20 декабря 2007
1534

Раскол и шатание. Создается альтернативная старообрядческая Церковь

Ряд клириков и мирян Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ), недовольных политикой первоиерарха РПСЦ митрополита Корнилия, объявили об отделении от официальной церкви и создании новой церковной структуры. Таким образом получил развитие скандал, начавшийся на октябрьском соборе РПСЦ, когда церковной оппозицией была предпринята неудачная попытка извергнуть митрополита Корнилия из сана за контакты с Московским патриархатом.

Как стало известно Ъ, новая церковь будет называться "Древлеправославная Церковь Христова Белокриницкой Иерархии" (ДЦХБИ), инициаторы ее создания готовят документы для регистрации в Минюсте. Эта церковная структура станет альтернативой официальной Русской православной старообрядческой церкви. Раскол в РПСЦ наметился после того, как два месяца назад недовольные внешней политикой руководства РПСЦ попытались на Освященном соборе (высший орган церковного управления) вынести вотум недоверия митрополиту Корнилию. Оппозиционеры обвинили первоиерарха в "неоправданном сближении РПСЦ с РПЦ", которое, по их мнению, может привести к поглощению старообрядческой церкви (см. Ъ от 20 октября). Недовольные сочли частые контакты владыки Корнилия с руководством РПЦ "братским общением с еретиками" и предложили отправить первоиерарха РПСЦ в отставку, вменив ему заодно в вину и членство в КПСС. Впрочем, большинство членов собора поддержало митрополита Корнилия, а несогласных было решено отлучить от церкви "до тех пор, пока они публично не покаются в содеянных грехах".

Те, в свою очередь, решили образовать новую церковь. "Было бы ошибочно расценивать наши действия, как организацию какого-то нового старообрядческого согласия; даже если внешне, юридически это так и выглядит,-- объясняет один из членов новой церкви инок Алимпий.-- Правильнее сказать: наша церковь -- РПСЦ, и именно митрополит Корнилий со своими последователями образовали новую ветвь `старообрядчества`, расторгнув связь с православием. Только с целью общественно-политической самоидентификации мы вынуждены именовать себя по-другому". По словам инока Алимпия, новая структура не собирается претендовать на имущество РПСЦ: "претендовать на него бессмысленно, потому что все храмы принадлежат не РПСЦ, а государству".

В РПСЦ убеждены, что их оппоненты "нарушили соборность церкви, учинив раскол". "Раздор произошел из-за того, что кому-то померещилось еретичество в действиях руководства церкви",-- убежден управделами РПСЦ протоиерей Евгений Чунин. При этом он не исключил, что конфликт имеет не только догматический, но и политический характер. "Вполне возможно, что кому-то просто захотелось власти, поэтому и устроили этот скандал",-- предположил отец Евгений.

По мнению церковного аналитика старовера Александра Дугина, создаваемая альтернативная структура не станет конкурентом РПСЦ: "За РПСЦ стоит многовековая традиция, а за раскольниками -- постмодернизм, неофитство и индивидуальная дурость". По его мнению, новое старообрядческое согласие просуществует недолго. "Я убежден, что это -- недолговременный проект, который закончит свое существование через пару лет",-- считает господин Дугин.

Впрочем, с ним не согласен бывший пресс-секретарь Московской митрополии, член экспертного совета комитета по делам религии Мосгордумы Сергей Вургафт, который убежден, что ДЦХБ может в ближайшее время стать серьезным конкурентом РПСЦ. "Я думаю, что достаточно много верующих могут со временем перейти из РПСЦ в ДЦХБ, потому что Корнилий предлагает сервилизм (угодничество.-- Ъ) РПЦ,-- считает господин Вургафт.-- Если руководство РПСЦ не поменяет свою внешнюю политику, то в скором времени может произойти угасание РПСЦ".

Павел Коробов

"КОММЕРСАНТЪ", 20.12.2007
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован