Общество – свод из камней, который обрушился бы,
если бы один не поддерживал другого.
Сенека
Одной из приоритетных политических направлений государства является формирование условий и реализация сплочения общественных институтов к участию в государственной политике, противодействию проявления недружественных проявлений, направленных на подрыв устоев государственности.
17 мая 2022 в Совете Федерации состоялись Х Парламентские встречи в рамках ХХХ Международных образовательных чтений «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность».
По словам Председателя СФ Валентины Матвиенко, в настоящее время, когда под ударом оказалась сущность российской цивилизации, будущее России решается на многие годы вперед.
«В такие переломные, судьбоносные моменты истории мы традиционно обращаемся к славному прошлому российского государства, к деяниям наших великих соотечественников», — сказала Председатель СФ.
Она также отметила, что тема заботы о человеке стала основной в рамках «круглых столов», состоявшихся в Совете Федерации.
Заместитель Председателя Государственной Думы Петр Толстой отметил, что проходящие Парламентские встречи касаются будущего нашей страны. Он высказал ряд предложений в сфере отечественного законодательства. В частности, он выступил за возвращение традиционного обучения и пересмотреть ряд положений в законе о культуре.
По мнению замглавы Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству Любови Глебовой формирование общества - это прежде всего воспитание ответственности. Граждане должны понимать, что их позиция непосредственно влияет на развитие нашей страны. И одна из ведущих ролей здесь принадлежит верующим. Они всегда занимают активную позицию. Благодаря их усилиям реализуются многие успешные проекты.
Комментируя внесенный 16 мая 2022 в Госдуму законопроект , предусматривающий, что постановления Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), вынесенные после 16 марта, не будут исполняться в России заместитель директора института истории и политики МПГУ, члена правления РАПН, эксперта Центра ПРИСП Владимир Шаповалов указал, что есть какая-то группа людей, которые именуют себя российскими правозащитниками, но на поверку значительная их часть не занимается никакой правозащитной деятельностью, не занимается защитой интересов попранных прав россиян, а занимается политически ангажированной деятельностью. По сути, нам нужны ответственные, ориентирующиеся на интересы российских граждан российские правозащитники. Это очень серьезная задача и для гражданского общества, и для государства, которое должно стимулировать любыми возможными способами формирование таких правозащитных структур.
Отметим, что нарастает тенденция в условиях антироссийских-русофобский настроений вытеснения России из мировых общественно-политических институтов.
Так, делегации Общественной палаты Российской Федерации было отказано в участии во втором Дополнительном совещании в области человеческого измерения.
Общественная палата 15 мая 2022 года проинформировала, что мероприятие должно было состояться в Вене 16-17 мая на тему "Функционирование демократических институтов в период кризиса", в повестку дня встречи были заявлены темы свободы собраний и СМИ, обсуждение роли национальных и местных институтов. В заявлении указывается, что члены Общественной палаты регулярно участвуют в совещаниях ОБСЕ в области человеческого измерения, полностью соответствуя всем необходимым критериям для работы на этих площадках.
Представители ОП РФ планировали поделиться с зарубежными коллегами опытом российских НПО в сфере местного самоуправления, свободы слова и мирных собраний, рассказать о лучших практиках развития демократических институтов в нашей стране. Однако к разговору о демократии россиян предпочли не допустить.
В ОП рассказали, что запросы членов делегации ОП РФ в БДИПЧ ОБСЕ с просьбой объяснить причину отмены регистрации, а также предоставить копию решения об отмене регистрации российских общественников и отказе в допуске их на совещание польского Действующего Председательства ОБСЕ были проигнорированы.
"Расцениваем данный шаг как попытку откровенной политизации участия российских НКО в гуманитарных мероприятиях ОБСЕ и откровенный антироссийский демарш с целью не дать представителям российского гражданского общества выступить на международной площадке и озвучить правдивую информацию о работе демократических институтов в нашей стране", - говорится в сообщении.
Свобода есть естественная способность
каждого делать то, что ему угодно,
если это не запрещено силой или правом.
Юстиниан
С позиции права термин «институты гражданского общества» весьма активно употребляется в национальномзаконодательстве. Тем не менее понятийно в законодательстве не раскрывается. В этой связи центральное место в толковании отводится разъяснениям судов и правовой доктрине.
Как указал Конституционный Суд России при формировании контрольно-надзорного механизма в сфере деятельности некоммерческих организаций, включая определение конкретного соотношения и разграничение федерального государственного надзора за их деятельностью и прокурорского надзора за исполнением ими законов, федеральный законодатель должен устанавливать такие правила и процедуры, которые на основе баланса частных и публичных интересов будут способствовать достижению конституционно значимых целей, таких как обеспечение свободной самоорганизации граждан в рамках институтов гражданского общества и поддержание законности и правопорядка, не посягая при этом на само существо конституционного права на объединение, в том числе путем создания необоснованных, избыточных и непреодолимых препятствий для реализации этого права и свободы деятельности общественных объединений
По мнени. А.А. Тихомирова институт гражданского общества - это обусловленный конституционными принципами народовластия и приоритета прав и свобод человека и гражданина структурно-правовой способ легального самовыражения и социализации личности; способ непосредственного выражения мнений, предложений, позиций граждан по вопросам общественной жизни; способ прямого участия в принятии социально значимых решений.
История всех до сих пор существовавших обществ
была историей борьбы классов.
Фридрих Энгельс
Среди характерных черт институтов гражданского общества называют следующие: наличие определенной формы; наличие общей цели; внегосударственный порядок образования и функционирования; самоорганизация; самоуправление; добровольность; равноправные отношения, отсутствие иерархии в системе.
Например, Ю.А. Тихомиров предлагает следующую, наиболее полную из предложенных в доктрине, классификацию институтов гражданского общества:
- местное самоуправление;
- объединения на основе членства - партии, профсоюзы, общественные организации, творческие союзы;
- институты непосредственного принятия решений - выборы, референдум, публичные обсуждения и слушания, народное собрание;
- ситуационные институты гражданской инициативы;
- ассоциации - профессиональные, по интересам;
- средства массовой информации;
- митинги, шествия, демонстрации; общественные движения;
- фонды, центры, советы по вопросам гражданского общества; смешанные институты - общественная палата, общественные советы при исполнительных органах, саморегулируемые организации, некоммерческие организации и др.;
- семья.
Например, согласно позиции Конституционного Суда России Закон об «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» закрепляетнезависимый статус адвокатуры как института гражданского общества и предусматривают ряд гарантий независимости адвокатов при осуществлении ими законной профессиональной деятельности
Обратим внимание, что выше приведённый переченьинститутов гражданского общества не является исчерпывающим.
Общественные (не государственные) институты развития- это устойчивая совокупность людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение конкретных общественных функций и строится эта деятельность на основе определенных норм, правил.
ИР НЧК играют исключительно важную роль в развитии нации, её экономики, общества, превратившись во влиятельные политические инструменты. Когда говорят о не государственных ИР НЧК, то, как правило, имеют ввиду именно общественные ИР, точнее – некоммерческие общественные организации, – что существенно суживает спектр негосударственных ИР НЧК, исключая, например, такие влиятельны ИР как религиозные, научные, творческие и иные организации, являющиеся в полной мере ИР НЧК.
Как правило, различают 4 сферы жизнедеятельности общества, в каждую из которых входят различные общественные институты и возникают различные общественные отношения:
1. Экономическая – отношения в процессе материального пр-ва (пр-во, распределение, потребление материальных благ). Институты, относящиеся кэкономической сфере: заводы, фабрики, банки, рынки, фирмы.
2. Социальная – отношения между различными социальными и возрастными группами; деятельность по обеспечения социальной гарантии. Институты, относящиеся к социальной сфере: коммунальные службы, образование, система здравоохранения, система социального обеспечения, предприятия связи, предприятия досуга.
3. Политическая – отношения между гражданским обществом и государством, между государством и политическими партиями. Институты, относящиеся к политической сфере: государство, парламент, правительство, судебная система, политические партии.
4. Духовная, т. е. – отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления. Институты, относящиеся к духовной сфере: учреждения системы образования, науки, театры, музеи.
Внимание концентрируется на общественно-политических, иногда экономических и финансовых ИР НЧК, хотя именно творческие организации начинают всё сильнее влиять на политическую жизнь страны. Достаточно привести пример с разного рода «институтами памяти» в Польше, на Украине и странах Прибалтики, которые под прикрытием изучения истории занимаются политическим воспитанием и активной пропагандой. Причём не только в своих странах, но и за рубежом, превращаясь в площадки для самого разного рода псевдонаучных дискуссий, которые «вдруг» перерастают в политические требования.
Именно демократы в США с помощью негосударственных (общественных и частных) институтов смогли «поправить» государственную власть в 2020–2021 годах, радикально дестабилизировав внутриполитическую обстановку, а затем объявить эти институты высшим политическим приоритетом. Именно в последние два десятилетия эти институты развития НЧК, прежде всего, некоммерческие организации – разного рода фонды, СМИ, сетевые издания и общественные организации – стали центральным и, пожалуй, главным внешнеполитическим инструментом США и их союзников.
Число НКО по типам организаций
|
|
Типы организаций |
Число |
% |
|
2 |
Общественная организация |
57792 |
16.6385 |
|
6 |
Религиозная организация |
31136 |
8.9641 |
|
6 |
Автономная некоммерческая организация |
28033 |
8.0708 |
|
3 |
Садоводческие, огороднические, дачные и иные некоммерческие товарищества |
19291 |
5.5539 |
|
3 |
Некоммерческий фонд |
18552 |
5.3412 |
|
1 |
Профессиональный союз |
16836 |
4.8471 |
|
3 |
Товарищество собственников жилья |
12675 |
3.6492 |
|
1 |
Учреждение |
12538 |
3.6097 |
|
3 |
Объединения (союз, ассоциация) юридических лиц |
11227 |
3.2323 |
|
1 |
Некоммерческое партнерство |
9762 |
2.8105 |
|
2 |
Политическая партия |
3051 |
0.8784 |
|
3 |
Коллегия адвокатов |
2812 |
0.8096 |
|
2 |
Казачье общество |
2672 |
0.7693 |
|
8 |
Общественный фонд |
2128 |
0.6127 |
|
1 |
Община малочисленных народов |
1565 |
0.4506 |
|
4 |
Общественное движение |
1469 |
0.4229 |
|
2 |
Территориальное общественное самоуправление |
1353 |
0.3895 |
|
3 |
Национально-культурная автономия |
1206 |
0.3472 |
|
3 |
Адвокатское бюро |
793 |
0.2283 |
|
3 |
Общественно-государственное общественное объединение |
624 |
0.1797 |
|
30 |
Общественное учреждение |
528 |
0.152 |
|
24 |
Садоводческое, огородническое, дачное некоммерческое партнерство |
469 |
0.135 |
|
5 |
Объединение работодателей |
357 |
0.1028 |
|
2 |
Союз (ассоциация) общественных объединений |
334 |
0.0962 |
|
2 |
Иные некоммерческие организации |
276 |
0.0795 |
|
2 |
Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств |
139 |
0.04 |
|
1 |
Орган общественной самодеятельности |
122 |
0.0351 |
|
3 |
Ассоциация экономического развития |
97 |
0.0279 |
|
1 |
Объединения адвокатов |
95 |
0.0274 |
|
2 |
Адвокатские палаты субъектов РФ |
85 |
0.0245 |
|
9 |
Нотариальная палата |
72 |
0.0207 |
|
1 |
Садоводческое, огородническое, дачное некоммерческое объединение |
61 |
0.0176 |
|
1 |
Торгово-промышленная палата |
55 |
0.0158 |
|
1 |
Негосударственный пенсионный фонд |
43 |
0.0124 |
|
4 |
Государственно-общественное объединение |
41 |
0.0118 |
|
2 |
Совет муниципальных образований |
24 |
0.0069 |
|
2 |
Организация |
7 |
0.002 |
|
3 |
Государственная корпорация |
6 |
0.0017 |
|
7 |
Движение |
1 |
0.0003 |
|
1 |
Фонд |
1 |
0.0003 |
Чтобы представить себе масштаб этого явления в России достаточно сказать, что по состоянию на 2021 в Российской Федерации зарегистрировано более 210 тысяч некоммерческих организаций, из которых более 86 тысяч общественных объединений (40,9%), в том числе 39 политических партий и 2 342 их региональных отделений; более 30 тысяч религиозных организаций (15%), включая 182 духовные образовательные организации и почти 100 тысяч некоммерческие организации (44,1%) иных организационно-правовых форм. Также в России зарегистрировано 1 228 национально-культурных автономий, из них: федеральных – 21, региональных – 288 и местных – 919. При этом каждый год в России государственную регистрацию проходят более 11 тысяч новых некоммерческих организаций, а исключены из ведомственного реестра зарегистрированных некоммерческих организаций порядка 13 тысяч организаций по решению судов и налоговых органов.
Таким образом, в российском обществе сложился и развивается достаточно мощный каркас из негосударственных ИР, который выполняет целый ряд общенациональных и государственных функций.