17 января 2008
2750

`Российская власть либо непоправимо глуха, либо сама себе затыкает уши`

? Павел Семенович, как вы знаете, на этой неделе в Москве будет проходить международная конференция ?Власть прессы и пресс власти?. Конференцию проводят партия ?Союз правых сил?, факультет журналистики МГУ и Дэвисовский центр Гарвардского университета. В связи с этим событием вопрос: кому, как не вам, знать, чего в нашей стране сегодня больше ? власти прессы или пресса власти?

? К сожалению, я думаю, что в этом сочетании за последние годы, за последнее десятилетие влияние перераспределяется абсолютно точно в пользу власти. По нашим подсчетам, сейчас примерно 80 процентов совокупного тиража всех выходящих в России газет ? это газеты государственной власти всех уровней. Это с одной стороны.

С другой стороны, очень трудно говорить о власти прессы. Это, я считаю, в принципе недобросовестный разговор о некой власти, которой обладает наша сегодняшняя российская пресса, потому что, невзирая на все самые громкие разоблачения, которыми наполнены некоторые наши газеты, мы, наверное, единственная страна в мире, в которой власти можно на все эти разоблачения никоим образом не реагировать. Существует два указа двух президентов России: один был издан в 1996 году, а другой ? в подтверждение развития этого указа в 2000 году, где говорится об обязанности чиновников чуть ли не в трехдневный срок реагировать на все критические выступления в печати. По моим подсчетам, за минувшие шесть лет этот указ ни разу не был выполнен, и при этом никто не понес за это ответственность. Вот о чем мы можем говорить.

? Вы говорите о реакции чиновников, представителей власти на какие-то выступления средств массовой информации, но, по-моему, последние истории с НТВ, ?Эхо Москвы?, ТВ-6 показывают, что власть как не собиралась, так и не собирается реагировать на публикации в СМИ. Она попросту решила те из них, которые неугодны, закрывать.

? То, что произошло с НТВ и ТВ-6, напрочь разбивает все разговоры о заинтересованности высшей государственной власти в существовании некого оппонента, в существовании гражданского общества, о котором недавно так громко говорили, а сейчас что-то давно не вспоминают. Кстати, на заседании так называемого Гражданского форума я сам слышал, как президент настаивал на создании некой оппозиции, без существования которой он не видит сильной, единой, процветающей, цивилизованной России. Но одно дело ? провозглашать подобные лозунги с кремлевской трибуны и совсем другое ? мириться с неприятными тебе людьми в быту. Мне кажется, что и в случае с НТВ, и в случае с ТВ-6 в самую последнюю очередь шла речь об оппозиционности этих изданий. Было все что угодно ? мелкая мстительность, недобросовестность, чувство вседозволенности, демонстративное неприятие любых правовых и цивилизованных норм, демонстрация всему обществу своей силы и своих возможностей. Вот что это было. А после такого, конечно, очень сложно говорить о свободе слова и о других высоких демократических понятиях.

? В связи с этим у меня два вопроса. Во-первых, поправима ли сложившаяся ситуация со свободой СМИ в нашей стране и, во-вторых, что в этой ситуации предпринимает Союз журналистов России, какие у него есть рычаги для того, чтобы как-то повлиять на то, что сегодня происходит?

? На первый вопрос ответ элементарен. Свободы не существует, существует борьба за свободу. Как только эта борьба прекращается, улетучивается и всякое воспоминание о свободе. Как говаривал один мой американский знакомый: есть у вас свобода или ее нет, можно определить только в том случае, если у вас ее пытаются отнять. К сожалению, сегодня нам постоянно напоминают о существовании свободы. Это первое.

Второе ? что делает Союз журналистов. Мы не являемся никакой властной структурой, мы не являемся Министерством по делам журналистики. Мы продолжаем, как и всегда, нравится это кому-то или не нравится, говорить то, что мы считаем необходимым, защищая интересы нашего профессионального сообщества, людей, которые его составляют, изданий, которые подвергаются все большим и большим атакам, журналистов, которых убивают, бьют, несправедливо судят, несправедливо обвиняют в несовершенных ими преступлениях. Нам приходится защищать не только их, но и то законодательство, которое помогает прессе выжить. Нам приходится воздействовать на общественное мнение, которое сейчас далеко не на стороне СМИ. Вот это наши конкретные дела, наши обязанности.

И о том, что с нами считаются, и о том, что мы на правильном пути, свидетельствуют, например, попытки создания в журналистской среде штрейкбрехерских организаций, которые кормятся из рук власти, защищают интересы власти. Я имею в виду ?Медиасоюз?, который за год существования проявил себя в полном блеске. По-моему, главное, что он сделал за это время, ? создал свою футбольную команду.

? Мой последний вопрос связан с тем, с чего я начал. Грядет конференция ?Власть прессы и пресс власти?, в которой примут участие и представители власти, и представители журналистского сообщества. Как вы считаете, это бесполезная затея или обеим сторонам есть что сказать друг другу с точки зрения налаживания взаимного конструктивного диалога?

? Мне кажется, что, если бы наши оппоненты хотели услышать то, что думает о них пресса, они смогли бы это сделать и без конференции. Потому что столько говорят, столько кричат на эти темы за последние годы, что не услышать это может либо непоправимо глухой, либо тот, кто старательно затыкает сам себе уши. У меня нет веры в то, что мы сможем докричаться до власти и на этой конференции.

Олег ЕФРОСИНИН
www.sps.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован