Журналист Михаил Зыгарь представил книгу "Война и миф"
Работа журналиста -- разрушать мифы, говорит репортер Михаил Зыгарь. Мифы, созданные политиками и пропагандистами, мифы, живущие сами по себе. Журналист-международник Зыгарь разрушает мифы уже семь лет на страницах газеты "Коммерсант" и журнала "Власть". Его только что вышедшая в издательстве "Питер" книга так и называется -- "Война и миф".
Сборник уже опубликованных статей -- особый жанр, ставший распространенным в последнее время. Часто такие книги призваны лишь потешить самолюбие автора, исключений -- единицы. "Война и миф" -- одно из таких исключений.
Книга состоит из восьми историй: становление "Аль-Каиды" и превращение Бен Ладена в террориста номер один, иракская и арабо-израильская война, революции на Украине и в Киргизии, трагедия в Андижане, Сербия в ожидании развязки с Косово, наконец, российско-эстонское противостояние. Ни одна из них не получилась исчерпывающей или строго хронологичной, ведь журналист не может быть в нескольких местах одновременно. Но в каждой Михаил Зыгарь постарался сделать главное -- разглядеть события такими, какие они есть на самом деле, а не в причесанных теленовостях или официальных заявлениях и дипломатических нотах. И понять, что арабо-израильский конфликт -- это война не за мир, а война за войну и война сама по себе является для ее участников конечной целью и ценностью. Что в Андижане режим Ислама Каримова не расстреливал бандитов и террористов, а самоутверждался ценой жизней мирных женщин и детей. И что главные события вокруг Бронзового солдата проходили не в Таллине, а в "Останкино".
"Иногда у меня даже возникают сомнения: а существовал ли в действительности Бронзовый солдат, видел ли я его на площади Тынисмяги?" -- спрашивает себя автор. Видел. И даже узнал от участников "Ночного дозора", что памятник солдату эстонский скульптор лепил с эстонца. Но майские дни, проведенные Зыгарем в Таллине, когда памятник перебрался с площади Тынисмяги на военное кладбище, привели его к выводу: "Виртуальная война, прогремевшая на российском телевидении, имела очень много последствий только в самой России: заслонила все марши несогласных, сорвала саммит Россия--ЕС. Эта виртуальная война вдруг показала, что настоящих новостей не существует. Есть только выдуманные события. Кто-то их надувает, а кто-то сдувает".
Состязание с телеэкраном не может не волновать газетного репортера, для которого главное мерило мастерства -- создать "эффект присутствия". Михаил Зыгарь владеет этим инструментом, и создает такой эффект -- даже там, где нормальному читателю присутствовать не хотелось бы ни за что и никогда. Но знать об этом нужно. Майские дни 2005 года в Андижане после расстрела его жителей журналист называет самым страшным эпизодом своей журналистской работы. Когда политики в Москве и Вашингтоне успокаивали себя мыслями о том, что в Андижане подавили бандитский мятеж, корреспондент "Коммерсанта" ходил по вымершему городу и старался не поскользнуться на лежащих на асфальте маленьких, мокрых после дождя детских шлепанцах -- ими был усеян весь город. "Вовсе не мифический терроризм расстреливал разбегавшихся по городу людей, -- пишет Зыгарь теперь, два года спустя. -- Призрак терроризма виноват только в одном -- в том, что Андижан благополучно забыли".
На презентации книги, которая прошла на Московской международной книжной ярмарке, издатели порадовали автора, что уже планируют готовить второе, расширенное и дополненное, издание "Войны и мифа" -- спрос уже есть. За мифами, разрушать которые считает своим долгом Михаил Зыгарь, дело не станет.
Иван ГОРДЕЕВ
Время новостей ИД "Время"