Разделяй и не властвуй
Полномочия Михаила Зурабова могут быть урезаны наполовину
Минздравсоцразвития должно быть разделено на два разных министерства. По крайней мере этого хотят депутаты Госдумы. Сегодня соответствующее обращение в адрес Михаила Фрадкова будет озвучено в парламенте. Народные избранники уверены, что основная проблема ведомства - это его перегруженность. У экспертов такой уверенности нет.
Депутаты "Единой России" дали понять, что если Минздравсоцразвития будет разделено, партия перестанет требовать отставки Михаила Зурабова. Населению, таким образом, объяснят, что все проблемы в социальной сфере были связаны не с коррупцией и неэффективным руководством, а с банальной перегруженностью министерства. Это объяснение тем более удобно, что в нем есть и своя правда.
"Сегодня пробиться к Михаилу Зурабову или его помощникам, чтобы решить даже самые существенные вопросы, попросту невозможно, - сообщили "НИ" в комитете по труду и социальной политике Госдумы, который был одним из инициаторов идеи раздела полномочий. - Они с головой погружены в нацпроект и программу дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО). Но есть в стране и другие проблемы. До сих пор совершенно не понятно, что делать с Пенсионным фондом, тяжелая ситуация на трудовом рынке, а по проблемам социального страхования мы даже создали специальный комитет. Однако туда за последний год никто из Минздравсоцразвития не смог прийти - все заняты". При этом депутаты заверили "НИ", что для них личностный вопрос - в какое из разделенных министерств пойдет Михаил Зурабов и останется ли он вообще - не играет никакой роли.
В комитете по здравоохранению также признают, что хотя ведомство и сконцентрировалось на профильных проблемах, работа Минздравсоцразвития не будет эффективной, пока на министерстве висит столько задач. Правда, там "НИ" предостерегли от необоснованного оптимизма: "Не надо думать, что разделение министерства автоматически решит проблему ДЛО и вообще какие бы то ни было существенные проблемы".
Независимые эксперты смотрят на эту проблему сугубо прагматично - судить можно только по результатам, а оценить эффективность новой министерской структуры заранее очень сложно. "Вопрос о разделении Минздравсоцразвития не такой тривиальный, - сообщила "НИ" руководитель представительства Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в России Мэри Коллинз. - С одной стороны, произошедшее в свое время объединение двух разных министерств имеет свои плюсы, но не надо забывать о том, что Россия - страна с огромной территорией и управлять всем комплексом разнообразных проблем действительно крайне сложно".
Эксперты Независимого института социальной политики высказываются еще более определенно. "Будет Минздравсоцразвития разделено или нет, к основным проблемам ведомства это не имеет никакого отношения, - уверен директор научных программ института Сергей Шишкин. - Если министерство не станет более открытым и не призовет к сотрудничеству экспертное сообщество, ничего не изменится. Скажем, печально известная программа ДЛО обсуждалась в министерстве с экспертами лишь однажды - в 2004 году. И тогда, во время короткого совещания мы успели объяснить, почему бюджет программы нельзя закладывать в том виде, в котором это планировалось. Михаил Зурабов нас не послушал. Чем это кончилось, всем известно".
РОМАН ДОБРОХОТОВ
http://www.newizv.ru/news/2007-04-04/67046/
4 апреля 2007 г.