когда мы поторопили нашего шофера, он сказал, что не может просто так уехать, потому что гражданин тут же позвонит в полицию, и нарушителя лишат прав.
По словам Рафаила Узбековича, справедливое общество возможно только там, где люди уважают друг друга. Он вспомнил, что когда член общественного совета глава совета ветеранов войны, труда и правоохранительных органов Марат Муллагалямов был председателем горисполкома в Стерлитамаке, он ввел особые условия для городских водителей - пропускать на зебре пешеходов.
- Я тогда пацаном был, когда это новшество заработало, - вспоминал министр. - Ведь прошло столько лет, а в Стерлитамаке это негласное правило действует до сих пор.
Слуга царю, отец солдатам
В далеком 1998 году автор этих строк опубликовал статью о генерале Диваеве, заголовок которой звучал, как "Генерал намерен полностью искоренить преступность".
- Преступность полностью искоренить невозможно, - пенял позже Рафаил Узбекович недалекому корреспонденту. - Во все времена и при любом общественном устройстве будут существовать маргиналы, способные совершать зло. Другое дело, что можно контролировать таких людей и заставить их опасаться сотрудников милиции.
У Рафаила Диваева с успехом это получалось.
- Легче упредить преступление, - учил он своих сотрудников.
Чего только стоила акция "Здравствуйте, я ваш участковый", когда каждый житель Башкирии узнал в лицо своего участкового оперуполномоченного.
Про таких генералов как Диваев говорят: "Слуга - царю, отец - солдатам". Для него очень важно было знать, что подчиненные ни в чем не нуждаются, он выбивал деньги на улучшение жилищных условий рядовым милиционерам, на техническое оснащение и автотранспорт и в итоге проверяющие, прибывающие в Башкирию, уезжали ошарашенные: "Хорошо живете!".
По инициативе генерала в башкирском МВД создан Фонд социальной помощи милиции, куда ежегодно 22,5 тысячи сотрудников добровольно перечисляют свой двухдневный заработок.
- За год мы собираем от 3,5 до 4 миллионов рублей, - объяснял он. - Именно на эти средства мы поддерживаем нуждающихся, покупаем лекарства ветеранам, помогаем детям и женам бойцов, погибшим в Чечне и на мирной службе.
Этот дух взаимопомощи всегда помогал служить башкирским милиционерам. В 2007 году сотрудники МВД собрали 1,3 млн. рублей личных пожертвований, чтобы вручить эти деньги семьям 41-летнего участкового Стерлитамакского ОВД Гаяза Сагидуллина и 29-летнего прапорщика милиции Алмаза Шамсутдинова, расстрелянных террористами. Кроме того, милиционеры вручили средства и семье погибшего вместе со стражами порядка Мухамета Ишмухаметова из деревни Южной.
- Этот человек помогал милиции, и наши сотрудники посчитали долгом чести поддержать и его семью, - говорил генерал-лейтенант.
"Чем выше должность - тем меньше срок"
Генерал Диваев - очень сдержанный и невозмутимый человек, способный принимать волевые и жесткие решения.
Например, за несколько дней до проведения в столице Башкирии Госсовета, Рафаил Узбекович весьма твердо заявил правозащитникам, что им придется "свернуть политическую деятельность".
- Никаких митингов не будет, - заявил генерал.
А когда башкирские парламентарии поинтересовались у министра, почему иномарки, купленные не в автосалонах Башкирии, необходимо регистрировать в республиканской Госавтоинспекции, независимо от того, в каком районе республики живет владелец, тот ответил просто: "городским и районным отделам я не доверяю".
- Слишком много идет в республику "темных", краденых машин, и обеспечить их профессиональное выявление можно лишь в республиканской Госавтоинспекции, где есть специально подготовленные люди и техника, - объяснил Диваев.
Не стеснялся генерал и в выражениях, когда речь шла об интересах страны. Он считает, что коррупция, наносящая огромный вред обществу, труднее всего поддается выявлению.
- Чем выше должность, тем меньше срок, - констатировал генерал-лейтенант. - Суды крайне снисходительно относятся к высокопоставленным преступникам. Что и понятно, чем больший пост человек занимает, тем больше у него возможности пользоваться связями и своим положением.
Рафаил Диваев не давал поблажек и своим подчиненным. Например, когда кто-то из сотрудников пожаловался, что бороться с распространением наркотиков мешает несовершенство законодательства, он отреагировал весьма эмоционально.
- Закон есть закон, и его нужно исполнять, - горячо заявил министр. - И нужно действовать согласно закону. Желание снести цыганские дома или чью-то голову - до добра не доведет. Нужно действовать масштабно и последовательно. Понимаю, что цыгане строят свои хоромы не на трудовые доходы, я еще не видел ни одного цыгана с лопатой. Но любое преступление требуется доказать. А для этого нужна кропотливая работа.
Рафаил Диваев часто устраивал своим подчиненным неожиданные проверки, практикуя внезапные приезды в территориальные управления и отделы внутренних дел. Дату и время инспекции, естественно, не знал никто, кроме ревизора в генеральских погонах.
В частности, в Калининском РУВД Уфы министр неожиданно зашел в дежурную часть и обнаружил в оружейной нечищенное оружие. За недосмотр поплатился начальник дежурной части Михаил Маланьин. Старшего лейтенанта милиции приказом руководства понизили в должности до начальника сменной части. После этого случая во всех РУВД оружие начищали до блеска.
- Иногда в милицию попадают недостойные люди, но мы расстаемся с ними незамедлительно, - сетовал министр. - Причем, независимо от степени тяжести проступка. Если, например, милиционер не принимает у граждан заявления, пусть даже о незначительной материальной потере, он нарушает их права, а это должностное преступление. Нам налогоплательщики деньги платят, чтобы мы охраняли их имущество. Поэтому, по моему мнению, каждый милиционер, укрывший преступление - сам преступник. Это я вам могу ответственно заявить как генерал, и как человек.
На вопрос "МКС", не бегут ли люди из милиции от такой бескомпромиссной борьбы, Рафаил Диваев безапелляционно ответил: "Пусть бегут те, кто нарушает закон".
Службу Рафаил Диваев начинал в погранвойсках в Таджикистане. С тех времен у генерала сохранилась любовь к сторожевым собакам. Даже когда Рафаилу Узбековичу подарили щенка немецкой овчарки, он назвал его Акбаром - в честь пса, с которым охранял границу в 1969 году.
21.10.2008
www.mkset.ru