18 сентября 2008
3303

Ретроспектива Ильи Кабакова в ГМИИ им. Пушкина, `Гараже` и на `Винзаводе`

Main kabakovbg
На этой неделе с интервалом в несколько дней сразу на трех московских арт-площадках - в ГМИИ им. Пушкина, на "Винзаводе" (Галерея М&Ю Гельман) и в Центре современного искусства "Гараж" - стартует ретроспектива самого известного на Западе российского художника, родоначальника московского концептуализма Ильи Кабакова. Вместе со своей женой и соавтором Эмилией Илья в ближайший месяц устроит для зрителей целый фестиваль своих главных инсталляций.

В понедельник открылся вернисаж в Государственном музее изобразительных искусств. Там супруги Кабаковы представили композицию "Ворота", которая, по их мнению, служит своеобразной "дверью в иное пространство". Следующим на очереди стал "Гараж" - галерея, созданная на базе огромного здания автобусного парка, построенного по проекту архитектора Мельникова. 17 сентября на "Винзаводе" открываются три известные инсталляции Кабакова "Жизнь мух", "Туалет" и "Игра в теннис".

Он принципиальный и старательный обладатель статуса легенды московского художественного андеграунда, нонконформист, шестидесятник, не эстет, не франт - вивисектор быта. Поначалу Илья Кабаков оформлял детские книжки, затем, попав в течение "несогласных", взялся за инсталляции, чтобы в итоге полностью переработать этот формат самовыражения. Его произведения не просто стали объемно расползаться паутиной по стенам и нишам, но сами выставочные залы заманивали в свои сети, делая их частью общего целого. Кабаков уехал из СССР в 1987 году, и с тех пор в мировых столицах одна за одной появляются его всепоглощающие "тотальные инсталляции", а каждый его приезд обратно на родину приравнивают к празднику, ни один из которых, будь то советские или международные, он никогда не любил. Тем не менее 30 сентября исполняется своего рода "двойной юбилей". Самому художнику - семьдесят пять; и ровно 15 лет прошло с тех пор, как он не ступал на ту землю, которая теперь называет его художественным лидером в своей новейшей истории.

В XX веке, когда кино, фотография и пластинки уничтожили само понятие уникальности всякого художества, искусство стало сопровождать нас в каждую минуту жизни. Его стало много, и принадлежит оно с определенного момента не народу, а всем. Илья Кабаков одним из первых оказался на наиболее близком расстоянии от очага зарождения нового искусства, чтобы превратить его в главный испытательный полигон. И одним из первых понял, что даже такой неукротимой поэтике нужен прочный каркас. Как и почти все коллеги из его плеяды, Кабаков всегда выстраивал разномастные метафоры, индивидуальные и многоуровневые, но как ни у кого его воздушные образы имели и имеют свою прочную земную основу. Кабаковские работы пустили корни в сам быт советского и далее российского человека.

Своим творчеством Илья Кабаков подвел все искусствоведение современной России под новые ориентиры: уже почти двадцать лет, с начала 90-х, каталоги о русском искусстве XX века начинаются с "Черного квадрата" Малевича и заканчиваются аккурат "тотальными инсталляциями" Кабакова. Самое печальное заключается в том, что ярый космополит, ставящий общечеловеческий быт выше всяких географических рамок, Кабаков сам стал заложником географии и ее необъяснимых предрассудков.

Для нашего зрителя он превратился в иностранца, причем слишком дальнего, чтобы хоть как-то время от времени напоминать о себе на различных выставках. Единственная персональная экспозиция художника была организована у нас в середине 90-х, и это при том, что за последние две недели в одной только Германии таких выставок открылось четыре. Его неустанно печатают в специализированных изданиях по искусству, о нем пишут научные работы, для нас же Кабаков в последнее время фактически не существовал, и все повторялась и повторялась ситуация, сравнимая с той, когда в 1990 году Октавио Пасу присуждали Нобелевскую премию. Советская пресса в тот момент столкнулась с очевидным фактом, о котором и написала: "Кажется, его знают все, кроме нас". Речь идет уже не о мексиканском писателе, а о нашем собственном художнике.

Иван Пачко

Опубликовано в РГ (Федеральный выпуск) N4752 от 17 сентября 2008 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован