Эксклюзив
Подберезкин Алексей Иванович
19 мая 2022
597

Роль общественных институтов в формировании национального человеческого капитала (НЧК)

Общество – свод из камней, который обрушился бы,

если бы один не поддерживал другого.

Сенека

Одной из приоритетных политических направлений государства является формирование условий и реализация сплочения общественных институтов к участию в государственной политике, противодействию проявления недружественных проявлений, направленных на подрыв устоев государственности.

17 мая 2022 в Совете Федерации состоялись Х Парламентские встречи в рамках ХХХ Международных образовательных чтений «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность».

По словам Председателя СФ Валентины Матвиенко, в настоящее время, когда под ударом оказалась сущность российской цивилизации, будущее России решается на многие годы вперед.

«В такие переломные, судьбоносные моменты истории мы традиционно обращаемся к славному прошлому российского государства, к деяниям наших великих соотечественников», — сказала Председатель СФ.

Она также отметила, что тема заботы о человеке стала основной в рамках «круглых столов», состоявшихся в Совете Федерации.

Заместитель Председателя Государственной Думы Петр Толстой отметил, что проходящие Парламентские встречи касаются будущего нашей страны. Он высказал ряд предложений в сфере отечественного законодательства. В частности, он выступил за возвращение традиционного обучения и пересмотреть ряд положений в законе о культуре.

По мнению замглавы Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству Любови Глебовой формирование общества - это прежде всего воспитание ответственности. Граждане должны понимать, что их позиция непосредственно влияет на развитие нашей страны. И одна из ведущих ролей здесь принадлежит верующим. Они всегда занимают активную позицию. Благодаря их усилиям реализуются многие успешные проекты.

Комментируя внесенный 16 мая 2022 в Госдуму законопроект , предусматривающий, что постановления Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), вынесенные после 16 марта, не будут исполняться в России заместитель директора института истории и политики МПГУ, члена правления РАПН, эксперта Центра ПРИСП Владимир Шаповалов указал, что есть какая-то группа людей, которые именуют себя российскими правозащитниками, но на поверку значительная их часть не занимается никакой правозащитной деятельностью, не занимается защитой интересов попранных прав россиян, а занимается политически ангажированной деятельностью. По сути, нам нужны ответственные, ориентирующиеся на интересы российских граждан российские правозащитники. Это очень серьезная задача и для гражданского общества, и для государства, которое должно стимулировать любыми возможными способами формирование таких правозащитных структур.

Отметим, что нарастает тенденция в условиях антироссийских-русофобский настроений вытеснения России из мировых общественно-политических институтов.

Так, делегации Общественной палаты Российской Федерации было отказано в участии во втором Дополнительном совещании в области человеческого измерения.

Общественная палата 15 мая 2022 года проинформировала, что мероприятие должно было состояться в Вене 16-17 мая на тему "Функционирование демократических институтов в период кризиса", в повестку дня встречи были заявлены темы свободы собраний и СМИ, обсуждение роли национальных и местных институтов. В заявлении указывается, что члены Общественной палаты регулярно участвуют в совещаниях ОБСЕ в области человеческого измерения, полностью соответствуя всем необходимым критериям для работы на этих площадках.

Представители ОП РФ планировали поделиться с зарубежными коллегами опытом российских НПО в сфере местного самоуправления, свободы слова и мирных собраний, рассказать о лучших практиках развития демократических институтов в нашей стране. Однако к разговору о демократии россиян предпочли не допустить.

В ОП рассказали, что запросы членов делегации ОП РФ в БДИПЧ ОБСЕ с просьбой объяснить причину отмены регистрации, а также предоставить копию решения об отмене регистрации российских общественников и отказе в допуске их на совещание польского Действующего Председательства ОБСЕ были проигнорированы.

"Расцениваем данный шаг как попытку откровенной политизации участия российских НКО в гуманитарных мероприятиях ОБСЕ и откровенный антироссийский демарш с целью не дать представителям российского гражданского общества выступить на международной площадке и озвучить правдивую информацию о работе демократических институтов в нашей стране", - говорится в сообщении.

Свобода есть естественная способность 

каждого делать то, что ему угодно, 

если это не запрещено силой или правом.

Юстиниан

С позиции права термин «институты гражданского общества» весьма активно употребляется в национальномзаконодательстве. Тем не менее понятийно в законодательстве не раскрывается. В этой связи центральное место в толковании отводится разъяснениям судов и правовой доктрине. 

Как указал Конституционный Суд России при формировании контрольно-надзорного механизма в сфере деятельности некоммерческих организаций, включая определение конкретного соотношения и разграничение федерального государственного надзора за их деятельностью и прокурорского надзора за исполнением ими законов, федеральный законодатель должен устанавливать такие правила и процедуры, которые на основе баланса частных и публичных интересов будут способствовать достижению конституционно значимых целей, таких как обеспечение свободной самоорганизации граждан в рамках институтов гражданского общества и поддержание законности и правопорядка, не посягая при этом на само существо конституционного права на объединение, в том числе путем создания необоснованных, избыточных и непреодолимых препятствий для реализации этого права и свободы деятельности общественных объединений

 

По мнени. А.А. Тихомирова институт гражданского общества - это обусловленный конституционными принципами народовластия и приоритета прав и свобод человека и гражданина структурно-правовой способ легального самовыражения и социализации личности; способ непосредственного выражения мнений, предложений, позиций граждан по вопросам общественной жизни; способ прямого участия в принятии социально значимых решений.

История всех до сих пор существовавших обществ 

была историей борьбы классов.

 

Фридрих Энгельс

Среди характерных черт институтов гражданского общества называют следующие: наличие определенной формы; наличие общей цели; внегосударственный порядок образования и функционирования; самоорганизация; самоуправление; добровольность; равноправные отношения, отсутствие иерархии в системе.

Например, Ю.А. Тихомиров предлагает следующую, наиболее полную из предложенных в доктрине, классификацию институтов гражданского общества:

- местное самоуправление;

- объединения на основе членства - партии, профсоюзы, общественные организации, творческие союзы;

- институты непосредственного принятия решений - выборы, референдум, публичные обсуждения и слушания, народное собрание;

- ситуационные институты гражданской инициативы;

- ассоциации - профессиональные, по интересам;

- средства массовой информации;

- митинги, шествия, демонстрации; общественные движения;

- фонды, центры, советы по вопросам гражданского общества; смешанные институты - общественная палата, общественные советы при исполнительных органах, саморегулируемые организации, некоммерческие организации и др.;

- семья.

Например, согласно позиции Конституционного Суда России Закон об  «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» закрепляетнезависимый статус адвокатуры как института гражданского общества и предусматривают ряд гарантий независимости адвокатов при осуществлении ими законной профессиональной деятельности

Обратим внимание, что выше приведённый переченьинститутов гражданского общества не является исчерпывающим.

Общественные (не государственные) институты развития- это устойчивая совокупность людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение конкретных общественных функций и строится эта деятельность на основе определенных норм, правил.

ИР НЧК играют исключительно важную роль в развитии нации, её экономики, общества, превратившись во влиятельные политические инструменты. Когда говорят о не государственных ИР НЧК,  то, как правило, имеют ввиду именно общественные ИР, точнее – некоммерческие общественные организации, – что существенно суживает спектр негосударственных ИР НЧК, исключая, например, такие влиятельны ИР как религиозные, научные, творческие и иные организации, являющиеся в полной мере ИР НЧК.

Как правило, различают 4 сферы жизнедеятельности общества, в каждую из которых входят различные общественные институты и возникают различные общественные отношения: 

1. Экономическая – отношения в процессе материального пр-ва (пр-во, распределение, потребление материальных благ). Институты, относящиеся кэкономической сфере: заводы, фабрики, банки, рынки, фирмы. 

2. Социальная – отношения между различными социальными и возрастными группами; деятельность по обеспечения социальной гарантии. Институты, относящиеся к социальной сфере: коммунальные службы, образование, система здравоохранения, система социального обеспечения, предприятия связи, предприятия досуга.

3. Политическая – отношения между гражданским обществом и государством, между государством и политическими партиями. Институты, относящиеся к политической сфере: государство, парламент, правительство, судебная система, политические партии. 

4. Духовная, т. е. – отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления. Институты, относящиеся к духовной сфере: учреждения системы образования, науки, театры, музеи.

Внимание концентрируется на общественно-политических, иногда экономических и финансовых ИР НЧК, хотя именно творческие организации начинают всё сильнее влиять на политическую жизнь страны. Достаточно привести пример с разного рода «институтами памяти» в Польше, на Украине и странах Прибалтики, которые под прикрытием изучения истории занимаются политическим воспитанием и активной пропагандой. Причём не только в своих странах, но и за рубежом, превращаясь в площадки для самого разного рода псевдонаучных дискуссий, которые «вдруг» перерастают в политические требования.

Именно демократы в США с помощью негосударственных (общественных и частных) институтов смогли «поправить» государственную власть в 2020–2021 годах, радикально дестабилизировав внутриполитическую обстановку, а затем объявить эти институты высшим политическим приоритетом. Именно в последние два десятилетия эти институты развития НЧК, прежде всего, некоммерческие организации – разного рода фонды, СМИ, сетевые издания и общественные организации – стали центральным и, пожалуй, главным внешнеполитическим инструментом США и их союзников.

                Число НКО по типам организаций  

 

Типы организаций

Число

%

2   

Общественная организация

57792

16.6385

6

Религиозная организация

31136

8.9641

6

Автономная некоммерческая организация

28033

8.0708

3

Садоводческие, огороднические, дачные и иные некоммерческие товарищества

19291

5.5539

3

Некоммерческий фонд

18552

5.3412

1

Профессиональный союз

16836

4.8471

3

Товарищество собственников жилья

12675

3.6492

1

Учреждение

12538

3.6097

3

Объединения (союз, ассоциация) юридических лиц

11227

3.2323

1

Некоммерческое партнерство

9762

2.8105

2

Политическая партия

3051

0.8784

3

Коллегия адвокатов

2812

0.8096

2

Казачье общество

2672

0.7693

8

Общественный фонд

2128

0.6127

1

Община малочисленных народов

1565

0.4506

4

Общественное движение

1469

0.4229

2

Территориальное общественное самоуправление

1353

0.3895

3

Национально-культурная автономия

1206

0.3472

3

Адвокатское бюро

793

0.2283

3

Общественно-государственное общественное объединение

624

0.1797

30

Общественное учреждение

528

0.152

24

Садоводческое, огородническое, дачное некоммерческое партнерство

469

0.135

5

Объединение работодателей

357

0.1028

2

Союз (ассоциация) общественных объединений

334

0.0962

2

Иные некоммерческие организации

276

0.0795

2

Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств

139

0.04

1

Орган общественной самодеятельности

122

0.0351

3

Ассоциация экономического развития

97

0.0279

1

Объединения адвокатов

95

0.0274

2

Адвокатские палаты субъектов РФ

85

0.0245

9

Нотариальная палата

72

0.0207

1

Садоводческое, огородническое, дачное некоммерческое объединение

61

0.0176

1

Торгово-промышленная палата

55

0.0158

1

Негосударственный пенсионный фонд

43

0.0124

4

Государственно-общественное объединение

41

0.0118

2

Совет муниципальных образований

24

0.0069

2

Организация

7

0.002

3

Государственная корпорация

6

0.0017

7

Движение

1

0.0003

1

Фонд

1

0.0003

 

Чтобы представить себе масштаб этого явления в России достаточно сказать, что по состоянию на 2021 в Российской Федерации зарегистрировано более 210 тысяч некоммерческих организаций, из которых более 86 тысяч общественных объединений (40,9%), в том числе 39 политических партий и 2 342 их региональных отделений; более 30 тысяч религиозных организаций (15%), включая 182 духовные образовательные организации и почти 100 тысяч некоммерческие организации (44,1%) иных организационно-правовых форм. Также в России зарегистрировано 1 228 национально-культурных автономий, из них: федеральных – 21, региональных – 288 и местных – 919. При этом каждый год в России государственную регистрацию проходят более 11 тысяч новых некоммерческих организаций, а исключены из ведомственного реестра зарегистрированных некоммерческих организаций порядка 13 тысяч организаций по решению судов и налоговых органов.

Таким образом, в российском обществе сложился и развивается достаточно мощный каркас из негосударственных ИР, который выполняет целый ряд общенациональных и государственных функций.

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован