После состоявшихся в мае текущего года президентских выборов в Турции, по итогам которых действующий президент Реджеп Тайип Эрдоган победил своего оппонента Кемаля Кылычдароглу, его правительство начало выстраивать не только вертикаль национального управления страной, но и менять ее внешнеполитический курс. Эрдоган повел свою страну новым внешнеполитическим курсом, более независимым и национально ориентированным.
Ключевую роль в этом изменении сыграло то, что Анкара пересмотрела свою озабоченность в области безопасности, перестав в столь большей мере опасаться не только России, ее традиционного оппонента, но и Ирана, основного регионального конкурента, сблизившись с ними. Более того, развитие тесных отношений со всеми растущими мировыми державами Россией, Китаем, Индией и Бразилией, является сегодня новым императивом турецкого внешнеполитического тренда.
Стремление Эрдогана к ведущей роли в межцивилизационном и межрелигиозном диалоге становится и главным приоритетом современной Турции, основанной на ее историческом и культурном наследии. Следуя этим доктринальным основам, Эрдоган и его правительство выстраивают свою внешнюю политику, исходя из двух системообразующих концептуальных подходов: использование гуманитарно-культурных инструментов, как средств «мягкой силы» (программа «без проблем с соседями»), так и применение активных, а следовательно, и более жестких форм влияния. Их сочетание и предопределяет сегодня относительные тактические успехи Эрдогана. Поэтому в рамках внешней политики, современная Турция активно использует гибридные подходы, чередуя жесткие механизмы с включением в нее мягких культурно-гуманитарных форм влияния. Выбор Анкарой гибридных методов в системе международных отношений является проявлением императивов, преследующих безусловную цель - расширения турецкой зоны влияния как на региональном, так и на глобальном уровне.
Применение гибридных подходов на системном уровне обеспечили реализацию зерновой сделки в отношениях с Россией, от которой Эрдоган получил весьма неплохие дивиденды, в Ливии, где в основном остановлено продвижение Хафтара, в Сирии, где Идлиб продолжает оставаться протурецким, да и на Южном Кавказе, где Турция получила полную поддержку Азербайджана.
Использование таких подходов турецким руководством дают основания полагать, что Реджеп Эрдоган будет и впредь в своей деятельности руководствоваться ими, используя гибридные механизмы взаимодействия и маневрируя между интересами великих держав.
Необходимо также подчеркнуть, что внешнеполитический тренд турецкого руководства распространяется довольно широко, как на области, подразумевающие восстановление контроля над «территориями Великой Порты», так и с точки зрения объединения тюркского мира под флагом Анкары.
Объединительная миссия Эрдогана в тюркском мире
Осторожно напомню, что становление турецкой нации происходило по разным оценкам в период с XIII по XVI века путем объединения весьма разрозненных огузо-тюркских племен. После XVI века произошло складывание из них единого этноса. Поэтому идея современного пантюркизма, взятая за основу нынешним турецким президентом, основывается на идеи консолидации и объединения народов «Великого Турана», т.е. тюркского мира, неотъемлемой составной частью идеологии которого является младотуркизм.
Как отметил новый глава турецкого МИДа, бывший руководитель турецкой разведки (MİT), 55-летний Хакан Фидан: «Анкара и впредь будет проводить активную внешнюю политику, основанную на широкой представительности и реализации младотурецкой модели тюркского мира», поэтому стремление Эрдогана к лидерству в тюркском мире оправдывает его действия со стороны тюркского населения многих стран.
Характерной, на мой взгляд, является ситуация, при которой в эфире телеканала TGRT была показана карта, отражающая прогноз американской частной разведывательно-аналитической компании Stratfor по расширению турецкой сферы влияния. Специалистами компании прогнозируется, что к 2050 году в зону влияния Турции войдет ряд государств Северной Африки, Ближнего Востока, бывшего СССР, а также регионы юга России, включая Крым, Кубань, Ростовскую область и республики Северного Кавказа.
Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков, кстати, тюрковед по специальности и долгое время проживший в Турции, а, следовательно, бесспорно хорошо знающий специфику и особенности страны и народа в интервью журналисту Павлу Зарубину в программе «Москва. Кремль. Путин» на телеканале «Россия-1», так охарактеризовал эту информацию: «Наши турецкие партнеры пестуют идею тюркского единства, это нормально. Единственное, что я могу сожалеть, что тюркский мир - он не в Турции, он на территории Российской Федерации, на Алтае, в том священном месте для любого тюрка, откуда они и пошли родом».[1]
Однако объединительная активность Эрдогана в регионе волне объяснима, и она постепенно обозначает свои контуры, что в конечном итоге, безусловно, может привести к созданию новой геополитической реальности. Правда, справедливости ради следует отметить, что объединительную концепцию тюркских народов к центру силы, каковой хочет видеть Турцию ее лидер Эрдоган, рассматривается мировым сообществом как попытка утвердить тюркский мир не только как языковую, культурную и историческую общность народов, но и как политическую движущую силу.
Опять сошлюсь на мнение, пресс-секретаря российского президента Дмитрия Пескова. По его словам, идея общего «тюркского мира», выдвинутая президентом Турции Реджепом Эрдоганом, не несет угрозы для России. Действительно, есть общность культурная, историческая тюркского мира. И государства Средней Азии, даже наши республики Российской Федерации, наши татары, наши башкиры, да, они имеют общую историю с турками. Это языковая история, и культурная, общие традиции. Поэтому в этом ничего страшного нет», - сказал Песков в интервью RTI, отвечая на вопрос, не угрожает ли безопасности России продвижение линии на создание общего «тюркского мира» от Стамбула до Якутии.[2]
Стремление Эрдогана объединить этнических турок, казахов, узбеков, киргизов, туркменов, азербайджанцев под турецким флагом имеет, по его мнению, веские обстоятельства, прежде всего потому что, так называемые периферийные тюркские народности рассматриваются в качестве дополняющих элементов, предназначенные для укрепления младотурецкого центра. Важно также отметить, что более 15 млн. этнических тюрков, а это татары, башкиры, чуваши, каракалпаки, кумыки, крымские татары, якуты, тувинцы, карачаевцы, балкарцы, нагайцы, гагаузы проживают сегодня в России и около 65 млн. - в странах постсоветского пространства в основном в Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане, Туркменистане и Азербайджане. В силу этого влияние Турции на российское население может рассматриваться с точки зрения культурно-религиозного сотрудничества.
И, тем не менее, важно подчеркнуть, что значение Турции в странах Центральной Азии, Сирии и на Южном Кавказе, как регионального центра силы в последние годы существенно возросло. Более того, несмотря на сложные отношения с Евросоюзом и США, Турция по-прежнему остается активным членом НАТО. Американцы и европейцы рассматривают ее в качестве сдерживающего фактора особенно в отношении России на Кавказе, в Сирии и на Украине.
Отношения Турции с Западом основаны на прагматизме
Попытки Эрдогана участвовать в формировании мировой повестки, наталкиваются на противодействие со стороны крупных мировых держав и объединений, прежде всего США, Евросоюза, Германии, Великобритании и Франции. Весьма показательной в этом отношении является позиция турецкого президента относительно пересмотра итогов Второй мировой войны. Напомню, 18 октября 2021 года турецкий лидер заявил, что судьба человечества сейчас зависит от «горстки» стран, одержавших победу во Второй мировой войне и входящих в число постоянных членов Совета Безопасности ООН. По мнению Эрдогана, нежелание прислушиваться к требованиям перемен означает лишь одно: «настойчивые попытки сохранить статус-кво, сложившийся после Второй мировой войны». Тогда Владимир Путин, комментируя слова турецкого президента заявил, что понимает причины заявления Эрдогана и предположил, что его коллега хочет, чтобы и Турция стала постоянным членом Совбеза ООН, но по словам российского лидера, «это не России решать - это нужно решать в ходе консенсуса при определении и окончательном решении вопросов подобного рода».[3]
Серьезно подорвали отношения с Западом слова Эрдогана на торжественном мероприятии по случае победы на президентских выборах в мае текущего года. Напомню, что по итогам прошедших выборов Эрдоган сохранил свою власть, набрав во втором туре 52 процента голосов избирателей, у кандидата от оппозиции Кылычдароглу — 48 процентов.[4]
Турецкая оппозиция приняла итоги президентских выборов, поэтому еще до официального оглашения итогов выборов Эрдоган заявил о своей победе. Он отметил, что «главное, чтобы Турция не отступала от своих целей, а народ заботился о том, чтобы оставаться единым. Это самый большой посыл сегодняшних выборов. Победила Турция, победила демократия!» И тут же указал на тех, кто потерпел поражение, заявив, что «все ловушки, расставленные перед нами за последние десять лет, грязные игры, кинжалы, вонзенные в спину, все это было для того, чтобы предотвратить этот день. Разве немецкие, французские, британские журналы писали, чтобы унизить Эрдогана? Но они проиграли. Запад всячески поддерживал Кылычдароглу, но это ему не помогло. Да начнется век Турции!».
Первыми Эрдогана поздравили лидеры России, Пакистана, Венгрии, Катара, США и Британии и даже геополитический соперник Эрдогана, глава Египта Абдель Фатаха ас-Сиси.
Как отметили после выборов западные информагентства, Турция находится на перекрестке Европы и Азии, играет очень важную роль в НАТО, поэтому состоявшиеся выборы так важны для всего мира. По мнению британской The Guardian, Эрдоган постепенно и целенаправленно превращает свою страну в крупного геополитического игрока и ведет Турцию к дальнейшему сближению с Россией, пока Запад застрял между страхом и надеждой.
Первым испытанием после выборов, безусловно, стал для Эрдогана прошедший 11-12 июля саммит НАТО в Вильнюсе, где Эрдогана, попросили снять вето на присоединение к альянсу Швеции. Однако Турция пока не сказала «да» членству Швеции в НАТО, однако согласилась открыть путь к процессу. Такое мнение после саммита НАТО высказал один из авторитетных турецких политиков, замглавы турецкой правящей «Партии справедливости и развития» Омер Челик.[5]
Кроме того, по его мнению, альянс должен вести против терроризма свою «величайшую битву». Он вновь выступил против поддержки Финляндией и Швецией курдов, которых Турция считает террористами.
Что касается Эрдогана, то турецкий президент еще 10 июля, т.е. накануне начала саммита стран НАТО в Вильнюсе заявил, что вступление Швеции в альянс станет возможным только после того, как Турция будет принята в ЕС. Позднее, в тот же день генсек НАТО Йенс Столтенберг сообщил, что Эрдоган все же согласился «как можно скорее» направить бумаги для ратификации заявки Швеции на вступление в НАТО в турецкий парламент, а Стокгольм обещал Анкаре содействовать ее вступлении в Евросоюз. В то же время спикер Великого национального собрания Турции Нуман Куртулмуш заявил, что сроки поступления в турецкий парламент заявки Швеции на присоединение к НАТО пока не определены. Кроме того, депутаты турецкого парламента с 1 июля ушли на летние каникулы.
Современные российско-турецкие отношения
Турецко-российские отношения были сложными всегда, таковыми они остаются и в настоящее время. Если обратиться к исторической ретроспективе, то следует отметить, что межгосударственные российско-турецкие отношения насчитывают свыше пяти веков. Например, российские историки ведут отсчет от Послания князя Ивана III по вопросам морской торговли, направленного 30 августа 1492 года османскому султану Баязиду II. Посольство Российской империи в Стамбуле на постоянной основе открылось в 1701 году, а дипломатические отношения между РСФСР (СССР) и Турецкой Республикой установлены 3 июня 1920 года. Базовым документом современных двусторонних отношений является Договор «Об основах отношений Российской Федерации и Турецкой Республики» датированный 1992 годом.
В российско-турецких отношениях и в политических контактах на высшем уровне в настоящее время центральное место занимает украинская и сирийская тематика, а также энергетическая и продовольственная сфера. В рамках сирийского урегулирования, Турция, Россия и Иран инициировали «Астанинский процесс» и создание «Конгресса внутрисирийского национального диалога», тем самым создав условия для активизации процесса политического урегулирования на основе резолюции №2254 Совета Безопасности ООН. Начал работу совместный российско-турецкий центр по контролю за прекращением огня и всех военных действий в зоне Нагорно-Карабахского конфликта. Центр был открыт в соответствии с меморандумом, подписанным главами оборонных ведомств России и Турции 11 ноября 2020 года. Среди других международных вопросов традиционно большое внимание в рамках двухсторонних отношений занимает политическая ситуация на Ближнем Востоке, в Закавказье, в Центральной Азии и на Украине.
Бесспорно, важным является то, что Турция входит в число основных внешнеэкономических партнеров России. По итогам 2022 года торговый оборот России с Турцией составил более $73 млрд. и, как говорят российские и турецкий эксперты, это далеко не предел. Турция традиционно занимает одно из лидирующих мест по объемам закупок российского природного газа. За 20 лет существования газопровода «Голубой поток» Россия поставила Турции более 220 млрд. кубических метров природного газа, что в значительной степени предопределило рост ее экономического потенциала.
По данным Федеральной таможенной службы России в текущем году Турция увеличила свои поставки товаров в Россию на 84 процента по сравнению с 2022 годом и занимает второе место среди стран-импортеров, опередив Белоруссию. По итогам только семи месяцев текущего года товарооборот России с Турцией уже составил $61,5 млрд., из которых $50,2 млрд. приходится на импорт из Турции и это на $22,9 млрд больше, чем в целом за 2022 год. Доля Турции в общем импорте России выросла с 9 до 13 процентов. Эксперты объясняют рост торговли с Турцией укреплением политических и экономических связей между нашими странами, а также разнообразием и качеством турецкой продукции. Основными товарами, которые Россия импортирует из Турции, являются фрукты и овощи, текстиль и одежда, металлы и машины.
Прогнозы на ближайшее будущее зависят от многих факторов, таких как динамика цен на энергоносители, курс рубля, санкционная политика Запада и отношения к России дружественных нам стран. Не исключается и негативный прогноз относительно проседания торгового баланса за счет снижения потока российских туристов в Республику из-за роста инфляции, снижения покупательной способности турецкой лиры и резкого подорожания стоимость проживания на турецких курортах. Однако большинство экспертов все-таки уверены, что Турция сохранит свою позицию в качестве не только одного из ключевых торговых, но и политических партнеров России.
Хотел бы напомнить, что весьма показательными в этом отношении являются события ночи с 15 на 16 июля 2016 года, когда была совершена попытка военного переворота в Турции. Тогда российский президент Владимир Путин, в отличие от многих других зарубежных партнеров Турции, занял четкую позицию на стороне законно избранного президента страны, оповестив турецкого лидера о намечавшимся государственном перевороте, что собственно и спасло Эрдогана.
Конструктивизма в наши отношения особенно в военной и военно-технической сфере придали осуществлённые поставки в Турцию российских систем ПВО «С-400» и трансфер новых российских военных технологий.
Кстати, покупка российских систем ПВО поссорило тогда Эрдогана с западными партнерами. Более того, освобождение из тюрьмы турецкого правозащитника Османа Кавалу инициировало высылку из Турции послов десяти стран, включая Канаду, Францию, Финляндию, Данию, Германию, Нидерланды, Новую Зеландию, Норвегию, Швецию и США и привела Турцию к внешнеполитическому кризису в отношениях с ведущими странами Запада. По мнению западных экспертов, скандал с зарубежными послами продемонстрировал наметившийся раскол в отношениях Турции с Западом. поддержавших освобождение из тюрьмы турецкого правозащитника.
Что касается турецко-российских отношений, то Турция все-таки не ожидает кризиса в отношениях с Россией. Более того, официальной Анкарой было подчеркнуто, что президент Турции Реджеп Эрдоган рассчитывает провести переговоры с президентом России Владимиром Путиным и обсудить продолжение зерновой сделки. Похоже, что Анкара полностью уверена в своей позиции и рассчитывает на позитивный настрой в наших отношениях. Как отметил российский президент в своем телефонном разговоре с турецким лидером 2 августа 2023 года, посыл России к Турции вполне очевиден и конструктивен. Более того, российская сторона готова к всеобъемлющему сотрудничеству с Турцией в различных сферах, будь то торговля, энергетика или военной-промышленный комплекс. Однако, как отметил Владимир Путин, турецкой стороне необходимо учитывать не только свои национальные интересы, но и интересы России, если мы хотим выстраивать добрососедские отношения.
Приглашения президента России нанести официальный визит в Турцию, то российский МИД отметил, что решение Кремлем пока еще не принято. Напомню, что в последний раз президент России был в Анкаре с визитом 8 января 2020 года, тогда глава российского государства принял участие в церемонии ввода в эксплуатацию газопровода «Турецкий поток».
Ситуационный и прогностический политический анализ современной внешней политики Турецкой Республики базируется на пяти концептуальных основаниях:
Первое: Эрдоган и его правительство выстраивают свою внешнюю политику исходя из двух системообразующих концептуальных подходов: использование гуманитарно-культурных инструментов, как средств «мягкой силы» (программа «без проблем с соседями»), с применением гибридно-смешанных форм влияния.
Второе, отношение в тюркском мире характеризуются применяем Турцией инструментов «мягкой силы», как основного элемента гуманитарной формы влияния.
Третье, перманентная неопределенность позиции западных стран в отношении Турции определяет позицию Эрдогана во взаимоотношениях с ними. Турецкое руководство в отношениях с Западом исходит из чередования методов и подходов гибридно-смешанных форм. По мнению британской The Guardian, Эрдоган превращает свою страну в крупного геополитического игрока и ведет Турцию к дальнейшему сближению с Россией, пока Запад застрял между страхом и надеждой.
Четвертое, развитие тесных отношений со всеми растущими мировыми державами, Китаем, Индией, Бразилией и Россией, является сегодня ключевым императивом турецкого внешнеполитического тренда.
Пятое, в российско-турецких отношениях и в политических контактах на высшем уровне в настоящее время центральное место занимает украинская и сирийская тематика, а также энергетическая и продовольственная сфера, поэтому Анкара полностью уверена в своей позиции в отношении Москвы и рассчитывает на позитивный настрой в турецко-российских отношениях.
[1] В Кремле прокомментировали фото Эрдогана с картой тюркского мира 21.11.2021 года. Электронный ресурс: https://ria.ru/20211121/erdogan-1760043512.html
[2] В Кремле не увидели ничего страшного в идее Эрдогана о "тюркском мире" 17.12.2021 года. Электронный ресурс: https://www.interfax.ru/russia/810098
[3] Путин заявил, что не согласен с мнением Эрдогана о "пятерке" Совбеза ООН 21.10.2021 года. Электронный ресурс: https://tass.ru/politika/12728535
[4] Турецкая оппозиция приняла результаты президентских выборов в стране 28.05.2023 года. Электронный ресурс: https://ria.ru/20230528/vybory-1874711865.html
[5] Турция пока не согласилась на членство Швеции в НАТО 13.07.2023 года. Электронный ресурс: https://ria.ru/20230713/turtsiya-1884082281.html
Ключевые слова: Турция Реджеп Тайип Эрдоган тюркский мир Россия коллективный Запад