22 января 2009
2346

Россия в 2010 поразит Европу звездами цирка

Интервью Максима Никулина о только что прошедшем фестивале цирка в Монте-Карло

Самый престижный в мире Международный фестиваль цирка в Монте-Карло проходит в этом живописном уголке Лазурного берега в 33-й раз под эгидой принцессы Монако Стефани с участием около 180 мастеров манежа из 16 стран пяти континентов. Ежегодно он собирает под куполом гигантского цирка-шапито Фонвьей десятки тысяч поклонников циркового искусства.

Россияне всегда были фаворитами этого праздника цирка и на этот раз представлены более чем достойно: российские артисты исполняют шесть номеров из 30 в фестивальной программе. В составе жюри фестиваля из шести человек, которое возглавляет принцесса Монако Стефани, два представителя от России - Аскольд и Эдгар Запашные. "Золотой, серебряный и бронзовый клоун", награды "Олимпийских цирковых игр", как иногда называют этот фестиваль, приравниваются к "Оскару" в области кино. Российские артисты неоднократно завоевывали здесь призовые места, и публика всегда встречала их с восхищением.

В эксклюзивном интервью спец. корр.ИТАР-ТАСС Юрию Ульяновскому директор Московского цирка на Цветном бульваре Максим Никулин любезно согласился рассказать о положении дел в российском цирке и его планах на будущее.

ВОПРОС: На нынешнем фестивале заметны разные направления в современном цирковом искусстве. Есть броские, но несложные номера, которые явно нацелены на то, чтобы эпатировать, поразить публику, другие представления выдержаны в более строгом стиле, они значительно сложнее, но не "бьют на публику", если можно так сказать. Какое направление выбирает Ваш цирк и почему?

ОТВЕТ: Направления цирковой деятельности выбираются, конечно же, сознательно. Есть поп-кульутра или массовая культура, а есть цирковое искусство. Так вот, мы делаем выбор в пользу искусства цирка, которое должно быть максимально приближенным к народу, но в то же время оставаться высоким искусством. Это предполагает хорошую хореографию, прекрасные костюмы, отточенную пластику движений. То есть, все что было свойственно традиционному цирку, к которому мы себя причисляем. Пусть это уже цирк модерн, но все-такие на традиционной основе. Безусловно есть элементы, как вы выразились, "на потребу публики", этого нельзя зачеркивать. Но и они должны выполняться на качественно высоком уровне.

ВОПРОС: Не кажется ли Вам, что цирковые программы выгодно отличаются от некоторых наших телевизионных программ чистотой и искренностью, отсутствием сцен насилия?

ОТВЕТ: Трудно не согласиться с тем, что некоторые наши телевизионные программы перенасыщены сценами насилия. Однако, на мой взгляд, телевидение в этом не виновато, да и школа, которую также ругают, тоже не виновата. Вот я смотрю на моих детей, которые смотрят тот же самый "ящик", как говорится, те же самые программы, то же самое телевидение, что и мы с вами, и растут нормальными ребятами. Мне тек кажется во всяком случае, и я на это надеюсь. Дети моих друзей также ходят в те же школы и смотрят то же телевидение, и остаются нормальными ребятами. Наверное, все-таки не в этом дело. Может быть и отчасти в этом, но не следует винить во всем телевидение и ставить это во главу угла.

ВОПРОС: Трудно ли сохранить цирк как действительно высокое искусство....?

ОТВЕТ: В наше время сохранить цирк как высокое искусство очень сложно и стоит совсем не дешево. Это требует немалых усилий и никогда не принесет больших денег. Но я убежден, что такое направление цирка, как вида искусства, должно сохраняться. Я считаю, что наш цирк является таковым и остается на таком же уровне, как балет Большого, как наша симфоническая музыка, как авторский кинематограф, то есть кино не для всех.

ВОПРОС: Почему Вы ставите такую высокую планку?

ОТВЕТ: Поскольку все это явления одного порядка. Наши номера, которые мы готовим, они уникальные, или "штучные", если хотите. Это не явления массовой культуры, которые делаются даже не на потребу публики, а на потребу дня.

ВОПРОС: Вам лучше, чем кому бы то ни было, известно, что здесь, в Монте-Карло, на самом престижном в мире Международном фестивале цирка можно увидеть не только детей, которые, естественно в большинстве, но и людей среднего и весьма почтенного возраста.

Мне доводится освещать это событие не в первый раз, и я с интересом наблюдаю в шапито Фонвьей за реакцией европейских знаменитостей театра, кино, политики, наконец, на выступления цирковых артистов. Посмотрите хотя бы на знаменитого актера и режиссера Робера Оссейна, верного рыцаря из фильмов про Анжелику. Все происходящее на цирковой арене можно читать по его лицу.

Как это объяснить? Это желание уйти от американской продукции на теле- и киноэкранах, вернуться в счастливые времена детства или прикоснуться к такому необычному виду искусства, как цирк, где халтура практически невозможна, а часто и жестоко наказуема?

ОТВЕТ: Цирк и есть настоящее искусство на самом деле. Другое дело, как его подавать, как его позиционировать и как его, скажем, продавать. Мне обидно, скажем откровенно, что артисты моего цирка не получили на этом фестивале главных призов, обидно, что и артисты других российских цирков оказались несколько обделенными в этом плане, на мой взгляд. Но дело совсем в другом. Больше всего обидно за то, что главный приз - "золотого клоуна" получили те, кто этого абсолютно не достоин.

Цирк - имеет много составляющих. Решение присудить на этот раз главный приз воздушным гимнастам из Северной Кореи имеет скорее политический, а не артистический аспект. В номере северных корейцев нет эстетики, там нет трюков, которые можно назвать "рекордными", и там присутствует элемент обмана. Они не "летают", как заявлено а программе, а работают по вертикали, а это совершенно разные вещи. В номере присутствует элемент лукавства, поскольку верхние этажи страхуют нижних за веревку.

ВОПРОС: Так в чем же отличие?

ОТВЕТ: Отличие в том, что мы работаем честно. Номера идут в реальном времени, в реальном измерении, без фонограммы. Другими словами, для нашей "цирковой политики" лукавство неприемлемо.

Второй номер, "Патетический полет", дуэт украинских артистов, воздушного гимнаста Дмитрия Григорова и Олеси Шульги, вполне заслуженно получил второе "золото". Этот роскошный номер имеет свою историю. После падения почти с 13-метровой высоты врачи собирали Дмитрия почти по кусочкам и он сам признавался, что шел к этому номеру 15 лет. Это боль, пот, кровь, слезы, мозоли, падения, переломы .... это настоящий цирк и тяжелый труд. За эту украинскую пару я по-настоящему рад, они достойны золота Монте-Карло.

ВОПРОС: Были ли другие номера, которые достойны высоких наград на этом фестивале, который близится к завершению?

ОТВЕТ: На этот раз я не был в составе жюри и не могу судить со всей ответственностью, но могу сказать такие номера, достойные высоких наград, на фестивале присутствовали. В любом случае я рад, что номера российского цирка присутствуют здесь, в Монте-Карло, на фестивале Международного фестиваля цирка, что они присутствуют на цирковых фестивалях в Париже, в Будапеште, в Пекине, в Москве, в Риме.... Вскоре ожидается фестиваль на Украине и мы там, надеюсь, будем представлены.

Нам везде рады, потому, что мы показываем наши стиль, наше понимание цирка и это очень важно. Современный цирк очень многоликий и очень многоплановый. И то, что люди могут выбирать, это на самом деле замечательно. Мы свое направление выбрали лет 10-15 назад, мы собрались и обсудили каким путем нам идти. Думаю, что мы не ошиблись и выбрали правильный путь. Порукой тому - полные залы на наших представлениях. Призы, тем более фестивальные, тоже важны. Но мы, как профессионалы, понимаем, что на таких конкурсах всегда присутствует элемент политики, например, в отношении тех же северокорейских или китайских артистов. Ведь здесь считают, что очень важен даже сам факт самого их приезда после трехлетнего перерыва.

ВОПРОС: Ну а если вести отчет по "гамбургскому счету", как принято было говорить когда-то в цирке?

ОТВЕТ: Откровенно признаюсь, здесь в этом отеле и в самом цирке есть бар, где мы собираемся по вечерам и ведем разговор именно по "гамбургскому счету", то есть говорим, кто чего стоит. Мне недавно сделали приятный комплимент на такой встрече. Арт-директор фестиваля Ален Фрер сказал, что артистов из цирка Никулина везде, в любом шоу, можно узнать и сказать: "Вот этот артист из цирка Никулина!". Это говорит о том, что у нас есть свой стиль, свой почерк, свой уровень. И это признание для меня гораздо важнее всех фестивальных призов, в том числе золотых.

ВОПРОС: Вы знаете Ален Фрер в беседе со мной отметил также этот момент, но еще восхитился тем, что российские цирковые артисты, прежде всего, конечно, женщины изумительно красивы и привлекательны. Хотя мужчины тоже им под стать.

ОТВЕТ: Все правильно... В этом тоже есть своя философия. Ведь люди, которые приходят смотреть цирк, они хотят быть такими, как их любимые артисты, как "она" или "он", то есть сильными, красивыми, бесстрашными, слегка безбашенными и куражливыми, как, в принципе, все русские. В какой -то степени это пропаганда нашей русской культуры, нашего русского начала.

ВОПРОС: Здесь, в Монте-Карло российские артисты остаются фаворитами этого престижного фестиваля цирка, их встречают горячими аплодисментами и с неизменной симпатией ... Но интересно бы знать о перспективах и планах на будущее вашего цирка?

ОТВЕТ: В прошлом году с помощью нашего французского бюро мы провели первый в мире международный салон цирка. Интерес к нему был очень большой, он имел успех. В этом году мы продолжаем эту инициативу и делаем второй салон цирка. Это блестящая возможность для пропаганды российского цирка. На этот салон приезжают режиссеры, артисты, продюсеры.

Признаюсь откровенно. Сейчас мы начинаем самый амбициозный проект в моей жизни: вернуть российский цирк в Европу. Причем не отдельными номерами, не выступлениями отдельных артистов, а вернуть российский цирк, как таковой, как часть мировой культуры цирка. Есть к этому и совпадение звезд: 2010 год объявлен Годом России во Франции и Годом Франции в России. Мы намерены привести сюда полноценную программу из звезд нашего российского цирка.

Это будет настоящая бомба, это будет очень интересно, потому что европейцы от этого отвыкли, они не видели такого целых 20 лет. Потому что в начале 1980-х годов, когда, как говорится "клапан открылся", сюда на Запад хлынуло огромное число "неликвидов", которые были никому не нужны у нас дома, они называли себя представителями российского, советского, московского цирка, и так далее.

Естественно, уровень упал сразу ниже плинтуса, все перестали интересоваться нашим цирком, наших артистов стали покупать за копейки. Сейчас мы эту ситуацию уже сломали, и я хочу поставить точку. То есть привезти в Европу полноценную российскую программу из наших звезд, и думаю, что она будет иметь успех.

Юрий Ульяновский, 22.01.2009 г. " ИТАР - ТАСС, МОСКВА
http://www.circusnikulin.ru/lang/rus/file/news/16.html
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован