Эксклюзив
28 марта 2016
2105

Россия и Италия за восстановление атмосферы доверия в Европе

Министр иностранных дел России Сергей Лавров в ходе совместной пресс-конференции по итогам переговоров с Министром иностранных дел и международного сотрудничества Италии Паоло Джентилони подчеркнул особенную востребованность двусторонних контактов в «непростой ситуации в мировых делах».

Дав высокую оценку результатам переговоров с иностранной делегацией в МИД РФ, Сергей Лавров отметил, что они прошли «в доброжелательной, конструктивной атмосфере». «На фоне быстро развивающейся и весьма непростой ситуации в мировых делах такие контакты особенно востребованы», - подчеркнул глава МИД России.

Двустороннее сотрудничество

Стороны обсудили перспективы развития двусторонних отношений по всем направлениям в соответствии с договоренностями, достигнутыми на встречах Президента Российской Федерации Владимира Путина с Председателем Совета министров Италии Маттео Ренци. По словам Сергея Лаврова, в России удовлетворены стремлением итальянских партнеров «содействовать восстановлению атмосферы доверия и взаимопонимания на Европейском континенте». В ходе переговоров в МИД РФ были подтверждены планы Председателя Совета министров Италии М.Ренци посетить Россию в июне в увязке с участием в Санкт-Петербургском международном экономическом форуме. Была отмечена активность контактов по линии парламентов наших стран, межведомственных связей, а также между регионами и бизнесом.

«Итальянские партнеры подтвердили планы Председателя Совета министров Италии М.Ренци посетить Россию в июне в увязке с участием в Санкт- Петербургском международном экономическом форуме».

Переговоры в МИД РФ придали импульс полноценному возобновлению использования таких механизмов, как двусторонние межгосударственные консультации и встречи министров обороны и иностранных дел в формате «два плюс два». Договорились ускорить начало работы Группы по борьбе с новыми вызовами и угрозами. Она была создана в рамках договоренностей на высшем уровне два года назад. Как подчеркнул Сергей Лавров: «Это особенно актуально, учитывая нарастающую угрозу терроризма (о которой, наверное, много говорить не приходится, у всех она на виду, включая ужасные террористические акты в Бельгии) и анонсированные игиловцами планы осуществления дальнейших подобных бесчеловечных акций». Отмечено взаимное стремление к наращиванию товарооборота. Журналистам сообщили, что в середине апреля в Риме намечена встреча Министра иностранных дел и международного сотрудничества Италии П.Джентилони с заместителем Председателя Правительства России А.Дворковичем в качестве сопредседателей российско-итальянского Совета по экономическому, промышленному и валютно-финансовому сотрудничеству. Цель встречи - подготовка пленарного заседания Совета, ориентировочно осенью этого года.

Энергетика

Говоря о развитии экономического сотрудничества с Италией, Министр Сергей Лавров уделил особое внимание взаимодействию в энергетической сфере. «Италия остается одним из наших важнейших партнеров в сфере энергетики», - подчеркнул глава МИД России. Министр напомнил, что в феврале в Риме был подписан Меморандум о взаимопонимании в отношении поставок природного газа из России по дну Черного моря через третьи страны в Грецию и из Греции в Италию. По словам Сергея Лаврова, это открывает «хорошие рамочные возможности для масштабного сотрудничества между российским ПАО «Газпромом» и итальянской компанией «Эдисон». По-прежнему важными для России партнерами остаются нефтегазовый концерн «ЭНИ» и энергетическая компания «ЭНЕЛ».

Стороны отметили успешную кооперацию наших стран по производству и коммерциализации самолета «Сухой Суперджет-100».Весомый пакет заказов на него – свидетельство признания и спроса на мировых рынках.

«Сухой Сурерджет-100». Фото www.sdelanounas.ru

Международная повестка встречи

Акцент расставлен на «задачах мобилизации усилий по противодействию терроризму». Сергей Лавров подчеркнул: «Исходим из того, что здесь крайне важна координация действий всех игроков, которые могут внести вклад в эту общую борьбу». В этом контексте министры обсуждали «размораживание» полезных и эффективных инструментов, которые помогали ранее решать многие проблемы в сфере антитеррора, но были свернуты, в частности по линии Россия-НАТО, Россия-ЕС. Всесторонне обсуждалась на встрече министров сирийская проблематика. В том числе – совместная работа России и Италии в международной группе поддержки Сирии (МГПС). Так же, как и на переговорах с министром иностранных дел ФРГ Ф-В.Штанмайером, касаясь темы Сирии, было решено «уделить особое внимание выработке механизмов, позволяющих пресекать нарушения перемирия, которые еще случаются». В том же контексте стороны обсудили политический процесс, начатый в Женеве под руководством специального представителя Генерального секретаря ООН по Сирии Стефано де Мистуры. Министры подчеркнули: необходимо придать этому политическому процессу «подлинно инклюзивный характер, чтобы все слои сирийского населения, включая Правительство и весь спектр оппозиции, были бы представлены на этих переговорах». Сергей Лавров акцентировал внимание журналистов на важном нюансе: «Наша общая линия заключается в том, что реализация, одобренных СБ ООН мер по комплексному урегулированию сирийского кризиса не должна и не может означать снижения внимания к борьбе с терроризмом: с ИГИЛ, «Джабхат ан-Нусрой» и другими ассоциированными с этими структурами террористическими организациями». Стороны не обошли вниманием тот факт, что Италия была инициатором решений ЮНЕСКО, которые потребовали защищать объекты культурного исторического наследия в ходе вооруженных конфликтов.

Ливия

Как было отмечено на пресс-конференции, Россия поддерживает усилия Италии по урегулированию кризиса в Ливии. Напомним, что в этой стране после свержения режима Муаммара Каддафи в 2011 году возникло двоевластие: на востоке, в Торбуке, страной управляет избранный парламент, которому противостоит происламский Всеобщий национальный конгресс в Триполи. Но (!) парламент в Тобруке признается ООН легитимным представительным органом Ливии на данном этапе. Ряд районов страны контролирует запрещенная в России террористическая группировка «ИГ». В начале марта этого года, как сообщало РИА Новости из Рима, Министр иностранных дел правительства, сформированного в Триполи сторонниками происламского Всеобщего национального конгресса, Али Рамадан Абузаку дал согласие, чтобы Италия стала лидером международных военных сил по борьбе с боевиками террористической группировки «ИГ» в Ливии.

Россия регулярно участвует во всех мероприятиях по ливийским делам, которые проводятся в Риме. Сергей Лавров на пресс-конференции отметил: «Сегодня согласились с тем, что особую актуальность приобретает формирование и утверждение легитимного правительства национального согласия, которое имело бы реальную опору в самой Ливии». По словам главы МИД России, его итальянский коллега г-н Паоло Джентилони проинформировал российскую делегацию «об основных параметрах тех дискуссий, которые итальянцы со своими европейскими и американскими партнерами ведут по возможной международной миссии содействия ливийским властям с упором на стабилизацию обстановки и созданию более благоприятных условий для борьбы с терроризмом». Результаты этой работы будут представлены в СБ ООН, - пообещал П.Джантилони.

Обоим министрам на пресс-конференции был задан вопрос в связи с тем, чтоПравительство Триполи объявило в стране ЧП, так как процесс примирения никак не наберет силу. «Для Италии это один из основных вопросов, и как сказал Министр, «один из самых срочных кризисов». Для России, возможно, вопрос не так актуален, но что ожидает Италия от России? Что конкретно Россия, имея, в том числе, сирийский опыт, может сделать для того, чтобы помочь мирному процессу урегулирования? Возможно, сирийский опыт можно повторить и на других театрах»? – поинтересовались журналисты. Сергей Лавров ответил не без иронии: «Во-первых, я надеюсь, что когда задается вопрос о том, что конкретно Россия может сделать в Ливии, не имеется в виду, что и ключом к решению всех проблем Ливии обладает Россия. Так говорится уже об Украине, Сирии и многом другом». Во-вторых, глава МИД России подтвердил правоту своего коллеги в том, что нельзя каждую ситуацию рассматривать под одним углом зрения. Если сирийское Правительство обратилось к Российской Федерации за помощью, то от Ливии такого обращения к России не поступало.

Руководитель МИД РФ напомнил, что Россия, как и Италия, выступает за выполнение Схиратских договоренностей* в том виде, в котором они были одобрены Советом Безопасности ООН. Как пояснил Сергей Лавров, по ходу развития этих договоренностей, они должны включать в себя больше участников, чем количество сторон, подписавших их. «Зная ливийские реалии и то, насколько сейчас подорвана в Ливии центральная власть, насколько влиятельны группировки, контролирующие различные районы этой страны, важно сделать все, чтобы этот процесс стал максимально инклюзивным, и в этом контексте - добиться того, чтобы его ратификация прошла, как положено, чтобы он был полностью легитимным в глазах всех ключевых ливийских сил», - сказал Сергей Лавров. Министр подчеркнул важность фактора времени. «Наверное, было бы неправильно ждать, пока ИГИЛ освоится в Ливии так же, как оно освоилось в какой-то период в Ираке и в Сирии, - сказал Сергей Лавров. - Я надеюсь, что в Ливии не будет повторения истории, которая произошла при обсуждении сирийских проблем, когда в течение более четырех лет, не только нам, но и публично наши, в том числе американские, партнеры заявляли, что невозможно мобилизовать мировое сообщество на борьбу с ИГИЛ пока Б.Асад находится у власти». По словам руководителя МИД России, это «абсолютное нарушение всех требований Совета Безопасности ООН, который четко постановил, что в борьбе с ИГИЛ не может быть никаких отговорок и оправданий».

Предупреждение Сергея Лаврова касалось и такого уязвимого момента, как принятая резолюция 1973 о бесполетной зоне над Ливией. «Сегодня я привлек внимание Паоло Джентилони к тому, что стали проскальзывать намеки на то, что, мол, незачем обращаться в Совет Безопасности, потому что в марте 2011 года была принята резолюция 1973 СБ ООН, которая установила над Ливией бесполетную зону, и этой резолюции вполне достаточно, чтобы применять силу извне для наведения порядка в этой стране». Сергей Лавров с удовлетворением отметил, что Министр иностранных дел и международного сотрудничества Италии Паоло Джентилони «категорически отверг такую постановку вопроса». «Мы все помним, какую печальную, я бы сказал, подрывную роль сыграло отношение стран НАТО к этой резолюции, тем самым, создав ливийский кризис, который мы сейчас все «расхлебываем», - сказал Сергей Лавров. - Надеюсь, что в этот раз наши коллеги из НАТО, которых по ливийскому сюжету Италия ведет вперед, изберут путь, который будет безупречен с международно-правовой точки зрения».

Украина

Стороны нашли взаимопонимание и констатировали, что «едины в подтверждении безальтернативности последовательного и полного выполнения Минских договоренностей от 12 февраля прошлого года, что, как известно, предполагает прямой диалог между Киевом и Донецком и Луганском, включая вопросы закрепления особого статуса Донбасса, внесение соответствующих поправок в конституцию Украины, проведение амнистии и решение всего комплекса вопросов, связанных с организацией выборов в Донбассе».

«Санкционный рефлекс» как «заменитель» дипломатии

Сергей Лавров обратил внимание журналистов на так называемый «санкционный рефлекс». Как сказал однажды сатирик-классик Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин: «Ничто так не обескураживает порока, как сознание того, что он угадан и что по поводу его уже раздался смех». Вот и Сергей Викторович, наконец, дал определение этому санкционному пороку (ведь западные санкции незаконны с точки зрения международного права), назвав его уж очень заземлено – рефлексом. «Мы следим за обсуждением этих вопросов, в том числе в ЕС, но больше не для того, чтобы понять, когда, наконец, прекратятся санкции (повторю, у нас есть своя программа, и мы ее реализуем), а наблюдаем скорее для того, чтобы понять, как эволюционирует позиция наших европейских соседей, поскольку мы слышим все новые призывысделать Россию ответственной за многие происходящие в мире вещи», - сказал Сергей Викторович.

Развивая тему, Министр напомнил, что Россию обвиняют в том, что именно она - ключ к решению украинской проблемы. «Нас лишь призывают повернуть этот ключ в правильном направлении, чтобы наши отношения мгновенно стали нормальными», - сказал Сергей Лавров. - Теперь нам говорят, что у Российской Федерации ключ и к сирийской проблеме и что только мы можем принять меры, которые позволят этот кризис урегулировать». А за этим – настойчивые призывы к России вернуть Крым и снять ограничения в отношении западных компаний. «Уже появляются намеки, в том числе и из-за океана (не просто от каких-то политологов, а от официальных лиц), что по Сирии сейчас наметился прогресс, но Россию надо «дожимать» и можно даже ввести против нее какие-то санкции по САР, чтобы она больше старалась, - называл вещи своими именами Сергей Лавров. - Я уже не говорю о таких мелочах, как обсуждение некоторыми европейскими странами из числа членов ЕС идеи составления «списка Савченко».

Видимо, «санкционный рефлекс с «легкой руки» Министра станет фразеологизмом в международном политическом лексиконе, а потом и анахронизмом. А пока… «Санкционный рефлекс» давно наблюдался у наших американских коллег, - констатировал Сергей Лавров. - Я многократно говорил Дж.Керри, что ощущается какая-то усталость от классической дипломатии, либо потеря Вашингтоном «вкуса к дипломатии» как средству достижения компромиссов, когда чуть что где-то не так – сразу вводятся санкции. В Йемене, например, в свое время были объявлены санкции против бывшего президента А.А.Салеха, его семьи и окружения. Сейчас, когда завязывается реальная перспектива перехода от военных действий к диалогу с участием всех заинтересованных сторон, становится понятно, что без интересов большой части населения Йемена, на которую опирается бывший президент А.А.Салех, трудно решить этот кризис. Значит, нужно что-то делать с санкциями. То же самое в отношении Южного Судана. Определенная часть политиков, в свое время, не шла на договоренности с руководством Южного Судана, там сохранялись противоречия, и наши западные коллеги тоже решили срочно вводить против них санкции. Это всегда было характерно для Вашингтона». И, как говорится, пример заразителен.

Верховный представитель по иностранным делам и политике безопасности ЕС Ф.Могерини. Фото www.vk.com

«Считаю непростительным сохранять замороженными механизмы, которые создавались еще задолго до сирийского кризиса, в частности, в рамках отношений России и Евросоюза, в рамках Совета Россия-НАТО. Данные механизмы были нацелены на профилактику мер по борьбе с терроризмом, позволяли заранее налаживать обмен информацией и работать над тем, чтобы идеология терроризма не проникала в новые общества».

«Но то, что сейчас этот «санкционный рефлекс» явно пробивает себе дорогу в ЕС, является новым для меня явлением, - откровенно признался Сергей Лавров. - В этой связи (сегодня мы тоже об этом говорили) когда Евросоюз устами Ф.Могерини, которая выступала не в своем национальном качестве, а как Верховный представитель по иностранным делам и политике безопасности всех 28 стран, излагала свои пять принципов отношений с Россией (мы там не увидели ничего нового, но комментировали это по линии МИД), то удивило то, что Ф.Могерини призвала все страны мира присоединиться к антироссийским санкциям». Мир не отреагировал. «Мы обращаем на это внимание не потому, что очень хотим, чтобы ЕС поскорее сказал нам, что еще сделать, чтобы они сняли санкции – нет, мы не будем даже вовлекаться в эти дискуссии, - парировал Сергей Лавров. - Но это показательно с точки зрения направления, в котором эволюционирует коллективная внешняя политика Европейского союза». По оценке С.Лаврова, это направление не является конструктивным и, более того - оно не отражает мнения большинства в ЕС. «Если такое русофобское меньшинство по-прежнему преобладает в Брюсселе, то мы можем только выразить наше сожаление по этому поводу», - заключил Сергей Лавров.

Несмотря на это, судя по атмосфере, которая создалась в ходе выступления министров на совместной пресс-конференции, стороны удовлетворены результатами переговоров в Москве в МИД России. Сергей Лавров поблагодарил за это своего итальянского коллегу Паоло Джентилони.

 

Схиратские договоренности* - 17 декабря 2015 года в марокканском городке Схират (близ Рабата) было подписано «Ливийское политическое соглашение». Оно предусматривает создание правительства национального согласия и формирование президентского совета на время переходного периода, который должен завершиться проведением парламентских выборов.

Елена Студнева, обозреватель журнала «Международная жизнь»

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован