22 марта 2006
1413

Раис Шайхелисламов: Информатизация и переход к применению современных информационных технологий - приоритетные направления развития образования

Информатизация и переход к применению современных информационных технологий - приоритетные направления развития образования, - заявил сегодня министр образования и науки РТ Раис Шайхелисламов на республиканской научно-практической конференции "Информатизация образования в РТ: опыт, проблемы, перспективы".

В докладе "Состояние и перспективы развития информатизации образования в РТ" он отметил, что на протяжении последних пяти лет в республике огромное внимание уделяется проблеме повышения уровня оснащения учебных заведений вычислительной техникой. Так, по распоряжению Правительства Республики Татарстан в 2001 году были выделены средства на приобретение 9000 компьютеров для общеобразовательных школ на сумму 350 млн. руб. В рамках Федеральной целевой программы "Дети России" была осуществлена поставка комплектов компьютерного оборудования, на общую сумму 175,1 млн. рублей, в том числе финансирование из средств федерального и республиканского бюджетов составило 88 и 87,1 млн. рублей соответственно.

По словам министра, сейчас в образовательных учреждениях Татарстана средняя комплектация компьютерного класса составляет 10 машин, причем на один компьютер приходится 23 учащихся. Вместе с тем, в ряде регионов республики - Лениногорск, Нижнекамск, Набережные Челны, уровень оснащенности компьютерами средних образовательных учреждений остается довольно низким - около 30 учащихся на один компьютер. Раис Шайхелисламов сообщил, что по-прежнему актуальной остается проблема обновления компьютерного парка учреждений образования, около 40% которого являются морально устаревшими, а 77% имеют износ более 80%.

Раис Шайхелисламов заметил, что в прошлом году по распоряжению Кабинета Министров РТ на приобретение компьютерного и специального учебного оборудования для детей с ограниченными возможностями и обучение педагогов основам работы на технике было выделено 8,5 млн.рублей. Комплекты компьютерного и цифрового оборудования, каждый из которых включает в себя 7 портативных компьютеров, веб-камеру, сканер, графический планшет, цифровую фотокамеру, были поставлены в 11 школ-интернатов республики. В текущем году планируется продолжить работу по техническому оснащению остальных учреждений, где проходят обучение дети-инвалиды. В рамках приоритетного национального проекта "Образование" планируется предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации средств федерального бюджета в форме субсидий на приобретение комплектов компьютерного оборудования для общеобразовательных учреждений.

Министр сообщил, что в течение двух лет в республике ведутся работы по подключению образовательных учреждений к сети Интернет в рамках Федеральной целевой программы "Развитие единой образовательной информационной среды в 2001-2005 годы" (количество подключаемых учреждений - 1306) и Республиканского проекта "Подключение образовательных учреждений Республики Татарстан к сети Интернет в 2005 году" (количество подключаемых учреждений - 500). Общий объем финансирования указанных работ в рамках программы составил 38,8 млн. рублей (из них 50% - за счет федерального бюджета, 50% - за счет бюджета Республики Татарстан), в рамках проекта - 9,3 млн. рублей. Дополнительно из средств республиканского бюджета в 2005 году была произведена оплата услуг, предоставляемых операторами связи образовательным учреждениям для осуществления возможности работы в сети Интернет, в размере около 11 млн. руб. Таким образом, при поддержке Министерства информатизации и связи РТ, ООО "Таттелеком" и Казанского государственного университета создана сеть Интранет с подключением к ней 1806 учреждений образования, создан ресурсный центр, на базе которого разработана система мер защиты обучающихся от возможных негативных последствий бесконтрольного использования информационных ресурсов сети Интернет. Вместе с тем, приходится констатировать низкую "производительность" созданной сети. Прежде всего, это связано с недостаточной скоростью передачи данных, увеличение которой невозможно в рамках существующей технологии Dial-Up, - по этой технологии подключены к сети практически все сельские учреждения образования республики.

По словам Раиса Шайхелисламова, несмотря на то, что в республике были созданы определенные предпосылки для образования единой информационной образовательной среды, нерешенными остаются следующие задачи: увеличение скорости передачи данных по сети, подключение к Интернет 6 училищ, 148 общеобразовательных школ (59 - средних, 89 - основных), разработка и реализация мер по популяризации образовательного портала в мировом образовательном пространстве.

В 2005 году принят к реализации новый проект по созданию на базе ТГГПУ Информационно-образовательной системы (ИОС) РТ. Курировать данный проект поручено двум министерствам: Министерству информатизации и связи РТ и Министерству образования и науки РТ. На основе ИОС РТ планируется на первом этапе формирование татароязычных ресурсов и средств поддержки татарского языка в информационных технологиях, а конечной целью выполнения работ является организация дистанционной подготовки специалистов в приоритетных для социально-экономической сферы РТ направлениях и оказание информационной и гуманитарно-образовательной поддержки татарской диаспоре.

Ректор Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета Зямиль Нигматов сказал в интервью журналистам, что хотя в российских образовательных учреждениях уровень информатизации поставлен еще не на тот уровень, что в Италии и Франции, но отрадно, что в России сейчас на это стали обращать очень большое внимание. Если мы хотим быть в обойме современных университетов, необходимо переходить к новейшим информационным технологиям, - отметил он. По его словам, этот вопрос вызывает большое понимание у Президента РТ, благодаря которому обеспечены Интернетом практически все школы.

Зямиль Нигматов подчеркнул, что педагогические вузы должны обучать студентов информационно-коммуникационным технологиям, они должны уметь составлять программы по каждому разделу учебного предмета - на это выделено 400 часов учебного времени.

22.03.2006

www.mcrt.ru

intertat.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован