Если говорить о мировом и европейском опыте, то конечною следует обратить внимание, прежде всего, на шведскую модель социального государства, суть которой сводится в основном к следующему: государство всемерно и последовательно проводит "производственную" социальную политику, инвестируя средства в обеспечение занятости и мобильности рабочей силы, ее переподготовку, образование взрослых, профилактику болезней и несчастных случаев, помощь семьям. Подобный тип общественного устройства находит обоснование в идеологии шведской социал-демократии, которая держится у власти уже достаточно очень давно: с 1932 по 1976-й год и с 1982 года по настоящее время.
Социал-демократическая шведская идеология сводится преимущественно к пяти всеобщим принципам: всеобщая занятость; единая социальная политика; производственная демократия; солидарная политика заработной платы; активная политика по формированию рынка труда; концепция образования коллективного капитала.
Данные идейные ценности шведской социал-демократии по-своему вполне объемно и точно выразил премьер-министр и социалист Т.Эрландер, руководивший страной в 1946-69 годах. Он был искренне убежден в том, что: "...человек должен иметь возможности применять свои способности для иного, чем для борьбы за сносное существование". Единство устремлений, уважение к ближнему, чувство причастности к общему делу и влияние на жизнь общества так же важны для человеческого существования, как и рост материального благополучия".
На что же направлена шведская "социальная политика"?
Активность шведского "государства благосостояния" охватывает, главным образом, ниже перечисленные сферы общественной жизни: взаимоотношения наемных работников и предпринимателей; выплаты пенсий и разного рода социальных пособий; заботу о здоровье граждан; обеспечение нуждающихся муниципальным жильем; начальное, среднее и высшее образование; поиск гражданами нового места работы и их переквалификация.
Что касается пенсионного и социального обеспечения, то здесь Швеция достигла наиболее осязаемых успехов. В 1959 году тут была введена, помимо обычной, еще и Всеобщая дополнительная пенсия (ВДП).
Кроме выплат по основной пенсионной схеме, ВДП обеспечивает пенсии по старости, по досрочному выходу в отставку, по болезни, а также семейные пенсии. Причем размеры ВДП исчисляются из заработка в "лучшие" 15 лет службы.
Пенсию по старости или "народную пенсию" в Швеции получают все граждане, достигшие 65 лет, независимо от того работал человек или был на иждивении. В случае если пенсия у гражданина единственный источник дохода к ней предусмотрена надбавка в размере 48%. Помимо прочих льгот, шведские пенсионеры оплачивают лишь 50% стоимости проезда на общественном транспорте, имеют скидки в размере 20-70% на посещение театров, музеев, выставок. Однако усугубляет ситуацию то, что в среднем на одного пенсионера приходится всего трое работающих.
Народному здравоохранению в Швеции традиционно уделялось много внимания. Заслуживает упоминания тот факт, что страхование по болезни и инвалидности было введено в Швеции еще в 1891 году. В этой стране государство - собственник средств производства в здравоохранении, и оно же руководит административной службой здравоохранения, планирует и финансирует ее деятельность.
Следует напомнить, что медицинская помощь в Швеции почти во всех ее видах - бесплатна для основных категорий граждан. При этом к шведскому здравоохранению предъявляется и немало претензий. Смысл их не в том, что качество медицины слишком низкое, а в том, что "бесплатность" подобной услуги создает избыточный спрос.
В здравоохранении Швеции установлены настолько низкие цены, что расходы пациентов являются чисто символическими, не выше 10% истинной стоимости обслуживания, что порождает беспредельный рост потребностей. С другой стороны, подобный дефицит лечебных услуг частично компенсируется тем, что пособие по болезни составляет 90% от месячного заработка.
Обеспечение наемных работников бесплатным жильем или жильем с фиксированной ставкой арендной платы также было главной задачей большинства социал-демократических правительств. Но, несмотря на интенсивное жилищное строительство, развернутое в Швеции в 1960-70-х годах ХХ века и по инерции продолжавшееся до середины 1990 годов, жилищная проблема была здесь решена только фрагментарно. Например, в 1989 году 620.000 шведов или около 15% трудоспособного населения стояло в очереди на государственное жилье. При этом возможности приобрести квартиру или дом на открытом рынке у большинства населения не было, и до сих пор нет в силу чрезвычайной дороговизны шведской недвижимости.
Система образования в Швеции в целом выстроена оптимальным образом. Например, более 99% детей посещают муниципальные школы бесплатно.
Позитивным моментом является еще и то, что до сих пор среднее, специально-техническое и высшее образование в Швеции в государственных учебных заведениях - бесплатное.
Очевидно, что те немалые суммы, которые шведское "государство благосостояния" отпускает на нужды наемных работников и членов их семей, не берутся "из воздуха".
Швеция - единственная страна в мире, где доля расходов на социальное обеспечение в ВВП превышает 42%. Меньше в Евросоюзе тратит на социальные нужды Эстония - 18,1 процента ВВП.
Меньше Эстонии на социальные нужды из стран ЕС тратят только Румыния (17,6 процента ВВП) и Латвия (17,8 процента ВВП), а Болгария тратит ровно столько же, сколько Эстония.
Менее 20 процентов ВВП тратят на социальные цели также Словакия (18,6 процента), Польша (18,9 процента), Литва (19,1 процента) и Мальта (19,8 процента).
Больше всего на социальные гарантии населения направляют Франция (33,8 процента ВВП), Дания (33,3 процента) и Нидерланды (32,1 процента). Свыше 30 процентов ВВП тратят на социальные цели Германия (30,7 процента), Финляндия (30,6 процента), Австрия(30,4 процента). А что же Россия? Утвержденный бюджет на 2013-2015 годы показывает, что уровень социальных программ для населения не превышает 10-12 процентов от ВВП.
Теперь о налогах. В Швеции, например, действуют два вида налогов на личные доходы: пропорциональный, - направляемый в местные бюджеты, и прогрессивный, - который платят центральному правительству. В итоге, максимальная ставка на средний доход рабочего составляет - 50-65%, служащего - 80%.
Еще один нюанс, который надо учитывать, анализируя шведское "государство благосостояния" - это та весомая роль, которую играют в социальной политике муниципальные органы власти. В 1950-60 годы шведские местные муниципалитеты были превращены в значимое звено административной власти. В итоге, расширение "общественного сектора" происходило именно за счет услуг, оказываемых муниципалитетами и округами: всеобщее образование, медицинские услуги, услуги по уходу и т.д. В тот же период в целях экономии и рационализации управления было резко сокращено количество муниципалитетов: с 2500 до 280 посредством их слияния. Такое перераспределение полномочий в пользу местных органов власти, с одной стороны, идет на пользу наемным работникам, получающим от муниципалитетов до двух третей материальной и организационной социальной поддержки.
Если говорить о финансовом аспекте проблемы "всеобщего благоденствия", то для современной Швеции характерны два процесса - сближение доходов высокооплачиваемой части рабочего класса и средних слоев и рост имущественной поляризации. По существу львиная доля шведского национального дохода остается в руках крупных и частных собственников, тогда как лица наемного труда получают меньшую часть валовой прибавочной стоимости.
Россия, конечно, качественно отстает в социальном плане не только от развитых стран ЕС, но и от многих стран Азии. Мы лишь на 52 месте по уровню покупательной способности, мы занимаем 60 место по уровню ВВП на душу населения. В последние годы в социальной сфере происходят очень неприятные вещи. У нас резко упала покупательная способность населения, в реальном исчислении уменьшились размеры пенсий, а ВВП при этом вырос, т. е. реально идет сокращение расходов на социальную политику. Но наша власть регулярно говорит: у нас нет столько ресурсов, чтобы тратить на социальную поддержку населения.
Профессор Александр Гусев в программе "Право голоса" с Ольгой Кокарекиной на канале ТВ Центр www.tvc.ru/