Сегодня в Кабинете министров Татарстана состоялась пресс-конференция, посвященная итогам визита министра экономического развития и торговли РФ Германа Грефа. В пресс-конференции приняли участие министр экономики и промышленности Татарстана Сергей Когогин, генеральный директор ОАО "КАМАЗ" Иван Костин, генеральный директор КАПО им. Горбунова НаильХайруллин, Генеральный директор ОАО "Казанский вертолетный завод" Александр Лаврентьев и председатель торгово-промышленной палаты РТ Шамиль Агеев.
Одним из основных вопросов, затронутых на пресс-конференции стало отношение Татарстана к процессу создания авиахолдингов в России. Дело в том, что визит Грефа выявил серьезные расхождения в подходах по этому вопросу. Как известно, Герман Греф является соавтором идеи формирования в России крупныххолдинговых комплексов. По его мнению, в условиях нарастающих процессов глобализации толькокрупные холдинги смогут на равных конкурировать с транснациональными корпорациями. Идеи объединения в единый комплекс авиапредприятий, выпускающих однотипные модели вызревает в коридорах Правительства России уже давно. Одна из таких идей предусматривает объединение Ульяновского, Казанского, Самарского и Таганрогского авиастроительных предприятий и конструкторского бюро им. Туполева в единый комплекс. Уже сформирован персональный состав участников холдингов и сейчас наступает самый тяжелый этап реализация.
Однако, руководство Татарстана и директора крупнейших предприятий авиационной отрасли республики до сих пор сильно сомневаются в целесообразности создания вертикально-интегрированных корпораций в ВПК. По их мнению, пока производственные мощности на предприятиях ВПК загруженны всего на 25-30%, нельзя серьезно рассчитывать на успех в реализации этой идеи. "Сначала надо решить вопрос оптимизации мощностей, а потом уже заявлять о создании холдингов"сказал . Например, в зимний период Ульяновский авиазавод тратит 80-90 млн. рублей на энергоносители, 12 млн. рублей КАПО, Самарское предприятие, Таганрогское тоже примерно столько же.Сколько же надо создавать, а главное продавать самолетов, чтобы прокормить этот холдинг?"
По мнению генерального директора КВЗ Александра Лаврентьева, пока невозможно комментировать идею создания авиахолдингов, потому что это именно идея, а не качественно проработанный проект. Та скудная информация, которая доходит до татарстанских авиастроителей, дает основание полагать, что холдинги это инструмент перераспределения финансовых средств от предприятий, которые более-менее успешно работают, к тем, кто находится на грани банкротства. "Если ради этого строятся холдинги, то зачем они нам?", - сказал Лаврентьев.
Российские авиаперевозчики за пять лет купили не более пяти-десять самолетов. Ив ближайшие пять лет, по мнению генерального директора КАПО, не будет большого роста заказов. Имеющиеся мощности одного только КАПО удовлетворили бы спрос на самолеты на внутреннем рынке России. Исходя из этого не понятно, зачем раздавать всем авиапредприятиям скудную помощь, которая обеспечит лишь жалкое существование и никак уж не конкурентоспособность на мировом рынке. В свое время Илье Клебанову не раз предлагали определиться с тем, какие предприятия России нужны. Пусть останутся только те предприятия, которые государство сможет серьезно поддерживать, в том числе и заказами. Если уж дело дошло до строительства холдингов, то, по мнению С.Когогина, они должны создаваться на принципах поглощения сильными предприятиями слабых и не как иначе. Если холдинги будут создаваться под угрозой отлучения от государственных заказов, то это будут искусственные, нежизнеспособные порождения, которые не смогут выпускать продукцию, конкурентоспособную на мировом рынке.
Как сказал Наиль Хайруллин, Казанское производственное авиационное объединение не застыло, как многие другие авиационные предприятия России, а с помощью поддержки Правительства Татарстана продолжает развиваться. Закупается новое импортное оборудование, обновляются основные фонды. В настоящее время заканчивается монтаж американского клепального автомата, который позволит повысить качество и эффективность производства самолетов. В настоящее время Татарстан ведет переговоры о поставках самолетов Ту-214 в Китай, Иран, Казахстан, Ливию. И позиция российского министра очень важна в успехе этих переговоров. При посещении КАПО Герман Греф задал Наилю Хайруллину вопрос, готов ли он войтив холдинг. Хайруллин выдержал, по словам Когогина "непростительно большую паузу", чем вызвал резко отрицательную реакцию Грефа. Однако последующее посещение казанского вертолетного завода смягчило министра и он стал более спокойно относиться к татарстанским доводам.
На КВЗ федеральный министр увидел реально работающее предприятие, которое не только производит вертолеты, 92% которых идет на экспорт, но и обладающее ресурсами для проектирования и испытания новых моделей вертолетов. Гостю показали, какую роль может играть Россия на мировом рынке. Очевидцы рассказывают, что когда Грефу назвали цифры дохода, который может получить страна, то министр был очень удивлен. Пример казанского вертолетного завода показывает, какую долю рынка при нормальной работе могут занять российские производители авиационной техники. По мнению Когогина, при отъезде из Татарстана Герман Греф уже не выглядел максималистом по вопросу создания авиахолдингов.
04.09.2001
http://www.regions.ru/news/624039/