Грибцова А.В. - председатель Комитета по молодежной политике Ханты-Мансийского автономного округа
Сегодня в любом субъекте Российской Федерации, муниципальном образовании люди находятся в состоянии нестабильности. В относительно благополучной, в социально-экономическом плане, территории могут доминировать одни аспекты нестабильности, а в неблагополучной - другие, но избавиться от угрозы риска не удается никому. Особенно это касается молодежи. Молодые больше рискуют не получить образование, не найти работу, не создать семью, не выдержать конкуренции в режиме рынка и остаться не у дел. Углубление экономического и социального расслоения молодежи требует от исполнительной власти всех уровней новых решений и решительных действий.
Прошедший год для Комитета по молодежной политике Ханты-Мансийского автономного округа стал:
· годом переосмысления накопленного опыта реализации государственной молодежной политики в автономном округе, корректировки ее целей и задач, приоритетов и механизмов с учетом новых реалий;
· годом проведения знаковых мероприятий, показавших всем структурам Правительства, муниципальной исполнительной власти необходимость и значимость решения молодежных проблем в округе;
· годом принятия новой Программы "Молодежь Ханты-Мансийского автономного округа на 2003-2005 годы".
Понимание на федеральном уровне того, что в современных условиях требуется выделение молодежной политики в качестве приоритета государственной политики, радует, так как повышение эффективности государственной молодежной политики превратит Россию в сильное и конкурентоспособное государство.
В докладе, подготовленном Департаментом по молодежной политике Министерства образования РФ "Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации: 2000-2001 годы", справедливо отмечается, что мощный инновационный потенциал молодежи при определенных условиях и влиянии политических сил может иметь как конструктивную, созидательную направленность, так и деструктивное воздействие, способное нанести ущерб государству и обществу, в том числе и самой молодежи. В связи с этим, на органах государственной власти, а особенно на органах исполнительной власти по молодежной политике лежит ответственность за развитие созидательной, творческой деятельности молодежи, реализации ее инициатив во всех сферах жизнедеятельности, и, в конечном счете, лежит ответственность за будущее страны.
В докладе отмечается ряд проблем, требующих неотложного рассмотрения и решения. Среди них:
· недостаточная разработанность нормативно-правовой базы;
· слабая скоординированность государственной молодежной политики с другими сферами государственной политики;
· ограниченность инфраструктуры учреждений и органов по делам молодежи;
· недостаточной уровень кадрового и финансового обеспечения государственной молодежной политики;
· отсутствие универсальной системы диагностики и комплексного социального мониторинга состояния молодежной сферы;
· не удается в достаточной мере мобилизовать молодежную инициативу в общественных интересах;
· особо следует отметить устойчивый взгляд общества на молодежь как социально пассивную, замкнутую в системе своих интересов и потребностей социальную группу, потребителя социальных услуг, различных видов безвозмездной помощи, поддержки.
С учетом этого, выдвигаются новые требования:
1. Поддержка и содействие реализации гражданских инициатив молодежи, активизация деятельности молодежных и детских общественных объединений.
2. Дифференцированный и диверсифицированный подход к молодежи по социальным и возрастным группам.
3. Межведомственная кооперация и объединение усилий.
4. Доступность минимума социальных услуг для молодежи.
5. Интеграция источников финансирования государственной молодежной политики, усиление роли экономических рычагов привлечения ресурсов.
6. Утверждение принципа долгосрочного инвестирования на затраты в сфере молодежной политики и прогноза возможного объема прибыли.
7. Создание современной инфраструктуры молодежной политики.
8. Формирование современного единого информационного пространства.
9. Установление диалога с молодежью.
Все выше сказанное в той или иной мере отражает картину проблем и требований реализации государственной молодежной политики и в Ханты-Мансийском автономном округе. Отсюда правомерно исходят главные цели, направления и основные механизмы реализации государственной молодежной политики в автономном округе на 2003-2005 годы, которые связаны с достижениями и задачами стратегических приоритетов этой политики в современных условиях:
1. Воспитание гражданина-патриота, заботящегося о защите интересов России, оберегающего отечественную историю и культуру родного северного края, активно участвующего в государственной и общественной жизни, в формировании и функционировании институтов правового государства и гражданского общества, в том числе в работе молодежных и детских общественных объединений.
2. Становление современных профессионально подготовленных специалистов, руководителей, предпринимателей, получивших востребованное обществом качественное образование, соответствующее потребностям современного материального и духовного производства.
3. Нравственное и физическое развитие человека-семьянина, ведущего здоровый образ жизни, заботящегося о воспитании последующих поколений северян.
Особенности демографической ситуации молодежи автономного округа
Сегодня без серьезного анализа положения молодежи автономного округа, анализа демографического состояния не возможно строить работу и стратегически просчитывать перспективу развития.
Социологические исследования состояния молодежной среды и положения молодежи в округе были проведены в апреле 2002 года
Согласно прогнозу ООН, к 2050 году население России уменьшится на 26,8 млн. человек от уровня 1995 года. Для нас очень важны цифры возрастных групп. Цифры говорят о старении населения. В связи со старением населения возникает серьезное увеличение демографической нагрузки на трудоспособное население (прежде всего на молодежь). Уже в ближайшие годы это обусловит основную социально-экономическую нагрузку на молодых граждан, еще только вступивших в самостоятельную жизнь. Таким образом, необходимо сегодня способствовать профессиональному росту, получению образования, сохранению здоровья возрастной группы молодежи (14-18 лет), для создания базы трудовых ресурсов страны и округа.
Таблица 1.
Возрастные группы, доля населения в %
1995 г.
2000 г.
2025 г.
2050 г.
0-4 года
5,2
4,8
4,7
4,5
5-14 лет
15,9
13,4
10,5
9,8
15-24 года
14,3
15,6
11,4
10,6
60 и старше
16,7
18,5
25,0
33,4
На фоне сокращения в России численности населения в Ханты-Мансийском автономном округе наблюдается позитивная демографическая тенденция. В перспективе он станет регионом с динамично увеличивающимся населением.
В Ханты-Мансийском АО, в отличие от среднероссийских показателей, рождаемость имеет положительную тенденцию. Численность родившихся в округе пока позволяет решать проблему поддержания простого воспроизводства и замещения поколений. Этому же активно способствует и миграционный фактор.
На 01.01.2003 г. общая численность населения Ханты-Мансийского автономного округа в возрасте 14-29 лет составляет 420494 человек (29,6%), фактически каждый четвертый житель автономного округа - молодой человек.
Таблица 3
Распределение молодежи округа по полу и возрастным группам
(на 01.01.2003 г.)
14-17 лет
(Младшая)
18-24 лет
(Средняя)
25-29 лет
(Старшая)
Всего
Мужчины
60620
90565
65880
217065
Женщины
57390
86661
59378
203429
Итого:
118010
177226
125258
420494
Итак, в среднесрочной перспективе на фоне роста общей численности населения округа и роста численности молодежи будет происходить существенное сокращение численности старших подростков (тинэйджеров), учащихся старших классов и призывного контингента. В то же время будет расти количество лиц в возрасте 20-24 лет и число молодых семей. Налицо тенденция старения молодежного контингента в структуре населения Ханты-Мансийского АО в целом. В среднесрочной перспективе число лиц в возрасте 18-24 лет будет нарастать даже по самым пессимистическим оценкам и достигнет пика к 2006 г. (175 тыс. человек), что потребует увеличения затрат на специальные молодежные программы, эффективность которых способна оказывать долговременное позитивное влияние на судьбу молодежи в Ханты-Мансийском автономном округе.
Новые требования к реализации государственной молодежной политики в Ханты-Мансийском автономном округе на современном этапе определяются реальным положением и динамикой развития молодежи округа, имеющимися в округе политическими, социальными, экономическими, нормативно-правовыми ресурсами становления молодежных групп. Государственная молодежная политика должна быть адекватной современному состоянию региона. Из выше сказанного вытекают конкретные задачи по реализации основных направлений государственной молодежной политики:
Совершенствование нормативно-правовой базы.
Закон "О государственной молодежной политике в Ханты-Мансийском автономном округе", принятый в апреле 1998 года, является рамочным, устанавливает основные приоритеты и направления работы в сфере молодежной политики в автономном округе. На наш взгляд, сегодня необходимы коррективы и изменения существующего закона, а также разработка необходимых нормативно-правовых актов по направлениям государственной молодежной политики. Изменения и нормативные документы должны определять: полномочия органов исполнительной власти всех уровней в сфере молодежной политики; механизмы реализации конкретных направлений молодежной политики (вопросы решения жилищных проблем молодежи и молодых семей, учреждений молодежной политики, социальных служб, поддержки молодежного предпринимательства и др.).
В целях существенного совершенствования нормативно-правой базы необходимо конструктивно работать с думами окружного и муниципального уровней, вовлекать депутатский корпус в процессы реализации государственной молодежной политики, что, несомненно, даст положительный результат.
Комитет по молодежной политике автономного округа активно принимает участие в разработке основных документов федерального уровня. Наши предложения нашли отражение в документах: "Доктрина молодежи России", программа "Молодой семье - доступное жилье". В различные структуры исполнительной и законодательной власти были направлены предложения по совершенствованию работы гражданско-патриотического направления, взаимодействия с детскими и молодежными общественными организациями, трудозанятости молодежи, поддержки молодой семьи, развития студенческого движения, поддержки сельской и работающей молодежи, поисковых отрядов.
Задачи органов по молодежной политике автономного округа.
Исполнителями программ в сфере молодежной политики в автономном округе выступают окружные органы государственной власти, органы местного самоуправления, предприятия, организации, общественные объединения, осуществляющие деятельность по созданию необходимых и достаточных условий для жизни молодежи, ее образования, воспитания, социальной защиты и творческого развития. Главную роль здесь играют органы управления молодежной политикой.
Реалии сегодняшнего дня требуют от специалистов сочетать два подхода в реализации государственной молодежной политики: межотраслевой и отраслевой. Необходимо совмещать умение по координационному принципу работы и по самостоятельному развитию отдельных институтов со своим организационно-финансовым механизмом, соподчиненностью, собственными кадрами, информационным, научно-методическим обеспечением, стандартами деятельности. На наш взгляд, мы не должны отказываться в своей работе от координирующей функции, но вместе с тем поступательно идти по отраслевому пути развития. Целесообразно установление вертикали в управлении государственной молодежной политикой на основе координации, партнерства, сотрудничества. Все это требует серьезного подхода к вопросу подготовки кадров. И если еще вчера было достаточно базы института молодежи для повышения квалификации руководителей органов по делам молодежи, то сегодня мы говорим о подготовке управленцев, как среди органов по делам молодежи, так и молодежных структур: учреждений, предприятий, общественных объединений и организаций. Комитет по молодежной политике совместно с Уральской академией государственной службы создал систему подготовки кадров.
Гражданское становление, патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодежи.
По данным исследования Российского независимого института социальных и национальных проблем, лидерами общественного мнения являются две идеи. Идея единения народов России в целях ее возрождения как великой державы, и идея укрепления страны как правового государства. Следует констатировать тот факт, что идея укрепления России как правового государства, приобретает в молодежной среде все большую популярность. Ценности прошлых лет трансформируются. Родина там, где мне хорошо. Вместе с тем традиционные ценности российской молодежи сильны, чтобы сохранить самобытность, своеобразие духовного мира. Наша задача с учетом современных запросов молодого человека построить работу по гражданско-патриотическому направлению таким образом, чтобы сделать успешным интеграцию будущего поколения в мировое сообщество с не утраченным духовным миром, самобытностью, а не с людьми, не помнящими своего родства.
Работа по данному направлению в автономном округе ведется программно, системно. Подготовка юношей к службе в армии - главная задача РОСТО, которая выполняется через развитие технических видов спорта: парашютный, мотоспорт, моделизм, стрельба, радиоспорт. Три чемпиона мира, чемпионы Европы, России и просто сотни молодых людей, увлеченных делом. Стали традиционными игры "Зарница", "Орленок", "Щит", конкурс военно-патриотической песни "Память". Работа поисковых отрядов, молодежного объединения обско-угорских народов "Через прошлое к будущему", окружной молодежный агитпробег, оборонно-спортивные лагеря. Это далеко не полный перечень форм работы, и большинство из них осуществляется на межведомственном уровне, управляемые через работу Координационного совета по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи автономного округа. Но, на наш взгляд, сейчас доминируют мероприятия военно-спортивного направления, нет согласованности в приоритетах на межведомственном уровне на территориях, не учитываются ценностные ориентиры молодежи. Решение этих проблем - главная задача ближайшего времени. Гражданско-патриотическое направление нуждается в новых формах, технологиях и новом взгляде со стороны, в первую очередь, специалистов органов по молодежной политике, учреждений, клубов работающих в этом направлении.
Укрепление института молодежной семьи и решение жилищных проблем молодежи и молодых семей.
Анализ проводимой работы органами по молодежной политике автономного округа позволяет нам обоснованно заявлять о правильной позиции по решению проблем поддержки молодой семьи. Несомненно, необходимо совершенствовать наши технологии в работе с общественными объединениями "Молодая семья" и "МЖК", внедрять новые формы по организации досуга, семейного отдыха, обучения. Вместе с тем необходимо:
· разрабатывать новые механизмы решения жилищной проблемы с учетом консолидации усилий всех заинтересованных структур и привлечением всех источников финансирования;
· инициировать работу по популяризации семейных ценностей в обществе, использовать позитивный потенциал семьи в реализации всех направлений молодежной сферы.
Содействие экономической самостоятельности, занятости и предпринимательству молодежи.
Сегодня остро встает вопрос молодежного трудоустройства.
В связи с этим, большое место должно занимать создание условий для социальной и профессиональной адаптации молодежи, что предполагает содействие трудовой активности и профессиональной занятости молодежи; создание рабочих мест для временной трудозанятости учащейся молодежи; Закон "Квотирование рабочих мест", пролонгирование программы "молодежная практика"; инициирование заключения договоров предприятий с учреждениями профессионального образования о подготовке кадров; формирование у молодежи правовой культуры поведения на рынке труда.
Организация работы педагогических, строительных студенческих отрядов - еще одна форма решения проблемы трудозанятости молодежи.
Поддержка молодежного предпринимательства - важная задача, поставленная сегодня органами исполнительной власти. Комитет по молодежной политике округа совместно с фондом поддержки малого предпринимательства разработал проект Концепции по поддержке молодежного предпринимательства, который готовы представить в марте текущего года на заседание Правительства. Принятие этого нормативно-правового документа позволит осуществить ряд мер: создание инфраструктуры, обеспечивающей деятельность молодежи в предпринимательстве (бизнес - инкубаторы, центры развития предпринимательства, фонды и т.п.); финансовое - инвестиционное обеспечение и др.
Организация свободного времени
Организация свободного времени предполагает наполнение форм досуга новым содержанием, переход от "потребляющих культуру" к "производящим культуру". Одна из таких форм - КВНовское движение: от "Оранжевого диплома" до "Северной лиги" Международного союза КВН и выхода сборной команды КВН Ханты-Мансийского автономного округа "Югра" в высшую лигу.
Проблема сегодняшнего дня - качественная, содержательная работа клубов по месту жительства. Межведомственная разобщенность, отсутствие стратегической линии развития клубов мешает наладить работу в соответствии с современными требованиями. Надеемся, что анализ или инвентаризация существующей инфраструктуры позволит определить потребность в создании или плотном использовании имеющейся базы с учетом серьезного подхода к ее использованию.
Поддержка талантливой молодежи.
Особое внимание должно быть уделено оказанию помощи талантливым молодым людям. Эта помощь заключается в содействии не только материальном, но и моральном. Необходимо выделять в массе молодежи одаренных, инициативных людей, помогать им в реализации творческих проектов, поддерживать их, закрепляя на территории конкурс "Золотое будущее Югры".
Все обозначенные выше шаги, знаковые мероприятия 2002 года, доказали правильность реализации намеченных целей и помогли разработать стратегию среднесрочной программы на 2003-2005 годы, которая концептуально нацелена на дифференцированный объект государственной молодежной политики, учитывает специфику жизненных ценностей, социальных потребностей и проблем молодежи. Главным во всей деятельности по реализации государственной молодежной политики в 2003-2005 гг. должно быть обеспечение условий для успешного формирования социально-профессионального, семейно-брачного статусов молодежи и ее жизненного самоопределения.
http://www.admsurgut.ru/adm/kmp/Images/gribcova.htm