21 мая 2004
3331

Россия слишком увлеклась мазохизмом

По словам PR-специалистов, необходима антикризисная политика, направленная на улучшение репутации России

На этой неделе в Москве прошел второй Международный симпозиум "Имиджелогия-2004", организованный Академией имиджелогии и Российским государственным социальным университетом. Главной темой симпозиума стала проблема формирования позитивного имиджа России в современных условиях. Дело в том, что, по мнению специалистов в сфере PR, в России как не умели, так пока и не научились формировать позитивный имидж - ни отдельного человека, ни всей страны в целом. Причины такого положения вещей не в том, что Россия чем-то беспросветно хуже других государств, а в том, что сами россияне сегодня меньше всего задумываются о том, какое впечатление они производят на иностранцев, а у самой России нет последовательной информационной политики. В то время как главная задача формирования имиджа - распространять правдивую позитивную информацию о самих себе. На практике же технология создания позитивного имиджа России в современных условиях может заключаться в создании "антикризисного" национального имидж-центра, который должен объединить представителей всех заинтересованных сил: корпораций, СМИ, государственных служб и ведомств, а также российской общественности.

Позитивный образ страны - это важнейший инструмент защиты интересов России в мире. Российские специалисты по PR отмечают, что мировая общественность все еще мало информирована о реалиях новой России, о ее инвестиционном и культурном потенциале, а также о той важной роли, которую она способна играть в современном мире. Это признают даже представители зарубежных государств. "Я еще никогда не был в стране, имидж которой не расходился бы в такой степени с действительностью. Репутация России значительно хуже, чем то, что она представляет собой на самом деле", - сказал в одном из интервью посол Швейцарии в России Вальтер Фечерин. Причина в том, что информационная политика России в переходный период строилась на стремлении показать экономическую и политическую слабость с целью привлечения кредитов и иной помощи. А пришедшая к власти нарубеже столетий новая элита пока так и не начала проводить последовательную политику по формированию более "сильного" имиджа. Так, по мнению пиарщиков, информационная политика национального телевидения играет против репутации России: темами, которым уделяется наибольшее внимание, являются различные катастрофы и социальные проблемы. Поэтому сегодня репутация России за рубежом работает, как правило, против нее: создает серьезные препятствия для деятельности российских корпораций, тормозит реализацию инвестиционных программ и снижает их возможный масштаб, мешает российскому бизнесу выходить на мировой рынок.

С одной стороны, проблема России с точки зрения имиджа - это недооценка россиянами национального богатства. "Занижение реальной стоимости национального богатства бьет не только по репутации России, незаслуженно отбрасывая ее в ряд мало- и среднеразвитых государств, но и создает серьезные препятствия для деятельности российских корпораций", - сказала RBC daily Вероника Моисеева, вице-президент Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО). С другой стороны, проблемой стали и сложившиеся стереотипы поведения россиян. Например, специалисты по PR отмечают, что русские бизнесмены часто большое внимание уделяют внешней атрибутике имиджа (носят одежду престижных марок, предпочитают очень дорогие автомобили), однако о личной репутации заботятся мало. В результате быть стильно одетым и разговаривать матом - это чуть ли не естественное состояние современного русского делового человека. Еще один имиджевый "прокол" и неотъемлемая часть сегодняшнего "русского" имиджа - слабость ко всему импортному. Например, престижно учить детей за границей, что на практике опровергает патриотичное утверждение о том, что российская система образования - лучшая в мире.

В результате Россия позиционируется в мире неверно и необъективно, что позволяет западным странам целенаправленно формировать нужный им образ России. "Проблемы со свободой слова, коррупция и Чечня - именноэти темы занимают до 60% в общем объеме негативных публикаций о России в западных СМИ, - говорит г-жа Моисеева. - Конечно, это не значит, что российским СМИ нужно замалчивать проблемы. Однако надо показывать прежде всего, как данные проблемы решаются, демонстрировать примеры эффективного разрешения тех или иных кризисных ситуаций. А для этого необходимо разработать и последовательно реализовать ряд принципов информационной политики государства, учитывающей потребности в развитии его репутации. Приоритеты такой политики - наиболее адекватно и выгодно представлять государство как интеллектуальную, культурно развитую страну, научного и технологического лидера с богатой историей и большим будущим".

Правда, механизма для того, чтобы "новая национальная идея" нашла свое реальное воплощение, пока нет. "В России сегодня должен работать репутационный менеджмент, который занял бы достойное место в системе государственного управления", - отмечают специалисты по PR. Технически управлять репутацией России может помочь создание некоего "антикризисного" национального имидж-центра, объединяющего представителей всех заинтересованных сил: корпораций, СМИ, государственных служб и ведомств, российской общественности. В частности, классическими примерами использования такого подхода являются Германия и Япония, которые смогли кардинально поменять образ военных держав за довольно короткий послевоенный период. "Кризисный менеджмент является единственно адекватным в той ситуации, когда репутация страны препятствует ее развитию и необходимо противодействовать внешним центрам, которые формируют ее по своему усмотрению", - говорит Вероника Моисеева.

Андрей Сердечнов

www.rbcdaily.ru

21.05.2004
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован