Информатизация и переход к применению современных информационных технологий - приоритетные направления развития образования, - заявил сегодня министр образования и науки РТ Раис Шайхелисламов на республиканской научно-практической конференции "Информатизация образования в РТ: опыт, проблемы, перспективы".
В докладе "Состояние и перспективы развития информатизации образования в РТ" он отметил, что на протяжении последних пяти лет в республике огромное внимание уделяется проблеме повышения уровня оснащения учебных заведений вычислительной техникой. Так, по распоряжению Правительства Республики Татарстан в 2001 году были выделены средства на приобретение 9000 компьютеров для общеобразовательных школ на сумму 350 млн. руб. В рамках Федеральной целевой программы "Дети России" была осуществлена поставка комплектов компьютерного оборудования, на общую сумму 175,1 млн. рублей, в том числе финансирование из средств федерального и республиканского бюджетов составило 88 и 87,1 млн. рублей соответственно.
По словам министра, сейчас в образовательных учреждениях Татарстана средняя комплектация компьютерного класса составляет 10 машин, причем на один компьютер приходится 23 учащихся. Вместе с тем, в ряде регионов республики - Лениногорск, Нижнекамск, Набережные Челны, уровень оснащенности компьютерами средних образовательных учреждений остается довольно низким - около 30 учащихся на один компьютер. Раис Шайхелисламов сообщил, что по-прежнему актуальной остается проблема обновления компьютерного парка учреждений образования, около 40% которого являются морально устаревшими, а 77% имеют износ более 80%.
Раис Шайхелисламов заметил, что в прошлом году по распоряжению Кабинета Министров РТ на приобретение компьютерного и специального учебного оборудования для детей с ограниченными возможностями и обучение педагогов основам работы на технике было выделено 8,5 млн.рублей. Комплекты компьютерного и цифрового оборудования, каждый из которых включает в себя 7 портативных компьютеров, веб-камеру, сканер, графический планшет, цифровую фотокамеру, были поставлены в 11 школ-интернатов республики. В текущем году планируется продолжить работу по техническому оснащению остальных учреждений, где проходят обучение дети-инвалиды. В рамках приоритетного национального проекта "Образование" планируется предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации средств федерального бюджета в форме субсидий на приобретение комплектов компьютерного оборудования для общеобразовательных учреждений.
Министр сообщил, что в течение двух лет в республике ведутся работы по подключению образовательных учреждений к сети Интернет в рамках Федеральной целевой программы "Развитие единой образовательной информационной среды в 2001-2005 годы" (количество подключаемых учреждений - 1306) и Республиканского проекта "Подключение образовательных учреждений Республики Татарстан к сети Интернет в 2005 году" (количество подключаемых учреждений - 500). Общий объем финансирования указанных работ в рамках программы составил 38,8 млн. рублей (из них 50% - за счет федерального бюджета, 50% - за счет бюджета Республики Татарстан), в рамках проекта - 9,3 млн. рублей. Дополнительно из средств республиканского бюджета в 2005 году была произведена оплата услуг, предоставляемых операторами связи образовательным учреждениям для осуществления возможности работы в сети Интернет, в размере около 11 млн. руб. Таким образом, при поддержке Министерства информатизации и связи РТ, ООО "Таттелеком" и Казанского государственного университета создана сеть Интранет с подключением к ней 1806 учреждений образования, создан ресурсный центр, на базе которого разработана система мер защиты обучающихся от возможных негативных последствий бесконтрольного использования информационных ресурсов сети Интернет. Вместе с тем, приходится констатировать низкую "производительность" созданной сети. Прежде всего, это связано с недостаточной скоростью передачи данных, увеличение которой невозможно в рамках существующей технологии Dial-Up, - по этой технологии подключены к сети практически все сельские учреждения образования республики.
По словам Раиса Шайхелисламова, несмотря на то, что в республике были созданы определенные предпосылки для образования единой информационной образовательной среды, нерешенными остаются следующие задачи: увеличение скорости передачи данных по сети, подключение к Интернет 6 училищ, 148 общеобразовательных школ (59 - средних, 89 - основных), разработка и реализация мер по популяризации образовательного портала в мировом образовательном пространстве.
В 2005 году принят к реализации новый проект по созданию на базе ТГГПУ Информационно-образовательной системы (ИОС) РТ. Курировать данный проект поручено двум министерствам: Министерству информатизации и связи РТ и Министерству образования и науки РТ. На основе ИОС РТ планируется на первом этапе формирование татароязычных ресурсов и средств поддержки татарского языка в информационных технологиях, а конечной целью выполнения работ является организация дистанционной подготовки специалистов в приоритетных для социально-экономической сферы РТ направлениях и оказание информационной и гуманитарно-образовательной поддержки татарской диаспоре.
Ректор Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета Зямиль Нигматов сказал в интервью журналистам, что хотя в российских образовательных учреждениях уровень информатизации поставлен еще не на тот уровень, что в Италии и Франции, но отрадно, что в России сейчас на это стали обращать очень большое внимание. Если мы хотим быть в обойме современных университетов, необходимо переходить к новейшим информационным технологиям, - отметил он. По его словам, этот вопрос вызывает большое понимание у Президента РТ, благодаря которому обеспечены Интернетом практически все школы.
Зямиль Нигматов подчеркнул, что педагогические вузы должны обучать студентов информационно-коммуникационным технологиям, они должны уметь составлять программы по каждому разделу учебного предмета - на это выделено 400 часов учебного времени.
22.03.2006
www.mcrt.ru
intertat.ru