15 июня 2007
5942

Развал РУБОПов?

С такой точкой зрения не согласен начальник Главного управления по борьбе с организованной преступностью МВД РФ, генерал-лейтенант милиции, кандидат юридических наук Александр Александрович Овчинников.

-Недавно была опубликована книга "НКВД в цифрах и фактах". Центральный аппарат НКВД в 30-е годы насчитывал двадцать тысяч человек. Управленцы! Не говоря о "бойцах". Представляете, какой монстр держал под контролем все, начиная от валки леса и заканчивая сбором колосков. Но совершенствовалось, развивалось государство, и вместе с ним изменялась структура МВД.

В начале 90-х годов образовалось МВД РСФСР, которое возглавлял Василий Петрович Трушин, а затем Виктор Павлович Баранников, при котором была выработана идеология создания мощных "кулаков-служб", которые руководили целыми отраслями в системе МВД. Это и криминальная милиция, и милиция общественной безопасности. Мы сегодня повторяем то, что было наработано нашими предшественниками. А им пришлось в конце 80-х встретиться с социально новым для СССР понятием - "организованная преступность". Любое неизведанное вызывает некую узкую специализацию. Есть, положим, хирургия. Но есть и микрохирургия, нейрохирургия. Так и в нашей отрасли: нужно было понять природу возникающего общественного явления, а для этого сосредоточиться на исследовании проблемы, так сказать, в "узком коридоре". Тогда, помните, Александр Гуров написал свою знаменитую статью "Лев прыгнул". Там мы показывали внешний, видимый срез происходящих процессов. Но следовало понять, отчего это происходит. И создание специфичных направлений в конце 80-х годов, в частности ОРБ, позволило оптимизировать эту задачу.

Это все пригодилось, когда пошли "перестроечные процессы". Мы должны были проследить развитие международных преступных связей на фоне развала бывшего СССР. Но дальше - больше: появился новый вектор - передел собственности как результат приватизации.

Если раньше был просто "вор в законе", вокруг которого существовали некие "орбиты", где крутились, положим, "быки", совершавшие общеуголовные преступления и отдающие деньги в "общак", то теперь стало очевидным сращивание уголовной и экономической преступности. И в нашей структуре возникли подразделения, связанные с экономической составляющей. Ведь немало денег, "заработанных" откровенно уголовными преступлениями, было вложено в экономику.

Но есть еще одна сфера "деятельности" организованных криминальных сообществ - специализирующаяся на незаконном обороте наркотиков. Да, в милиции существует автономная команда, которая работает на этом направлении. Но как объединить усилия служб, занимающихся "разработкой" потребителей "наркоты", розничных торговцев "дурью" и специалистов, действующих на международных направлениях движения наркотиков? Появилась еще одна структура, собирающая доказательную базу существования оргпреступных групп через призму наркоторговли.

К сожалению, не заставила себя долго ждать Чечня, а вместе с ней и другими "горячими точками" появился незаконный оборот оружия. И мы столкнулись с классической схемой, которую нам описывали на специальных семинарах в Соединенных Штатах специалисты ФБР. Они говорили, что невозможно доказать преступления организованного криминального сообщества, если не искать связи между "беловоротничковой преступностью", незаконным оборотом наркотиков и оружия. Это все то, что входит в сферу интересов преступных кланов, потому что это - "быстрые деньги".

А дальше - процессы "вползания" криминалитета во власть. И опять мы оказались перед необходимостью создавать специальные отделы.

Можно было и дальше наращивать количество подразделений в структуре ГУБОП, но все равно оставался некий барьер между нами и службами уголовного розыска, криминальной милиции.

- Попробую предположить, что барьер, о котором вы сказали, носил бюрократический характер.

- Над этой проблемой работают министр и наш центральный аппарат. Это проблема так называемых "палочных показателей". Каждый хотел "дать результат", побольше и поскорее. И каждый сотрудник знал, что если завтра он не выдаст "на гора" нечто, то он лишится премии, очередного звания, а потому старался "урвать". Отчасти от этого возникла необходимость реформировать структуру, чтобы убрать препоны, мешающие работать на общий итог.

Ведь доходило до абсурда. Нашим сотрудникам давалась команда заниматься только и сугубо организованной преступностью. Но ведь это сыщики! К ним попадает большой объем попутной информации, имеющей серьезный оперативный вес. А ее директивно просто запрещали пересылать в другие структуры, и она "уходила в песок". Зато с отчетностью все было в порядке: по бумагам каждый занимался своим делом.

- Отчетность, конечно, нужна и важна, но первичнее безопасность государства и его граждан. А реформирование системы борьбы с организованной преступностью, по мнению многих, лишь проявление административного порыва "новоназначенцев".

- Идея реформирования подразделений по борьбе с организованной преступностью, исходя из оценки их деятельности, возникла в конце 90-х годов. И в бытность министром Владимира Рушайло предпринимались попытки реорганизации ведомства. Ведь были моменты, когда подразделения по борьбе с организованной преступностью функционировали в структуре управлений внутренних дел. Я не оцениваю, хорошо это было или плохо. Но уже тогда начался поиск места для наших структур в системе правоохранительных органов, чтобы повысить эффективность их деятельности с учетом новых условий. Кстати, представление об этой эффективности и, соответственно, опасности явления, которому мы противостояли и противостоим, было несколько искажено. Как ни странно, но официальную статистику борьбы с оргпреступностью мы ввели не так давно, немногим более двух лет назад.

- А как же работали до этого?

- Вот сидит начальник УБОПа, ему оперативник приносит материал. Начальник посмотрел - вроде бы материал хороший. Он его - в отчет. Показатели растут! Премии, звезды на погонах. С высоких трибун зачитываются сводки, и - у всех волосы встают дыбом, оказывается, наша страна полностью криминализирована. Мы ведь весь мир запугали этим.

- Все упирается в отчет!

- К сожалению. Мы вытащили на поверхность "оперативную статистику". Но перепроверить ее, сделать более корректной было почти невозможно. Ведь УБОПы, самостоятельные структуры, находились практически вне зоны критики. Сотрудник уголовного розыска говорит: "Ребята, да вы ж приписали эту "преступную группу"! Я эту "группу" знаю еще со школы. Эти пацаны росли на моих глазах, стояли на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Это мелкие жулики, "щипачи", а вы их - в оргпреступники!"

- Если бы приписки и искажение отчетности были самым главным "злом" в работе подразделений по борьбе с организованной преступностью! Но сегодня говорят и пишут о том, что эти органы стали, выражаясь языком преступной среды, "крышевать" криминальные кланы. И, на мой взгляд, бюрократические "шалости" с отчетностью просто несопоставимы по своей опасности с такой тенденцией.

- Вы зря недооцениваете пресловутую отчетность. К сожалению, наша ментальность имеет своеобразную особенность: если мы в прошлом году дали, положим, 20 единиц какого-то результата, то в этом непременно должны выйти на уровень 22 единиц! Мы, оперируя этими цифрами, не занимались нормированием труда человека. Оперативный сотрудник может "выполнить" план - так сказать, "рассчитаться с государством" - в 3 дня, а остальные 18 дней в месяц потрудиться "на себя". А каким образом? Подразделения на местах самостоятельные, задачи ставит начальник УБОПа, подчиненный Москве. А Москва - далеко! Это в маленькой Швейцарии куда ни пойди, все равно увидят. А на Камчатке? Уехал по "оперативной необходимости", с местными органами - никаких контактов, никто не знает (из тех, кому положено знать), чем занят "опер". Подобная свобода не каждому по плечу, и оступиться недолго. А "оступиться" соблазнительно. Ведь разговоры о мздоимстве в наших подразделениях не случайны. И мы сегодня пытаемся выбить почву из-под ног нечистых на руку сотрудников. Операции, связанные с возвратом государству значительных сумм, проводим с участием "соседей" - Управления по борьбе с экономическими преступлениями, офицеров службы собственной безопасности, чтобы исключить или выявить случаи дачи взяток "операм".

- А вы не допускаете, что публичная "тревога" за судьбу органов по борьбе с организованной преступностью исходит от части недобросовестных сотрудников вашего ведомства, опасающихся в результате реформы потерять доступ к сытной кормушке?

- Конечно, кормушка хорошая. Меня тут начали обвинять, что "чистку" провожу в ГУБОПе. Основной костяк остается и будет работать. Это здоровые и квалифицированные кадры. Избавимся от тех, на кого имеем объективный компромат. Это незначительное число сотрудников, не более 12 процентов. Не буду голословным, приведу такой пример. В главке работал один начальник отдела. Случайно в туалете забыл на подоконнике "барсетку". Ее нашел его же подчиненный и подержал у себя в сейфе дней десять. Начальник даже не искал потерю! В конце концов подчиненный набрался смелости: "Вот, товарищ командир, нашел ваше имущество". Командир ему - "спасибо" и ставит бутылку виски. Но сотрудники у нас любознательные - профессия, в "барсетку", конечно, заглянули и обнаружили там немалые "карманные деньги".

- Не томите, сколько?

- Около 70 тысяч долларов. И хозяин их не искал. Очевидно, не последние. Если бы опасался "засветиться" с такими деньгами, наверное, не взял бы принесенную подчиненным сумочку.

Но давайте о реструктуризации нашего ведомства, о которой говорят и в законопослушных рядах, и в криминальной среде. Здесь смыкаются интересы двух слоев нашего общества: организованной воровской среды и "беловоротничковых" преступников. И те, и другие хлопают в ладоши, говорят, что больше не надо будет давать взятки, что восстановится "воровская крыша" - и опять можно будет начинать "работать". В "МК" даже прошла информация, что в главке ликвидирован отдел по борьбе с "ворами в законе". Кто такую информацию вбрасывает?! Никогда такого не было и не будет. Хлопать в ладоши рано. Обмен информацией в службе криминальной милиции, в состав которой войдут и наши подразделения, даст возможность более эффективно и координированно противостоять организованным преступным кланам.

Мы считаем, что сегодня доказывать преступную деятельность, подбрасывая наркотик или "ствол", значит расписываться в собственной профессиональной беспомощности. Доказывать надо через анализ экономической составляющей того или иного преступления. Это интеллектуально сложнее, но идти надо именно в этом направлении.

- Нет ли опасения, что часть людей, уволенных из УБОПов, может пополнить ряды хорошо знакомой им преступной среды? И их там примут, потому что профессионалов ценят везде.

- Опасение есть. На каком-то этапе произойдет усиление наших противников за счет перетока определенной части бывших сотрудников органов. Но эти сотрудники там будут нужны лишь пока принесенная ими информация будет свежа и актуальна. А информация - продукт скоропортящийся.

Мы сами в некоторой степени виноваты в том, что бывшие "опера" уходят в криминал. Нужно теснее сотрудничать с частными охранными предприятиями, нуждающимися в профессионалах, трудоустраивать людей. Нужны целевые федеральные программы. В тех же Штатах есть Ассоциация боссов-полицейских. Я у них был. Они ведут мониторинг потребности в кадрах профильных организаций: сыскных бюро, охранных контор. У нас пока эти процессы затянулись, хотя есть соответствующие распоряжения министра. Но пока дойдет до дела!..

- В результате намеченных перемен ваша структура станет сильнее?

- С помощью наших коллег из уголовного розыска, УБЭП мы можем стать силой, способной активно противостоять криминалу и его связям, в том числе во властных кругах.

Беседовал Евгений ТОЛСТЫХ

www.sovsekretno.ru

15.06.2007
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован