17 ноября 2006
3336

Родион Щедрин: `Невозможно выйти на Тверскую с рупором и крикнуть: `Слушайте Баха!`

Main p61
...Промозглый вечер, Тверская. Домофон, консьержка; лифт на шестой. Квартира - а какой ей быть? - повсюду цветы - свежие, не увядшие, а со стен - афиши.
- Вы знакомы? - Родион Константинович "на секундочку" проводит меня в кухню. Майя Михайловна, отрываясь от легкой трапезы, буквально хватает за руку:
- Ну-ка садитесь! С интервью успеется. Нам тут икры прислали... Вот вам чай. Сыр французский, сейчас отрежу, а то ведь сами не возьмете...
И ложкой накладывает горку черной икры, черпая из пол-литровой банки.
И - ничего с собой поделать нельзя: забываешь, что она Плисецкая, великая, - юркая, грациозная, вся в черном, жадная до жизни, а ты... будто с нею на свидании. Причем оба - бедные студенты где-то в общаге, а тут с оказией банка икры перепала...

Кабинет маэстро. Стол, ноты, рыжий "Стейнвей"; полумрак. С улицы - трели намертво запертой Тверской...
- Хотел бы вас спросить о жене, да любой вопрос, сто раз задаваемый, пошлостью отдает: кто был знаменитее, когда вы только встретились, - дурь какая-то...
- Она-она. Она была знаменитее, балет все-таки! 48 лет как вместе уж справили. И это только с того момента, как расписались. Я познакомился с ней в доме Лили Брик. Но... без нее.
- Это как же?
- Услышал голос. Лиля Брик в ту пору (1954) жила со своим последним мужем, Василием Катаняном. Денег у нее было много: получала как наследница Маяковского. Пригласят меня, скажут: а сыграйте нам что-нибудь из Шопена, Рахманинова или позднего Скрябина. Ну и свое, конечно... Потом Лиля Юрьевна даст денег на такси - за "туда и обратно". Разумеется, ни на каких такси я не ездил - чем плохи трамвай да метро? А денежки сохранял... И вот однажды они купили магнитофон "Днепр" (огромная такая махина, на бобинах!). И стали делать звуковую "коллекцию друзей дома". "Друзья" были, скажу вам, неплохие - Асеев, Пастернак, Тышлер, Черкасов... "Хотите послушать?" - А-а-а, магнитофон! Конечно! - "Тут одна молодая балерина из Большого театра поет музыку из прокофьевской "Золушки"... И вдруг я слышу совершенно чистый голос, точно совпадающий по тональности: "Золушка"-то сложная! Обомлел: "Это же не балерина. Это..."
- Нет, балерина! - улыбается Лиля Брик. - Такая красавица рыжая, а как сложена!..
Заехал на яму, сменил масло... Что тут такого?
...Маршруты следования знаменитой четы давно всем известны: дом в Литве - госпожа Уединенность, там уж 25 лет (как купили дом) рождается музыка; квартира в Мюнхене - свидания с издателем да адвокатом, дела "технические"; Москва... для души, для друзей, для премьер: ведь еще 30 октября в консерватории давали "Боярыню Морозову", наделавшую столько шума.
- Москва-Москва... Нас приглашают в самые разные места. Но как посмотришь, куда ехать надо, - отказываешься. К чему полдня на дорогу тратить? Эти пробки - сущая катастрофа: машины стоят и так, и сяк, и наперекосяк - как в фильме о конце света!
- В Мюнхене проще?
- Вот еду я по Мюнхену и думаю: "А неплохо бы сейчас повернуть налево". И - о чудо - тут же возникает поворот налево. В Москве же все крайне алогично: чтоб попасть на радио, на Пятницкую, тебя повезут к черту на рога, куда-то на Валовую, потому что здесь - кирпич, там - одностороннее!.. А если развернуться надо? Это ж до самого Петербурга ехать придется!
- Нет чтоб с собственным водителем ездить... Статус все-таки.
- Я всегда с большой долей скепсиса относился к тем моим коллегам, которым нужно обязательно как-то подчеркнуть, что их миссия в жизни "особая". То длинные волосы отрастят, то бородищу отпустят. Или серьгу в одно ухо вставят... Мол, это вам не просто так! Сам этим не отличался никогда: не было времени выпендриваться. А масло сменить - всего-то и нужно было что яма да гаечный ключ.
- Первая машина - "Волга"?
- "Победа". Я свою профессиональную жизнь начинал с музыки для кино. А там платили недурно. И квартиру купили, и дачу. Вот и машину... Помню отлично: серая, номер 74-44. Да она дешево стоила тогда (1955 г.)...
До хрущевской денежной реформы 1961 года "Москвич" стоил 9000 руб., "Победа" - 12 000, "ЗИМ" - 16 000.
- А где ездить учились?
- Во-первых, на курсах. А во-вторых... наследственное. Один мой дядя был испытателем мотоциклов на Тульском заводе (потом он сильно ранился и стал заниматься настройкой роялей). У другого лодка была с "полусильным" мотором. Плывет через Оку, тарахтит...
Ну что вы, машина - это так естественно для музыканта! Рахманинов обожал авто, водил в своем фамильном поместье в Тамбовской губернии. Или вот: "дворники" изобрел друг его - пианист Иосиф Гофман! А когда мы купили наконец "Мерседес", я часто советовался по тому или иному вопросу с Леонидом Коганом - знаменитым скрипачом и потрясающим знатоком машин. Говорю ему: "Леня, тут масло... немного непонятно..." Он: "Да приезжай ко мне на дачу, все тебе сменю!"
Садишься в "левака", а там - бом-бом-бом!
- Интересно залезть на "композиторскую кухню". Вот вы приходите, садитесь и просто пишете?
- Нынче я живу на "западный манер": на 95 процентов работаю по заказу. Заказы же бывают самые прелюбопытные. То концерт для 1000 виолончелей, то мюзикл писал по заказу японцев на сказку "12 месяцев". Проблема была в том, что сочинить его надо было за два месяца к конкретной "волшебной" дате - 8.8.88.
- А почему выбор пал на вас? Вы вроде до этого не писали мюзиклов?
- И после не писал. Но поскольку сказка русская, японцы через посольство забили в компьютер сведения о 100 русских композиторах. Целые досье из разных пунктов - "владение вокальной музыкой", "пьющий - не пьющий"...
- А это еще зачем?
- Ну как? Сроки поджимают! А вдруг запьешь, и никакого тебе мюзикла! Компьютер выбрал меня. Тут они и стали штурмовать. Но сначала я отказался... Потом же Майя Михайловна (она была в Японии 37 раз) говорит: "Не отказывайся. Ты же любишь японскую кухню... Ну мало ли - не успеешь, не получится, - но зато хоть вкусно поешь!" Ко мне приставили персонального повара...
- Каково быть авангардистом?
- Никаким авангардистом я себя не ощущал и не ощущаю. Если есть у меня какие-то музыкальные способности - пусть ими руководит моя интуиция. Вот и все. А в эти маленькие музыкантские религии я никогда не вписывался. Потому что весь тот авангард, который был в мире, - это сплошь диктатура. Тот же Булез - большой диктатор. Но ведь что пишут они - и музыкой-то язык не поворачивается назвать!
- Ну почему же... Оливье Мессиан...
- Мессиан? Мне довелось с ним работать в жюри первого конкурса Глена Гульда в Торонто. Знаете, что он мне сказал тогда? Одну горькую-горькую фразу: "Авангард украл у меня 10 лет полноценной работы!" Стоишь нетвердо, как на коньках. А тебя под локоток - туда, сюда! Ну что ж ты, старая калоша?! Почему несовременен?! Почему Сибелиус так рано бросил музыку писать, уничтожив свою последнюю симфонию? Та же причина. Чувствовал себя никому не нужным, отставшим, калошей... Это трагедия. А слушатель? Что получил он? Если вы идете на премьеру "авангардного сочинения", то отлично знаете, что вас там ждет. Ни мелодии, ни ритма - потому что "так писать стыдно". Ну и зачем же тогда ходить, если тайны нет? Так современная музыка потеряла своего слушателя, замкнувшись в маленьких фестивальных гетто...
- И что же взамен?
- Ничего. В огромную образовавшуюся брешь ринулась попса. И теперь мы слышим ее принудительно в аэропортах, аптеках, поездах... Садишься в "левака" и говоришь одну-единственную фразу: "Ради бога, выключите радио!" Это "бом-бом-бом" уже невыносимо. Конечно, невозможно выйти на Тверскую с рупором и крикнуть: "Слушайте Баха!" Люди не поверят, скажут: псих, хорошо, если не побьют... Но в древнейшем искусстве музыки заложена колоссальная сила. И неужели нужен лишь случай твоего обнажения - когда уйдет близкий тебе человек, - чтобы ты понял: Боже мой, что за звуки, что за благоговейная речь? Все эти нынешние кумиры - едва на одно поколение; а Моцарт останется навсегда, покуда будет цела наша планета. Да не ханжа я, поймите правильно! Мол, в наше время и собаки хорошо лаяли...
- Когда Галине Вишневской не понравился черняковский "Евгений Онегин" в Большом театре, она созвала прессу и среди прочего сказала, что пора вводить цензуру...
- Я к Галине Павловне отношусь очень хорошо, но мне "Евгений Онегин" понравился. Поэтому здесь не будет: ах, вот если так думает Вишневская, то и я так же должен думать! Нет, я думаю по-другому. Талантливая, яркая и убедительная постановка, не поднимающая руку ни на Пушкина, ни на Чайковского. И "Аида" Чернякова мне тоже понравилась, хотя Галина Павловна ушла сразу же после первого акта. А с цензурой мы уже жили. Да и потом, кто будет цензором, скажите мне? Я? Или Вишневская? Сейчас такая коррупция, что вынут из кармана пачку потолще, заплатят цензору - и все будет шито-крыто. Скорее уж цензуру надо вводить на телевидении, чтобы стреляли хотя бы на три часа в сутки поменьше и чтобы кровь лилась не Волгой, а тоненьким ручейком... А в искусстве... Если человек талантлив - это и есть его высшая цензура. Будь он даже эпатажен - все равно грани не перейдет.
"Не подумал о мочевом пузыре"
- Мы говорили про тайну в музыке. Но всегда ли ваши произведения приходились публике по вкусу?
- "Темна вода во облацех..." В искусстве ничего заранее не спрогнозируешь. Когда я в вашем возрасте писал музыку к фильму "Высота", разве мог даже на минутку подумать, что эти "грехи молодости" будут жить спустя 50 лет?
- Не кочегары мы, не плотники,
Но сожалений горьких нет как нет.
А мы монтажники-высотники - да...
- Ну вот, вы знаете. Коля Рыбников пел. Но - тут же вам обратный пример. Помните фильм "Нормандия-Неман" Жана Древиля (1960 г.)? Он совершенно четко поставил задачу: ребята, нам нужен шлягер! Чтобы его пели в каждом кафе - как в Париже, так и в Москве. Мы страшно старались! Изо всех сил: Симонов стихи написал великолепные, я - музыку...
Разлучились полночью туманною,
Уводила в бой меня звезда...
...Ну и что? Сейчас эта песня как-то где-то промелькнет, но ведь надо признать: шлягер-то не получился.
- "Музыкальное приношение Баху" для органа Шнитке назвал вашим лучшим сочинением. Смущает другое: произведение идет "без передышки" более двух часов...
- О-о, у него была нелегкая судьба. В последнее нотное издание я даже вставил примечание: "По воле исполнителя можно делать купюры". В противоположность Римскому-Корсакову, который писал: "Прошу господ дирижеров купюр в моих операх не делать!" Премьеру в Москве играл сам. Это 1985 год, 300-летие Баха. Вот представьте Большой зал консерватории. Аншлаг. Я сажусь за пульт органа. Исполняя, я, конечно, слышал время от времени какие-то поскрипывания... И вот выхожу кланяться - ползала нет. Один мой приятель-врач сказал: "Что ж ты не подумал о мочевом пузыре?" Я был абсолютно подавлен! Но тут ко мне за кулисы пришел знаменитейший ученый из Финляндии, первый специалист по Сибелиусу - Эрик Тавасшерна. И давай засыпать небесными комплиментами! Я расчувствовался, говорю: "Профессор, а поехали ко мне домой..." Здесь выпили водки как следует, а он все расхваливает, причем самое слабое слово, которое он говорил, - "гениально". И вдруг, прощаясь, он улыбается: "Но один недостаток в сочинении есть!" Я насторожился. "Оно слишком коротко!" Но потом мы играли его в Праге. К финалу от переполненного зала осталось от силы человек 30... За кулисами какая-то женщина, рыдая, бросилась мне шею: "Простите этих идиотов, они ничего не поняли!"
- Композитор Эшпай обиделся, когда, поздравляя его, мы упомянули в заметке его кантату "Ленин с нами".
- ...Расскажу вам, отчего сам написал ораторию "Ленин в сердце народном". Дело вот в чем: в 1968 году я отказался подписать письмо, когда ввели войска в Чехословакию. И "Голос Америки" буквально каждый час вещал: "Три русских интеллигента - писатели Симонов, Твардовский и композитор Щедрин - единственные, кто не..." С Майей Михайловной тут же перестали здороваться в театре - испугались. Да и я вскоре почувствовал "блокаду": у власти миллиард возможностей тебя зажать и придушить! Остракизм крепчал: тут тебя не сыграли, там отменили концерт... Я понял, что надо как-то выходить из положения, ведь хуже всего приходилось Майе Михайловне. Уж она-то за жизнь хлебнула этих проблем - ой-ой! Вспомнил, что Андрей Вознесенский, когда его "жали", написал поэму "Лонжюмо" (1963), посвященную Ленину... Вот и решил пойти на компромисс, но не теряя совести. А тут как раз "столетие Ленина"... Мне не стыдно за эту вещь с точки зрения музыкальной. Сейчас, если мне предложат какой-нибудь исключительный контракт, я, может, и напишу о Ленине, но дело не обойдется без шпильки довольно большого размера...
И Левитан стрелялся...
- Говорят, для человека творческого даже необходимо, чтобы он время от времени в депрессию впадал...
- Нет, депрессия - страшная штука. Исторических примеров сколько угодно. Исаак Левитан стрелялся. Рахманинов за несколько долгих лет не написал ни строчки, пока доктор Даль его не излечил... И я этого не избежал. Теперь я дружен со знаменитым психологом Владимиром Леви... Это он меня вытащил. Все говорил: не принимайте никаких решений в одночасье, послушайте, что говорит вам внутренний голос. Есть же пословица: утро вечера мудренее. Оно тем и мудренее, что своего ангела по утрам слышишь явственнее. Хотя это трудно во всей этой суете: в Москве - одной, в Мюнхене - другой. Да еще и в таких порциях!
- Повторения не было?
- После Леви депрессия меня не навещала. Три раза постучим...
- А музыка может "вытащить"? Любопытством, что ли...
- Я бы сказал - азартом! Да, конечно. Я же, сочиняя ту же "Боярыню Морозову", не играл ее на рояле. Слышал здесь - в голове. И вот ты приходишь на репетицию и впервые слышишь в натуре - событие чрезвычайное! Как Шостакович на репетициях всегда был полон ожидания, хотя, казалось бы, уж он-то со своим гениальным внутренним слухом все должен был заранее услышать.
- Вы же были с ним знакомы, верно?
- Скажем так: он меня знал с возраста 9 лет. Когда немцы стояли под Москвой, власти отдали приказ: ценных людей вывезти в эвакуацию, в Куйбышев. Брат моей мамы был крупным инженером по части энергетики. Вот он и поехал, прихватив маму и меня, маленького. Потом туда же вывезли Шостаковича. Отец мой ушел добровольцем на фронт, но, по счастью, его контузило - жив остался. Приехал к нам; Шостакович позвал его в оргсекретари Союза композиторов... Так он и был у него фактически правой рукой. Этот союз Шостакович нарочно организовал, чтобы помочь музыкантам. Потому что если ты член союза - у тебя и продовольственные карточки были другого цвета - сейчас не помню какого. Ну, скажем, по обычным давали по 100 г хлеба в день, а по "союзным" - 250... Отец иной раз брал меня с собой: принтеров не было, надо было ноты отнести переписчику. И тогда я видел Дмитрия Дмитриевича - он даже внешне был очень своеобразен...
Музыка и вправду штука древняя. Пишут ее композиторы, или она сама их пишет... Можно превознести или оскорбить человека, а для музыки эти категории бессмысленны. А писать "объективно", "без пафоса" - на мой взгляд, последнее дело, говоря о людях искусства... Музыка же за Щедриным выбор сделала.

Московский Комсомолец
от 17.11.2006
Ян СМИРНИЦКИЙ.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован