11 ноября в конституционном суде Татарстана состоялось слушание дела по запросудепутатов госсовета РТ о толковании положений статьи 1 конституции республики вчасти суверенитета.
Как передает ИА "Intertat.Ru", запрос от 29 парламентариев был внесен в суд 5 сентября. Причиной послужило то, что Генеральная прокуратура РФ направила в Верховный суд РТ заявление о признании более чем 50 статей новой редакции конституции РТ противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению. Генпрокуратура указала, в частности, что федеральному законодательству противоречит прописанный в Конституции РТ суверенитет республики в пределах своих полномочий.
В заявлении сказано, что вопрос о суверенитете неоднократно рассматривался конституционным судом РФ, который определил: Конституция РФ не допускает какого-либоиного носителя суверенитета, помимо многонационального народа России.
У депутатов госсовета другое мнение. Они ссылаются на статью 5 Конституции РФ, которая признает республики государствами, а значит они могут обладать суверенитетом. 11 ноября на процессе госсовет РТ представляли депутаты Марат Галеев, Индус Тагиров и председатель Комиссии по вопросам законодательства, законности, регламента и депутатской этики Мидхат Курманов. Помимо этого, присутствовали уполномоченный по правам человека в Татарстане Рашит Вагизов, представители аппарата президента РТ, кабинета министров РТ, верховного суда РТ и прокуратуры РТ. В качестве экспертов были приглашены заведующий кафедрой политологии КГУ Мидхат Фарукшин и научные работники кафедры конституционного и международного права КГУ.
Марат Галеев в своем выступлении подчеркнул: сложность в толковании термина "суверенитет" вызвана тем, что он находится в развитии. Абсолютным суверенитетом сейчас не обладает ни одно государство. Нужно дать толкование по отношению к становлению молодого российского государства. И термин "суверенитет" следует рассматривать в контексте истории Татарстана.
Депутат Госсовета РТ отметил, что Конституционный суд РСФСР в своем решении от 13 марта 1992 года относительно референдума о повышении государственного статусареспублики отнесся с пониманием к самоопределению татарского народа и его стремлению укреплять государственность. Некоторые регионы восприняли это в качестве возможности отделения республики от страны. Но Марат Галеев напомнил, что на референдуме вопрос территориального обособления не рассматривался. Это же признал и Конституционный суд РСФСР в другом своем решении, отметив, что республика выступает за построение федеративных отношений путем делегирования полномочий снизу. Депутат Госсовета РТ подчеркнул, что федеральный центр согласился с таким подходом, заключив в 1994 году с Татарстаном договор "О разграничении предметов веденияи взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти РФ и РТ". По словам Марата Галеева, построение устойчивых федераций возможно только путем делегирования полномочий снизу.
На вопрос судьи об отличии понятия "суверенитет" в старой и новой редакции конституции РТ депутат госсовета РТ ответил, что "принципиальной разницы мы, может, и не увидим". Но в то же время он подчеркнул, что изначально суверенитет в конституции был прописан, когда договора между Россией и Татарстаном не существовало."Договор изменил параметры суверенитета", - сказал Марат Галеев.
Индус Тагиров, комментируя тот же самый вопрос, отметил, что в старой редакции конституции республика признавалась полностью суверенной, в новой же редакции прописано, что Татарстан - субъект России, следовательно, обладает ограниченным суверенитетом.
Мидхат Фарукшин, прежде чем рассуждать о суверенитете, призвал задуматься над определением этого понятия. По его мнению, суверенитет в настоящее время можно определить как присущую государству меру независимости и самостоятельности. "Ни одно государство в мире такого суверенитета не имеет, сказал Мидхат Фарукшин. Как может Россия обладать суверенитетом, имея миллиардные долги? Это независимость?"
Он подчеркнул, что республики в составе государства, безусловно, обладают ограниченным суверенитетом. Мидхат Фарукшин отметил, что Конституционный суд РФ в своем решении от 27 июня 2000 года стал отрицать качество государства за республиками, но не стал отрицать сам суверенитет.
По словам политолога, он предлагал конституционной комиссии во время работы надновой редакцией основного закона РТ не употреблять слово суверенитет, а дать в Конституции РТ само определение.
Слушание дела было закончено. Председатель конституционного суда РТ Сайфихан Нафиев сообщил, что о дате оглашения решения будет объявлено дополнительно.
11.11.2002
www.regions.ru