27 октября 2008
3154

`Реформа банковского надзора назрела` - интервью Генерального директора АСВ Александра Турбанова `Аналитическому банковскому журналу`

Сегодня активно обсуждается необходимость реформы банковского надзора. Среди проблем совершенствования его действующей практики поднимается вопрос о создании межведомственного Комитета банковского надзора (КБН), куда предлагается включить Агентство по страхованию вкладов (АСВ). Мы попросили генерального директора Агентства, Александра Турбанова прокомментировать обсуждаемые реформаторские идеи.

- Среди реформаторских идей существует предложение о создании межведомственного Комитета банковского надзора (КБН), куда предлагается включить Агентство по страхованию вкладов (АСВ) как организацию, и вас лично, как генерального директора Агентства. Вы примете такое предложение, если оно к вам поступит?

Александр Турбанов: Действительно, дискуссия о реформе банковского надзора идет достаточно бурная. Толчком к ней послужили парламентские слушания, на которых была высказана критика в адрес Центрального банка Российской Федерации. Для того чтобы понять, насколько она конструктивна, необходимо выяснить, о чем именно идет речь.

Центральный банк критикуется за то, что надзор за банками осуществляется плохо. Отсюда делается вывод: забрать у Центрального банка функцию банковского надзора. Но, позвольте, Государственная Дума тоже критикуется за то, что не принимает нужных законов. Следуя той же логике, получается, что функцию принятия законов у Государственной Думы также нужно изъять?

На мой взгляд, наличие недостатков в деятельности и соответствующая критика - это еще не аргумент к тому, чтобы забирать функции у государственной организации. Больше всего удивляют реплики о том, что "главное - изъять надзор из Центрального банка, а кому его передать - это уже дело техники". Такая постановка вопроса вызывает у меня полное недоумение: по-моему, это государственная безответственность. Складывается впечатление, что цель такого предложения - во что бы то ни стало отобрать надзор у Центрального банка, а вовсе не в том, чтобы сделать его эффективнее.

- И все-таки, есть ли в надзоре за российскими банками необходимость существенных перемен?

Александр Турбанов: Следует признать, что дискуссия по этой теме не беспочвенна. Это чувствуется и по ее накалу. По моему личному убеждению, реформа банковского надзора назрела. Именно реформа. Даже термин "совершенствование" в данном случае будет слишком мягкий, чтобы обозначить серьезность мер и решений, которые должны быть приняты.

Реформа банковского надзора действительно требуется. И не потому, что банковский надзор в России допустил какие-то провалы, наоборот, сейчас ситуация в банковской системе благоприятная как никогда. Но этим-то как раз и надо воспользоваться, чтобы в спокойных благоприятных условиях эту реформу провести. Она нужна, потому что сейчас те организационные формы, в которых находится банковский надзор, уже отстают от потребностей реальной практики и от того темпа, в котором развивается наша банковская система.

Безусловно, и сам банковский надзор все это время развивался и совершенствовался, но его дальнейшее развитие в существующих формах затруднительно.

- Как же следует реформировать банковский надзор?

Александр Турбанов: Может быть три варианта или модели реформирования банковского надзора.

Первая модель - создание новой самостоятельной организации банковского надзора в рамках федеральных исполнительных органов власти. Эта новая правительственная структура станет заниматься исключительно одной функцией - осуществлять банковский надзор. Регулирование сохранится за Банком России. Таким образом, надзор будет отделен от регулирования, и в ряде стран такая практика распространена. Однако, на мой взгляд, в результате реализации такой реформы мы вряд ли получим тот эффект, который ожидаем. Затраты и потери значительные, а качественных изменений, по крайней мере, в ближайшем будущем может не последовать.

Вторая модель - передача функций банковского надзора мегарегулятору, органу федеральной власти, который станет осуществлять надзор за всеми секторами финансового рынка. И такой вариант организации банковского надзора существует в мировой практике. Причем число стран, выбравших этот путь, постоянно растет, несмотря на то, что у этой модели есть как свои плюсы, так и минусы.

- Почему же все большее число стран идет по пути создания мегарегулятора?

Александр Турбанов: Мегарегулятор создается там, где есть реальная потребность объединить, консолидировать надзор за развитием отдельных секторов рынка. На мой взгляд, сегодня в России пока что такой реальной потребности нет.

Международный опыт показывает, что в разных странах мегарегулятор охватывает различный состав секторов финансового рынка. Но в любом случае цифры свидетельствуют о том, что тенденция к созданию мегарегулятора во всем мире усиливается.

- Возможно ли создание такого института у нас?

Александр Турбанов: Ответ на этот вопрос требует серьезного анализа и принятия решений отнюдь не поспешных. Скорее всего, России потребуется период в несколько лет для того, чтобы внимательно изучить и оценить эффективность такого решения.

Следует внимательно рассмотреть опыт дробления банковского надзора, когда каждую из его функций выполняет отдельный государственный институт. Функцию регулирования - один, функцию лицензирования - другой, функцию текущего надзора - третий. Так происходит, к примеру, во Франции. В свое время я очень подробно изучал французский опыт. Руководители органов банковского надзора с воодушевлением рассказывали мне о том, как на практике они осуществляют свои функции. И когда моя стажировка завершилась, руководитель одного из этих надзорных ведомств очень искренне рекомендовал нам не воспроизводить такой опыт.

- Какой же вариант осуществления банковского надзора вам представляется оптимальным для нашей страны?

Александр Турбанов: На мой взгляд, сейчас наиболее правильно для нас - оставить функции банковского надзора у Центрального банка. Вместе с тем, необходимо принять меры по его реформированию.

- Какая реформа нужна?

Александр Турбанов: В целом, поддерживаю предложения Дмитрия Тулина, которые содержатся в статье, опубликованной в вашем журнале, 1 , (сноска1 "Что поменять в банковском надзоре", "Аналитический банковский журнал" N 02(141) февраль, 2007, с.23-39) и полагаю, что они могут быть, во-первых, серьезным предметом обсуждения. А, во-вторых, возможно, основой для принятия решений. В частности, на мой взгляд, целесообразно в первую очередь отделить текущий надзор от регулирования и принятия решений по результатам текущего надзора. Второе предложение заключается в централизации текущего надзора. Я поддерживаю идею создания единой автономной службы в рамках системы Центрального Банка с выведением надзора из подчинения территориальных подразделений Банка России.

И третье, необходимо реформировать Комитет банковского надзора, который не должен заниматься текущим надзором и рассмотрением текущих проблем. Этот институт должен заниматься регулированием и принятием решений по результатам банковского надзора. Это одна сторона реформирования. Другая сторона реформирования, и я разделяю такую позицию, должна заключаться в том, что в Комитет банковского надзора Банка России должны быть введены представители других структур, также имеющих отношение к финансовому рынку в целом и к банковскому надзору, в частности.

Среди прочих структур называется и Агентство по страхованию вкладов. Я уверен, что такое предложение является достаточно обоснованным. Полагаю, что представитель Агентства по страхованию вкладов уже давно должен был бы заседать в Комитете банковского надзора даже при действующем законодательстве, естественно, с правом совещательного голоса. Думаю, что от этого был бы уже эффект и при отборе банков в Систему страхования вкладов. Напомню, что в данном процессе Агентство не участвовало вовсе. Этим занимался только Центральный Банк при том, что всю финансовую ответственность за те банки, которые стали участниками Системы страхования вкладов (ССВ), несем мы - АСВ. Центральный Банк мог бы поделиться ответственностью с нами, но в тот период он решил этого не делать. Поэтому сейчас пожинает плоды Мы же находимся в стороне, поскольку не были причастны к процедуре принятия банков в ССВ. С включением нас в КБН мы готовы нести ответственность за решения, поддерживаемые нами.

- Кто, по вашему мнению, должен возглавлять Комитет банковского надзора в случае, если этот орган будет межведомственным?

Александр Турбанов: Эту тему обсуждать пока что не время. Если каждый начнет примерять КБН под себя, тогда реформы уже точно не будет.

- Выдвигаются идеи включить в КБН представителей Национального банковского Совета. Вы поддерживаете такое предложение?

Александр Турбанов: Не слышал о таком предложении. Знаю, что есть предложение передать функции КБН Национальному банковскому Совету. Но НБС работает совсем в другом формате. Он не сможет оперативно принимать меры надзорного реагирования.

- Ваша позиция по вопросу создания консультативного органа при Председателе Банка России?

Александр Турбанов: Я поддерживаю такую идею. Однако более важным считаю создание координирующего органа в сфере регулирования. Его задача - разрабатывать единые стандарты регулирования для всех секторов финансового рынка. В него могли бы войти представители всех регулирующих органов (ЦБ, ФСФР, Минфин, ФАС), а также Правительства и Администрации Президента.

- Что же надо делать для того, чтобы начать обозначенные вами реформы?

Александр Турбанов: В первую очередь, Центральный банк должен публично обозначить свою позицию по всем обсуждаемым вопросам. Тогда дискуссия приобретет более профессиональный характер, и мы преодолеем тот негативный тон и спекулятивный эффект, который складывается сегодня по отношению к Центральному Банку. Пока этого не произойдет, сохраняется серьезная опасность того, что на волне популизма могут быть приняты неверные решения.


www.asv.org.ru

27.10.2008

Вероника Новикова
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован